Если бы я мог высказать это вот так сходу! Собственно, если бы я мог высказать это вот так сходу, это означало бы, что Кафка написал примитивную безделку
Не обязательно. Все ощущения и переживания сходу передать нельзя, конечно, на то гений и есть гений, но основные идеи и послания можно, я думаю. Можно даже использовать эмоциональный язык, дабы довести о чем талдычил гений
В России (СССР) народ был действительно очень эрудированный и читающий. Причем, читали и своих и чужих
В СССР действительно в этом смысле была уникальная ситуация. Был, естественно, свой ширпотреб, но он создавался не по заказу масс, а по заказу идеологического отдела ЦК. Массе Массолит был нужен еще меньше, чем хорошая литература. Да и общее количество бездумно-дурманящих зрелищ было относительно небольшим. И высказываться по наболевшим вопросам в прессе и парламенте было нелегко. А потому народ действительно много читал - и читал в основном нечто действительно ценное, талантливое.
этот мир вообще очень печален. Так что совершенно не стоит умножать его скорбь
Вообще-то очень одинокому человеку, вконец уставшему от абсурдности своего существования, притча о тотальном одиночестве может доставить серьезное облегчение. Он обретает собеседника, в котором узнает самого себя.
Вообще-то очень одинокому человеку, вконец уставшему от абсурдности своего существования, притча о тотальном одиночестве может доставить серьезное облегчение. О
Музыковедение, искусствоведение, театроведение и литературоведение Дау считал лженауками и называл «обманом трудящихся». Причём переубедить его было невозможно.
Вот чего у Дау не было, так это снобизма. Один из его друзей как-то сказал:Он был простой человек и любил простые искренние стихи.
А потому народ действительно много читал - и читал в основном нечто действительно ценное, талантливое.
Узкая прослойка интеллигенции читала, основная масса нет. Кстати хорошие книги было не купить. Поэтому возможности почитать многих авторов просто тупо не было. Кафка, как раз, пример на эту тему. 90% населения СССР даже не слышало об этом замечательном писателе.
Узкая прослойка интеллигенции читала, основная масса нет. Кстати хорошие книги было не купить. Поэтому возможности почитать многих авторов просто тупо не было.
Мне тоже кажется, что следует определиться с целями литературы вообще. Если это поиск истины, то это одно
Думаю, Кафка, моделируя совершенно фантастическую ситуацию, рассказывает нам в коротком тексте о человеке больше, чем авторы многих реалистических эпопей. В абсурдной ситуации - поскольку она мастерски разработана - типичные реакции массового человека проявляются ярче и рельефней. Максимальным остранением достигается максимальное обнажение человеческого нутра.
Думаю, Кафка, моделируя совершенно фантастическую ситуацию, рассказывает нам в коротком тексте о человеке больше, чем авторы многих реалистических эпопей. В абсурдной ситуации - поскольку она мастерски разработана - типичные реакции массового человека проявляются ярче и рельефней.
С одной стороны - да, а с другой... Какие именно черты, по-Вашему, проявились у такого человека, которые бы мы не заметили в обычных условиях? Вам не кажется, что если это была сверхзадача Кафки, показать такие проявления, то они могли бы потеряться на фоне окружающего сюрра, когда читатель больше следит за антуражем и формой, а не исследует и осмысливает тонкие психологические моменты? Подобные приемы используют, кстати, фокусники, чтобы отвлечь чем-то ярким и заметным от главного и незаметного. Так же действуют гипнотизеры, пытаясь поверх защиты внушить нечто пациенту. Так поступают мастера НЛП. Тогда снова возникает вопрос, что именно хотел нам втюхать автор помимо нашего сознания? А главное - зачем.
Видите ли, милейший pirron, меня совершенно не беспокоит мнение кучки снобических литературофренов о моих литературных вкусах
Удивляют меня эти постоянные, торжествующим тоном провозглашаемые заявления, что специалистов, профессионально занимающихся литературой, очень мало, а потому их мнением можно просто пренебречь.При этом придумываются оскорбительные клички для людей, посмевших проникнуть в литературную проблематику глубже, чем это принято среди типичных представителей масс... Не является ли это печальным следствием того восстания масс, о котором писал Ортега-и-Гассет? Масса обнаглела. Она гордится своей многочисленностью и с самодовольной ухмылкой провозглашает:Меня много! А потому - шо я хаваю, то и хорошо. А этих козликов, антилигентов, мы к ногтю! Но неужели все так печально? Нет, не думаю. Все-таки наиболее умным и толковым представителем массы присущи смирение и тяга к познанию.
показать такие проявления, то они могли бы потеряться на фоне окружающего сюрра, когда читатель больше следит за антуражем и формой, а не исследует и осмысливает тонкие психологические моменты?
Такая опасность днйствительно существует.И тут дело автора - соблюсти меру, не увлечься внешними эффектами, самому до конца психологически освоить описываемую ситуацию. Посмотрите, как тонко у Кафки разработаны психологические партии отца, матери, сестры. Мы наблюдаем за ними только извне, мы не слышим их внутренних монологов, их мыслей, но до мельчайших подробностей продуманные нюансы их поведения говорят сами за себя.
Посмотрите, как тонко у Кафки разработаны психологические партии отца, матери, сестры.
Да, но за созерцанием сиих перипетий должно быть еще нечто. Либо автор нам должен выложить это нечто в виде откровения, желательно нетривиального, либо сформулировать задачу, которую читатель будет решать сам. Как думаете, Кафка добился хотя бы одной из озвученных целей? Или есть еще нечто третье (четвертое...) не менее важное?
Да, но за созерцанием сиих перипетий должно быть еще нечто. Либо автор нам должен выложить это нечто в виде откровения, желательно нетривиального, либо сформулировать задачу, которую читатель будет решать сам. Как думаете, Кафка добился хотя бы одной из озвученных целей? Или есть еще нечто третье (четвертое...) не менее важное?
Высказать свое послание в виде откровения, то есть прямым текстом, писатель не может. Это все равно, что требовать от музыканта, чтобы он нарисовал свою музыку.Писатель высказывается с помощью образов, характеров, сцен, положений, психологических деталей.Весь его текст представляет собой задачу, которую читатель должен решить самостоятельно. Как я уже говорил, в случае Кафки эта задача очень трудна. Очень возможно, что самому автору она была не под силу.В идеале можно было бы провести мозговую атаку, чобы создать еще одну интерпретацию Кафки. Владимирович вот уже попробовал: он утверждает, что Кафка написал повесть о том, как плохо быть жуком среди людей, которые жуков не любят. Но, очевидно, эта интерпретация еще не исчерпывает содержания повести.
Высказать свое послание в виде откровения, то есть прямым текстом, писатель не может. Это все равно, что требовать от музыканта, чтобы он нарисовал свою музыку.
Мне казалось, что как раз писатель, в отличие от музыканта и даже художника, может изложить свои откровения ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ.
Удивляют меня эти постоянные, торжествующим тоном провозглашаемые заявления, что специалистов, профессионально занимающихся литературой, очень мало, а потому их мнением можно просто пренебречь.
Ну если эти специалисты таковы, что считают неспециалистов людьми малообразованными, с примитивным литературным вкусом то разумеется можно просто пренебречь. А как иначе?
Удивляют меня эти постоянные, торжествующим тоном провозглашаемые заявления, что специалистов, профессионально занимающихся литературой, очень мало, а потому их мнением можно просто пренебречь.При этом придумываются оскорбительные клички для людей, посмевших проникнуть в литературную проблематику глубже, чем это принято среди типичных представителей масс... Не является ли это печальным следствием того восстания масс, о котором писал Ортега-и-Гассет? Масса обнаглела. Она гордится своей многочисленностью и с самодовольной ухмылкой провозглашает:Меня много! А потому - шо я хаваю, то и хорошо. А этих козликов, антилигентов, мы к ногтю! Но неужели все так печально? Нет, не думаю. Все-таки наиболее умным и толковым представителем массы присущи смирение и тяга к познанию
Пиррон, для стёба это слишком долго, а для серьёзного разговора не годится такой детсадовский уровень. Испокон века известно, что кто девушку ужинает, тот её и танцует. Важно мнение потребителей, а не м...в, провозгласивших себя экспертами, типа салюки или Бердяева.
В частности, взрослые люди знают, что экспертом себя провозгласить невозможно. По определению. Как человек провозглашает что он эксперт - он или дурак или мошенник(другое дело он может сослаться на признанный статус).
В сотый раз. Когда я услышал по радио разбор начала Мёртвых душ(кажется Лихачёва) его статус эксперта для меня - вне сомнений - столько он показал ясного и несомненного, и важного для понимания, чего я не увидел. Но когда Вы или салюки рассказываете о ваших оценках и мнениях - мне только смешно - когда вы претендуете на общезначимость совершенно произвольных оценок - или, да, бывает интересно - когда показываете - что можно и так воспринимать - как для меня не свойственно - но можно.
Мне казалось, что как раз писатель, в отличие от музыканта и даже художника, может изложить свои откровения ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ.
Как раз потому и понуждаю пиррона выложить здесь основные идеи жука. Если идеи эти стоят того, думаю сможем в некоторой степени прикинуть что мог бы зделать с теми гений
Мне казалось, что как раз писатель, в отличие от музыканта и даже художника, может изложить свои откровения ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ
Нет, не получится. Толстой вот попытался в эпилоге Войны и мир. Флобера потом изумило и покоробило, что столь блистательный писатель занимается такой ерундой, как философствование.Действительно, контраст между глубиной художественного текста и поверхностностью выведенной из него философии весьма разительный.
Как раз потому и понуждаю пиррона выложить здесь основные идеи жука.
Идеи есть только в Ландафшице и Сивухине, а в художественной литературе их искать не стоит. Любая мысль любого писателя, высказанная в прямой форме, будет звучать, как банальность. Если произведение заставило о чем то задуматься, о чем то переживать или просто увлекло сюжетом, оторвало на пару дней от окружающего мира, то это уже хорошо.
Толстой вот попытался в эпилоге Войны и мир. Флобера потом изумило и покоробило, что столь блистательный писатель занимается такой ерундой, как философствование.
Ну, художника каждый может обидеть. (с)
pirron написал(а):
Действительно, контраст между глубиной художественного текста и поверхностностью выведенной из него философии весьма разительный.
А так оно и есть. Толстой мало чему может научить с точки зрения мудрости земной, небесной и пр. Зато он прекрасный художник и для меня его произведения лишь способ окунуться в атмосферу тех времен, обычаев, нравов, языка и образа мыслей незатейливых персонажей. Ведь Вы же наверняка согласитесь, что герой произведения по определению не может быть умнее автора произведения, который и наделяет героя умом.