Мобильников тогда нигде не было - это плод техпрогресса, а не достижение капитализма. За границу народ ездил и так. Только не в Турцию и Египет, как сейчас , а в восточную Европу и на Кубу. Фильмов иностранных , действительно хороших, сейчас совсем мало. В СССР их тоже показывали и по телеку и в кинотеатрах. Зато ещё и отечественный кинематограф не морг собой являл или палату реанимации как ныне, а шедевры на поток выдавал.
Феллини, Бергмана, Вайду, Фассбиндера и т.д. особо не жаловали ни кино, ни телевидение
то же можно сказать и о Тарковском с Сокуровым
Я, может и соглашусь, что фильмы были разного уровня, но Феллини, например, я смотрел тогда почти всего. Бергман, Тарковский... все это в кинотеатрах было.
Сравните с тем, что мы имеем сейчас.
Vladimirovich написал(а):
Иа написал(а):
Хорошее кино по ящику всегда было событием
По ящику да. Я имел ввиду кинотеатры.
Иа написал(а):
Феллини, Бергмана, Вайду, Фассбиндера и т.д. особо не жаловали ни кино, ни телевидение
то же можно сказать и о Тарковском с Сокуровым
Я, может и соглашусь, что фильмы были разного уровня, но Феллини, например, я смотрел тогда почти всего. Бергман, Тарковский... все это в кинотеатрах было.
Сравните с тем, что мы имеем сейчас.
Иа написал(а):
Vladimirovich написал(а):
Я, может и соглашусь, что фильмы были разного уровня, но Феллини, например, я смотрел тогда почти всего. Бергман, Тарковский... все это в кинотеатрах было.
я в кино довольно мало чего смотрел - в прокате это все было недолго, в 1-2 кинотеатрах, надо было как-то это все дело специально мониторить. В основном все в кинокружке в школе
Vladimirovich написал(а):
Сравните с тем, что мы имеем сейчас.
Щас приницпиально другая ситуация - есть видео, dvd, торренты и прочие безобразия
Сейчас показывают в основном дрянь, но рейтинговую, которую хочет смотреть много народу
а для эстетов - канал культура и dvd
а раньше показывали в основном дрянь, которая не нужна никому
а для эстетов - редкие сеансы в кино или клубах
Имхо, сейчас лучше, даже с учетом технологической форы нынешних времен
Vladimirovich написал(а):
Иа написал(а):
Имхо, сейчас лучше, даже с учетом технологической форы нынешних времен
с учетом технологической форы всегда лучше
Иа написал(а):
а раньше показывали в основном дрянь, которая не нужна никому
Не соглашусь. % фильтрации дряни был значительно больше, что в книгах, что в кино.
% фильтрации дряни был значительно больше, что в книгах, что в кино.
Ну вот если взять книги, то в московских магазинах была очень грустная история. Книг хватало, многотомник Анатолия Софронова или Малую Землю с Возрождением и Целиной купить не проблема. А вот Булгакова уже днем с огнем не сыщешь. С хорошей современной литературой - полный швах. В регионах, конечно, было лучше, но тоже не сахар.
Потом я не уверен, что правильно говорить о процентах. Имхо, 10 хороших книжек на 1000 плохих (но, между прочим, пользующихся спросом) - это лучше, чем 2 хорошие на 50 плохих и никому не интересных. Мне неважно, что все завалено Бушковым и Донцовой, главное, чтобы еще и другие книжки были (вопрос о том, что есть хорошее, а что плохое оставляем в стороне)
С кино, на мой взгляд, схожая история была
Издаваться-то издавались, но а) каким тиражом и б) почему так по-дурацки распределялись? Отсюда и дефицит. Постоянно ездить в сельскую местность в библиотеки оно как-то в меру удобно
То, что в библиотеках было намного лучше, чем в книжных магазинах, согласен. Даже армейская библиотека, помню, сильно меня порадовала.
Что было хорошо, так это академические издания русских классиков 19 века, да и те купировали.
А вот классикам 20-го не сильно повезло, некоторым и очень крупно, вплоть до расстрела.
Хорошей литературы было до хрена - читать-не перечитать. Да, Кафки было мало, и Толкиена не издавали. Но скажите, Вы читали В ожидании козы, Счастливку, На войне как на войне, Деньги для Марии, Былинку в поле? - имхо, книги высочайшего уровня и что уж точно - чрезвычайно честные.
Отбор производился, имхо, весьма квалифицированно и добросовестно. Порочен сам принцип отбора -- Нашим людям - самой лучшее. Это да. Но отбирали - профессионально.
Ну вот что такого очень ценного было запрещено, и не издавалось?
Навскидку, по моим ощущениям от того времени, Солженицын, Шаламов, Оруэлл, Булгаков. Список можно продолжить. Куча всего, типа Толкиена, не издавалась не из за цензуры, а в связи с изоляцией от мировой культуры.
Навскидку, по моим ощущениям от того времени, Солженицын, Шаламов, Оруэлл, Булгаков.
Булгаков издавался. С удовольствием почитывал Белую Гвардию вечерком в деревне.
Оруэлла, конечно, особенно жаль, что не было, но тут уж Вы сами понимаете
PP написал(а):
Куча всего, типа Толкиена, не издавалась не из за цензуры, а в связи с изоляцией от мировой культуры.
Как раз издавалась.
Вся настоящая культура издавалась. Чернуху вот резали.
Толкиен тоже был. У моего друга в детстве Хоббит был, он очень гордился.
Властелина тоже вроде издавали, но сам не видел.
Дефицит, вот что было главной проблемой.
Порекламирую моего любимого Дубровина, тем более он обьективно уровнем ниже, чем другие вещи мной сказанные(имхо)
А вот из Счастливки, которая, впрочем, совсем не о том
Отец взял с собой всю семью не только затем, чтобы посоветоваться при выборе коровы, но и для охраны.
Толкотня, крики, слякоть, неверный темный свет от керосиновых фонарей на столбах, мычание коров.
Они увидели ее сразу. Она стояла, освещенная светом керосинового фонаря, упитанная, крепкая, комолая, уверенная в себе, с огромным раздутым выменем. У нее был слегка недоуменный вид. «Зачем меня сюда привели? — как бы спрашивала она. — Мое дело стоять в теплом сухом сарае, есть вкусное сено и давать вам как можно больше молока, а не торчать здесь в глупой толчее неизвестно зачем».
У них не хватило денег, и тогда отец молча разулся и отдал хозяину коровы свои хромовые сапоги. Это были отличные хромовые сапоги, и отец ими очень дорожил.
Домой отец возвращался в портянках. По дороге он простудился, заболел воспалением легких и вскоре умер. А они все выжили, потому что у них была корова. Какая это оказалась прекрасная корова! Каких только продуктов бабушка не умела получать из ее молока. Они ели сметану, масло, творог, ухитрялись даже на праздник отведывать сыра — чудесного, вяленого на солнце, пропитанного маслом, ноздреватого, желтого, в белых крупинках, с какой-то пахучей травкой сыра. В погребе у них теперь всегда стояла пара глечиков с запеченным молоком и большая синяя кастрюля с простоквашей, а то и с «тянучкой», замечательной штукой, похожей на сметану, только эластичней, глаже, острее, бесконечно долго тянущейся за ложкой.
Финал Козы
Прекрати истерику, - спокойно сказал я. - Ты не сопливая девчонка.
Будь мужчиной. Пора быть мужчиной. У тебя слишком затянулось детство. Так
называемая инфантильность.
Потом я много думал об этом нашем разговоре. Наверно, зря я тогда
сказал про инфантильность. Вад вообще не любил иностранных слов, а этого он
наверняка не знал и вполне возможно, что принял за страшное оскорбление.
Вполне может быть, что не скажи я про инфантильность, ничего бы и не было.
Но я сказал про инфантильность. Вад посмотрел на меня ненавидящим взглядом,
закусил губу и выбежал из комнаты.
Я промыл свои раны водой, залил йодом, потом убрал на место ведро и
корыто, а Вада все не было. Я все-таки волновался, с него станется удрать в
Нижнеозерск, и поэтому подавил свою гордость и отправился на поиски брата.
Во дворе Вада не было. Я осмотрел все закоулки. И вдруг из палисадника
донесся стон. Я бросился туда. Вад лежал в траве, уткнувшись лицом в землю.
Его тело было неестественно изогнуто. Я схватил голову брата и повернул
лицом к себе. Лицо у Вада было как стена.
- Что с тобой?.. Кто это тебя?.. Вад, ты слышишь?
Вад чуть шевельнул синими губами:
- Сам... спрыгнул с дома... Теперь уж тебе не выкрутиться... Теперь
тебе здорово влетит от Него... Не помогут ни кизяки, ни волы... Ишь... хотел
подлизаться...
Брат закрыл глаза и улыбнулся бледной кривой улыбкой...
Было уже утро, когда я с моряками вернулся в Утиное. Мы не доехали до
больницы. Вад умер на полпути и мы привезли его назад...
На крыльце, придавленное камнем, лежало письмо.
В Синюцкий район,
село Утиное
Виктору Анатольевичу Бородину (сыну кузнеца, что встал на постой в
крайней хате)
в собственные руки.
На обратной стороне был неумело нарисован летящий голубь с письмом в
клюве, под которым стояло: Лети быстрей к моим деточкам
Я осторожно отклеил марку и развернул треугольник из синей плотной
бумаги.
Дорогие мои сыночки!
Как вы там без нас? Не голодаете? Все думаю о вас каждую минуту. Молоко
в рот не идет, когда вы там сидите голодные, на одной каше.
Козу мы купили очень хорошую, - ласковая, со звездочкой и молока дает
много, а ест совсем мало. По дороге делаю сыр из творога... Очень вкусный.
Принесем домой много сыру.
Сейчас мы идем днем и ночью, так хочется увидеть вас. Отец и то
соскучился. Хмурится, ворчит на вас, какие вы проказники, а сам молоко
совсем не пьет, чтобы вам больше сыру досталось. Места здесь глухие, идти
очень страшно. Овраги одни, деревень совсем мало и люди встречаются редко. Я
уж отцу говорю, давай ночью не идти, а он больно уж спешит. Очень бы нам
Рекс пригодился, но пусть лучше вас охраняет. Не злите его и не забывайте
подливать в миску водички.
Дорогие мои сыночки! Осталось уже совсем немножко. Скоро обниму вас и
напою молочком. Смотрите, ведите себя хорошо, а самое главное - не уходите
далеко от дома, вы такие еще маленькие.
Сейчас сижу, пишу вам письмо на почте, а отец стоит рядом и торопит.
Обнимаю вас крепко, дорогие мои, не голодайте, одевайтесь потеплее, дни уже
стали прохладные.
Я стоял на пороге пустого и холодного дома и читал письмо. Утреннее
солнце грело мою влажную после ночного дождя фуфайку, и она тревожно пахла
мокрой соломой.
Дорога была пуста до самого горизонта, но в каждый момент там могли
показаться родители с бегущей сзади козой. И мне придется отчитаться за все.
Я тогда еще не знал, что мои родители никогда не придут и мне не перед кем
отвечать.
Я ждал их всю осень и зиму, а потом еще года два ходил по тем деревням,
куда они ездили за козой, но так ничего и не узнал. Люди говорили, что тогда
много было пришлого народу: шли в родные места или искали лучшего края, и
многие пропадали бесследно. Такое уж тогда было время. После миллионов
смертей дешево ценилась простая человеческая жизнь.
- С козой шли? - спрашивала какая-нибудь старушка. - Убили небось,
Могли... тогда могли за козу...
* * *
С тех пор прошло немало лет. У меня самого уже сын, который скоро
пойдет в школу. Все реже снятся родители, и я уже почти не помню их лиц.
Полные приключений годы детства кажутся теперь прочитанными в какой-то
книге. Лишь осталось от всего этого тревожное чувство перед пустынной
дорогой. Так и чудится, что вдали покажутся двое с козой, и мне придется
держать ответ за все, что делал не так...
Посмотрите по моей ссылке на год первого издания! Две Башни издали чуть ли не в 1990ом. Вот Вы почитали Хранителей в 1983ем, а потом сидите и ждите продолжения.
Vladimirovich написал(а):
Булгаков издавался.
Берем Мастер и Маргарита, для примера. На западе издали полностью раньше чем в СССР
В СССР издали обрезанную версию в 1967 году, а нормальную уже только после перестройки если не ошибаюсь. А в каком году роман был написан?
Да и в самом романе Булгаков прекрасно описывает реалии советской цензуры.
Посмотрите по моей ссылке на год первого издания! Две Башни издали чуть ли не в 1990ом. Вот Вы почитали Хранителей в 1983ем, а потом сидите и ждите продолжения.
Ну я и Хранителей не читал в 1983
Но, понимаете, человеческое время ограничено.
Ну не прочитал я Толкиена, прочитал позже. Не катастрофа.
Зато были Гессе, Кортасар, Борхес, Ремарк, Стейнбек, Уайлдер ....
Мировая классика была вся доступна.
Было всего столько, что можно читать круглосуточно, и все равно не успевать прочитать все.
С книгами беда в СССР была. Даже то, что издавалось, было недоступно. Возможно, в Москве было полегче, а у нас в Минске тяжело. Хорошо было тем, у кого родственники в библиотеках работали.
О цензуре. Да что там Солженицын или Шаламов. Даже Высоцкого в самиздате перепечатывали, хотя там ничего крамольного не было, а его пластинки и фильмы исправно выходили. А чем Бродский не угодил?
Зато были Гессе, Кортасар, Борхес, Ремарк, Стейнбек, Уайлдер ....
Справедливости ради и Хэменгуэй, и Фицджеральд, и Ирвин Шоу издавались.
А лучше всех издавался в СССР Морис Дрюон и какие от там приключения капитана Блада.
Ремарк издавался выборочно - у него были антикоммунистические книги.
Толкиена не издавали, зато издавали Волкова волшебник изумрудного города и прочее. Вполне себе аналог, причем адаптированный и понятный советским детям. Правда, была проблемка: эти книги были дефицитом. Можно было за сданные 20 кг мукулатуры очень интересные дефициты поиметь. Даже малыш и карлсон помню достался за мукулатуру, а так не видать бы ее как своих ушей. Но вообще хорошее было время. В плане культуры - хорошее.
Ну давайте попробуем Борхеса. В каком году была издана первая книга? По моим наблюдениям мы в СССР узнавали об интересных авторах с запаздыванием лет этак в 20.
Ну я тоже молод еще тогда был, но сам факт! Издали Хранителей только в 1983ем, а продолжение вообще не издали. Совок он и есть совок. Зато Целину и всяких там уродов типа Чернышевского издавали миллиоными тиражами.
Ну давайте попробуем Борхеса. В каком году была издана первая книга? По моим наблюдениям мы в СССР узнавали об интересных авторах с запаздыванием лет этак в 20.
Ну не знаю.
Вот сейчас посмотрел, у меня два сборника лежат 1984 г.
Вот сейчас посмотрел, у меня два сборника лежат 1984 г.
Замечательно, за два года до смерти успели опубликовать, а ведь он выиграл международную премию издателей вместе с Беккетом в 1961-ом! А публиковался уже начиная с двадцатых годов. Как я и отмечал, опаздывали на десятки лет. Изоляция она и есть изоляция, даже без всякой цензуры. Вот такая была культура в СССР.
Кстати забавная инфа для Великого Мастербатора. Первая книга Борхеса в СССР издается в 1984, а в 1948 году выходит Сад расходящихся тропок на английском. Очевидно массоны просто в насмешку организовали издание в СССР
Цензура, изоляция, ... Это всё хорошо и правильно. Но первоначальный Ваш тезис был другой. А именно, что не было хороших книг. А это совсем не так. Их было читать- не перечитать.
Кроме того, насчёт полного варианта (и неполного) ММ, Вы совершенно неправы. Вы его читали - полный то ?
Элла Брагинская
Борхеса, нашего идейного врага, убрать и не поминать его имя никогда, да и вообще – что могут сказать об аргентинском народе писатели, к примеру, с фамилией Розенмахер? Не знал, бедный, что и еврей Хорхе Луис Борхес, если верить столь убедительной по тем временам логике, тоже не может. Словом, хоть плачь. И никакого смеха – выкидывают злодея Борхеса и всех Розенмахеров.
Но первоначальный Ваш тезис был другой. А именно, что не было хороших книг.
Если я такое утверждал, то значит глупость спорол. Книг хороших было много. Но изоляция сказывалась и советский интеллигент имел весьма обрезанное представление о мировой литературе.
Vladimirovich написал(а):
Это частность
Да таких частностей было море. Бунин, например! Кажется даже Достоевский временами попадал под нож цензоров. Впрочем Вы и сами все это понимаете, спасибо за ссылку на воспоминания Брагинской. Было интересно почитать.
А вот тут ув. Григорий все верно, мне кажется. Хорошие книги были, но купить их было трудно. Разве нет? Хотя, Вы меня можете ткнуть носом в классиков и окажется, что я все равно перегнул палку.