Не собирался говорить прежде времени... Через неделю, 27 сентября, будет праздник Воздвижения Креста Господня... Хотелось бы его по-своему отметить. Кстати, завтра будет другой большой праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Его я по-своему уже отметил, почти.
"Позвольте, товарищ, у меня все ходы записаны!"
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
20 Сен 2018 17:14 #1292
Всюду, вслед за Википедией, пишут буквально одно и то же.
Вытянутый эллипсоид вращения (вытянутый сфероид) можно также определить как геометрическое место точек пространства, для которых сумма расстояний до двух заданных точек (фокусов) постоянна.
Сплюснутый эллипсоид вращения (сплюснутый сфероид) можно также определить как геометрическое место точек пространства, для которых сумма расстояний до ближайшей и до наиболее удалённой точки заданной окружности постоянна.
Первое (про фокусы) понятно. А второе что значит?
"Позвольте, товарищ, у меня все ходы записаны!"
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
27 Окт 2018 15:55 #1297
на круглом 12-местном столе разложены карточки с именами приглашённых. Гости пришли и сели, не обратив внимания на карточки. Докажите, что можно повернуть стол так, чтобы не менее 2-х гостей оказались на своих местах.
И замечательное, имхо, решение.
Warning: Spoiler![ Click to expand ][ Click to hide ]
Предварительные замечания.
1. Все числа рассматриваем по модулю 12.
Это значит, что числа различающиеся на число, кратное 12, считаем одинаковыми. Т е например
-3 = 9, 0 = 12 = 60
2. Гостей обозначим числами 0, 1, 2, ... 11 Карточки с номерами считаем последовательно размещёнными по кругу по часовой стрлеке- 0, 1, 2, ...11
Место(обозначенное карточкой) на которое сел i-ый гость обозначим А(i)
Решение.
предположим, что утверждение задачи неверно - есть такое расположение А, что нельзя повернуть стол так, чтобы 2 человека оказались на своих местах.
Это означает, что для всех i числа А(i)-i различны( в самом деле, это число показывает, насколько надо повернуть стол по часовой стрелке, что бы i-ый гость оказался на месте изначально для него предназначенным). Эта разность очевидно может принимать значения от нуля до 11. Т к всего гостей 12 - все значения встречаются по одному разу.
Теперь рассмотрим сумму
(А(0) - 0) + (А(1) - 1) + (А(2) - 2) + ... + (А(11) -11)
В силу предыдущего замечания она равна
0 + 1 + 2 + ... + 11 = 66 = 6(напоминаню, мы рассматриваем числа по модулю 12)
Но, с другой стороны, она д б равна нулю т k числа А(i) - те же числа 0, 1, 2, ... , 11 - но в другом порядке.
Т е наше исходное предложение неверно - не все числа A(i) - i различны, среди них есть совпадающие.
Это решение имхо замечательно и неожиданно. Когда я пришёл к нему, я не мог поверить, что тут нет ошибки. Долго проверял, потом посмотрел в книжку - там решение видимо такое же(я кинул беглый взгляд).
Я искал решение основанное на другой идее. Именно, раз есть все разности, кто-то сидит на своём месте. И это должно как-то сузить возможности для других. Я по прежнему почти уверен, что такое решение должно существовать - но мне его найти не удалось. А хотелось бы - я не люблю чудеса, а изложенное выше решение - чудо. Мне по крайней мере совершенно непонятно, как так получилось
Поясню почему я подробно и нудно разьяснял насчёт остатков. Дело в том, что среди моих френдов есть 2(минимум ) человека, прекрасно соображающих( и потому интересующихся задачами), но совершенно невежественных в математике. Если почему так получилось с одним понятно - он кончал школу в конце 80-х, учителям было не до него, то с другой не понимаю. Она инженер-судостроитель - т е должна была даже "высшую математику" учить, и почтенного возраста - но соображает дай Бог. Но при этом даже что такое математическая индукция не знала. Хотя говорит, что читала Перельмана и Литтлвуда Чудны дела твои Господи
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
16 Нояб 2018 04:37 #1302
Математик Алексей Савватеев задался благой целью: научить математике гуманитариев. Вопреки ожиданиям, у него это получилось так хорошо, что количество его учеников стало исчисляться десятками тысяч. Так вышло, что теперь его лекции записаны на бумаге и выпущены в виде книги. Она так и называется «Математика для гуманитариев. Живые лекции». Считается, что для понимания данной книги не требуется никакое начальное знание, однако человек, освоивший ее целиком, сможет в дальнейшем читать более специальную литературу. Книга вышла в финал премии в области научно-популярной литературы «Просветитель». «Лента.ру» публикует фрагмент книги с разрешения издательства «Университет Дмитрия Пожарского».
...
История написания этой книги такова. Долгие годы я ездил по всей стране с лекциями «Математика для экономистов» в разных ее вариантах (теория игр, микроэкономика или теория принятия решений — все эти, на первый взгляд, разные по содержанию дисциплины очень быстро превращались в простой математический ликбез для преподавателей экономики).
Постепенно я понял, чем отличается гуманитарное мышление от мышления представителей точных наук — понял на таком уровне, когда «понимание» переходит в качество преподавания.
Положительные отзывы 2-х мерзавцев - Любжина и Волкова, плюс мой личный опыт общения с Савватеевым заставляет усомниться в качестве книги.
Но я её не смотрел.
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
16 Нояб 2018 06:02 #1304
Это конспекты лекций, к тому же рассчитанные на гуманитариев, основная задача этих лекций - привлечь интерес и научить хоть немножко мыслить нужным образом. Они должны быть многословными. Обязаны даже.
Многословие это недостаток для сборника формул по математике.
Вы imho судите не разобравшись в вопросе просто по автору книги.
Свободу Джулиану Ассанжу!
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
16 Нояб 2018 06:33 #1306
Я не хочу обьяснять подробно(на самом деле просто не могу - это непростая работа), но я смотрю именно на стиль. Автор пытается развлекать слушателей, надеясь, что им станет интересен предмет. Имхо это попытка с негодными средствами. Также возможно Вы неправильно поняли слова о личном общении - мол он мне не понравился, и потому я хаю его книгу. Нет. Он мне как раз в общем понравился(мы говорили в его ЖЖ), он очень милый, но видны были особенности, в силу которых я не верю в его способность написать хорошую книгу. Я бы не хотел уточнять( т е просто не готов, это ощущение).
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
16 Нояб 2018 06:36 #1307
Как намёк на это ощущение - слова одного его хорошего знакомого там:
:"Когда ты проповедывал свободную любовь, это было много убедительнее, чем когда ты теперь проповедываешь христианство".
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
16 Нояб 2018 06:40 #1308
Грубо говоря в попытке увлечь служателей он прыгает и скачет. Я не верю в эффективность прыжков и скачек ни при проповеди любви(христианства) ни при обучении матемтике. Они могут привлечь внимание лично к лектору - но не к его проповеди или предмету обучения.
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
16 Нояб 2018 06:43 #1309
Автор пытается развлекать слушателей, надеясь, что им станет интересен предмет. Имхо это попытка с негодными средствами.
А у вас есть опыт привлечения интереса и достижения прогресса с гуманитариями иными способами?
Я просто имел небольшой опыт проведения тренингов по написанию запросов на SQL для относительно широкой взрослой аудитории (5-6 тренингов по 40 часов). И даже несмотря на то, что предмет относительно простой даже по ИТ-шным меркам, я понял что именно гуманитариями очень тяжко. Показываешь пример - просишь сделать аналогичный - решают. Второй пример - и просишь аналогичный - решают по шаблону. Комбинируешь оба случая или немного усложняешь - просишь решить без примера своего - у части проблемы. Причем у гуманитариев. Рассказываешь с аналогиями из жизни какими-то с лирическими отстутплениями - доходит, решают.
Свободу Джулиану Ассанжу!
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
16 Нояб 2018 06:56 #1310
Возможны разные пути. Например, Иссерсон действовал так:
"О лекциях Иссерсона стоит сказать особо. Внешне он, как лектор, на первых порах производил неприятное впечатление. Он уходил с кафедры, брал стул, садился где-то в стороне, впереди аудитории, закладывал ногу на ногу, клал на ногу папку, открывал ее и начинал читать, перекладывая в папке машинописные страницы одну за другой. Это не было чтением в дословном понимании. Страницы он действительно перекладывал как при чтении, но в них он не заглядывал, а говорил, глядя на слушателей. Говорил ровным голосом, даже монотонно. Но то, что он говорил, захватывало тебя всего. Изложение было столь логичное, что боязно было пропустить хотя бы одно звено единой логической цепи. Когда кончался учебный час, возникало чувство, что ты возвратился из другого мира. Во время лекции ты целиком был у нее в плену. ".
Или когда я увидел по телику знаменитого Шаталовa, сразу стало ясно - ему не нужно знать свои предметы(физику и математику; не знаю насчёт физики, но в математике он был полный ноль). Это человек-огонь. У него будут знать ученики - потому что невозможно от него не загореться.
Аналогично Александров пишет о лекциях Гильберта(причём не по высокой науке - а по наглядной геометрии) - эмоциональное напряжение было настолько огромным, что захватывало аудиторию полностью.
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
16 Нояб 2018 07:02 #1312
О лекциях Иссерсона стоит сказать особо. Внешне он, как лектор, на первых порах производил неприятное впечатление. Он уходил с кафедры, брал стул, садился где-то в стороне, впереди аудитории, закладывал ногу на ногу, клал на ногу папку, открывал ее и начинал читать, перекладывая в папке машинописные страницы одну за другой. Это не было чтением в дословном понимании. Страницы он действительно перекладывал как при чтении, но в них он не заглядывал, а говорил, глядя на слушателей. Говорил ровным голосом, даже монотонно. Но то, что он говорил, захватывало тебя всего. Изложение было столь логичное, что боязно было пропустить хотя бы одно звено единой логической цепи. Когда кончался учебный час, возникало чувство, что ты возвратился из другого мира. Во время лекции ты целиком был у нее в плену.
Спасибо, но это точно не работающий способ на взрослую гуманитарную аудиторию. Большинство просто не могут сосредоточиться на долгий срок независимо от качества. Это на молодых технарей.
Свободу Джулиану Ассанжу!
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
16 Нояб 2018 07:05 #1313
Плюс у гуманитариев у них есть стоперы, как переборки в корпусе корабля.
Эта вода знаний их корабль невежества не затопит.
Без обратной связи не получится, надо выявлять стоперы и пробивать.
Вот встретил случайно(смотрел совсем другое) подходящее к случаю обьяснение( ivanov-petrov.livejournal.com/1981703.ht...108215303#t108215303 ) :
"Впрочем, если уж зашла речь, то все эти оговорки - не относятся к лично моему отрицательному отношению к этому ходячему тезису (про "понятное для любого с улицы", "десятилетнему ребёнку", "уборщице в лаборатории" и т.п. изводы). Дело даже не в том, насколько это "достижимо" и неиллюзорно (тут ведь и критерия вменяемого нет: не считать же за оный - кивок, мол, "ага - понял!"... - как и если я Вам расскажу по-русски "об итальянском языке", это Вас не приблизит к его - языка, а не рассказа - реальному пониманию).
Важнее даже для меня - именно "контр-образовательная" природа таких иллюзий. Это слишком отдаёт "лёгкостью" опуститься на более низкий "уровень ученика" - вместо задачи "подтягивать его вверх" (хотя бы к учителю). "Иллюзия понимания" - она, знаете ли, умиротворяет и потворствует лени (мыслительной в первую очередь), тогда как "самое страшное в мире" (по крайней мере уж точно - в мире образования) "это - быть успокоенным". И наоборот: осознание непонимания, пропасти между своим "уровнем прохожего" - и уровня "глубоко разбирающегося" рассказчика-педагога - это есть чуть ли не главное условие и стимул, чтобы усилия к "преодолению пропасти" приложить (наряду с естественнейшей- неудовлетворённой! - "любознательностью"). "
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
16 Нояб 2018 17:09 #1315
Тут, ув.Григорий, многое если не всё зависит от того, кто подобные тезисы толкает.
Если ученик, которому нравится именно стройность точность и полнота изложений и он не хочет видеть или слушать воду и рассусоливание, при этом вполне способен напрячься и "преодолеть пропасть", то это хорошо и достойно только уважения.
Если же такие мысли педагог/лектор или тренер толкает, оправдывая нежелание свое работать над доступностью своего материала, и эффективностью донесения знаний до слушателя, то он лишь расписывается в своем непрофессионализме (преподавательском) и в том, что занимает чужое место. При этом он может быть сколь угодно крут в предмете. Это не имеет абсолютно никакого значения. К сожалению вторых у нас пока довольно много. Но я надеюсь, что рынок их таки оставит без куска хлеба рано или поздно.
Математика для чайников №3
17 Нояб 2018 16:52 #1316
инфолиократ
Ruslan73 wrote:
Тут, ув.Григорий, многое если не всё зависит от того, кто подобные тезисы толкает.
Если ученик, которому нравится именно стройность точность и полнота изложений и он не хочет видеть или слушать воду и рассусоливание, при этом вполне способен напрячься и "преодолеть пропасть", то это хорошо и достойно только уважения.
Если же такие мысли педагог/лектор или тренер толкает, оправдывая нежелание свое работать над доступностью своего материала, и эффективностью донесения знаний до слушателя, то он лишь расписывается в своем непрофессионализме (преподавательском) и в том, что занимает чужое место. При этом он может быть сколь угодно крут в предмете. Это не имеет абсолютно никакого значения. К сожалению вторых у нас пока довольно много. Но я надеюсь, что рынок их таки оставит без куска хлеба рано или поздно.
многое если не всё зависит от того, кто подобные тезисы толкает.
Как имеющий в трудовой ТОЛЬКО ТРИ записи (БЭМЗ, безработный, СШ23, на своей "шкуре" увидевший разницу в уровне знаний (возможностей) учеников-выпускников А и Г класса в 1992 году) добавлю ТРЕТЬЕГО(любого): многое если не всё зависит от того, кто подобные тезисы толкает. Но не менее важно чтобы это было НА ГРАНИЦЕ возможностей. З павагай да неабыякавых (обучающих, обучаемых, критикующих)
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
17 Нояб 2018 19:53 #1317
Но не менее важно чтобы это было НА ГРАНИЦЕ возможностей.
Беда тут в том, что часто границ в группе много. Даже если вам пришло 10 человек, границ например может быть штуки 3 разных.
Например, пара продвинутых, которые хватают на лету, середка человек 5 и 3 отстающих. По какой границе будете давать материал?
Свободу Джулиану Ассанжу!
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
17 Нояб 2018 22:36 #1318
И вновь привет.
Не подскажете ли, сводима задача факторизации чисел к задаче возведения в степень по модулю?
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
19 Нояб 2018 18:17 #1319
инфолиократ
Ruslan73 wrote:
инфолиократ wrote:
Но не менее важно чтобы это было НА ГРАНИЦЕ возможностей.
Беда тут в том, что часто границ в группе много. Даже если вам пришло 10 человек, границ например может быть штуки 3 разных.
Например, пара продвинутых, которые хватают на лету, середка человек 5 и 3 отстающих. По какой границе будете давать материал?
Как не педагог, а "технарь" (печник-радиофизик, как называл меня кум инж-механик, который обещал просчитать бескривошипношатунный, но не Ванкеля, ВДВС), попавший в школу после БЭМЗ и Биржи, вел уроки не по МУ (и начинал даже не по Программе: 5 уроков теории, а с 1-го урока сажал за КУВТ "Корвет"), давал одно и то же задание всем по теме (и на контрольных работах, выполняемых в РАБОЧИХ тетрадях). При этом даже при пятибальной системе каждый выполнял действия со своими числовыми или символьными данными по своему варианту, задаваемому обычно по таблице, по сторонам которой, например, записывались соответственно 1)действия, 2)данные, 3)числа FI (по количеству букв в ФИО) или СЛОВА, если требовались текстовые величины. Оценки выводили себе ученики, зная что неправильно добавленные балы вычитались. Обязательно были ДВА=ТРИ текстовых вопроса, которые были, например такими: 9й. Какой вопрос(действие) знаешь лучше и какой хуже всего? (Если верно = то +, если ЗНАЕШЬ называлось то, что с ошибкой, то МИНУС). Названный ТРУДНЫМ и неточный ответ добавлял +/-. А на 5+ или потом на 10 баллов т.н. "творчество", чтобы не "простаивали умы", а в случае ТАКИ выполнения и доп.задания, разрешал на КУВТ Корветах играть. Как говорится, не напрягался особо. При объяснении нового материала, бывало, например на открытом уроке, устроенном двумя завучами неожиданно, успевал попутно каждого спросить несколько раз, и поставить НЕСКОЛЬКО положительных отметок... Короче: самообслуживание - прогрессивный метод, сами себе пусть и определяют границы ученики.
З павагай да неабыякавых (Как говорится- спасибо за вопрос, на любой вопрос есть ТРИ ответа, не менее)
The topic has been locked.
Математика для чайников №3
19 Нояб 2018 18:24 #1320
инфолиократ
Aycon wrote:
И вновь привет.
Не подскажете ли, сводима задача факторизации чисел к задаче возведения в степень по модулю?
Хотя в прошлом тысячелетии сам придумал обратный факториал для любого положительного числа, подозреваю что данная задача не совсем для чайников, но по сабж, поэтому ув. Учитель бывшего учителя или иные квантофорумчане ответят точно, объективно, а не субьективно (хвастаясь своим). З павагай да неабыякавых