Философ науки - это .....
Объявляется конкурс на лучшее определение
Да, непросто определить. Нелегко философу от науки избежать общих тривиальных констатаций, всегда постфактум, после свершившегося научного открытия или результата. По существу наши обсуждения здесь явлются философией от науки
. По мне, настоящая философия науки это понимание концепций любой специальной науки, а такое может быть доступно лишь профессионалу в соответствующей науке. К сожалению, большинство профессионалов обладают слишком узкими интересами даже в своей науке и как-будто не могут нарисовать более широкую картину. Что такое, к примеру, физическая реальность? Тут надо знать много математики, теорию суперструн и/или функциональный анализ, теорию операторов над Гильбертовым пространством, С* и W* алгебры и т.д. Обычно эти области математики находятся в процессе становления, в особенности геометрия суперструн, что усугубляет понимание концептуального содержания. Адекватное понимание последнего и есть философия фундаментальной физики
, но не всей физики. Самоорганизация и эволюция коллективных структур суть другая область философии физики и т.д.
Около 400 священнослужителей выделит Русская православная церковь для служения в российских войсках на штатной основе. Об этом во вторник объявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Архиерейского совещания в Москве.
Патриарх предупредил, что, учитывая неравномерную численность духовенства в епархиях и их концентрированность в европейской части России, кому-то из священнослужителей потребуется переехать к новым местам служения.
В будущем, сообщил Кирилл, подготовка клириков РПЦ к специфическому служению в воинских частях будет осуществляться по трехмесячной программе на базе специальных учебных центров.
Квант, религия это не только христианство, христианство это не только церковь, хоть и православная.
Есть и американская православная церковь, есть и русская православная церковь за рубежом, есть и старообрядцы.. И прочее, прочее, прочее..
Секта, кстати, тоже имеет отношение к религии. А этих сект немерено!
В будущем, сообщил Кирилл, подготовка клириков РПЦ к специфическому служению в воинских частях будет осуществляться по трехмесячной программе на базе специальных учебных центров.
М-да..
В программе курса - ножевой бой, противодействие снайперам, переносные средства ПВО, минно-подрывное дело.
А с другой стороны - хотели международных демократических стандартов - так вот они, в чистом виде. Будут как все.
Да, собственно, нет в мире такого философа, который способен размышлять только о науке и больше ни о чем. С другой стороны, нет и такого философа, который в двадцать первом веке может вообще игнорировать феномен науки. Поэтому границы этого понятия расплывчаты. Я бы лично причислил к философам науки весь Венский кружок и большинство представителей аналитической философии.
Ну если так, то философия это попытка найти квинтэссенцию смысла познания.
То есть, ответить на вопрос: для чего это нужно?
Философия как раз начинается за пределами науки. Одним словом, это религия на грани выхода из религии или входа в религию ))
Следовательно, для себя вывод делаю такой:
'философия науки' - конкретно специфический термин, для 'посвященных' или для узкого круга знатоков, сам по себе малопонятный без дополнительных объяснений ))
Если сравнить с 'философией астрологии' или к примеру с 'философией политики' то ясно, что ограничиваемся в самой философии и рассуждаем в рамках заданного предмета для обсуждения.
Верить в Бога значит понимать вопрос о смысле жизни. Верить в Бога значит видеть, что факты этого мира еще не конец всех вещей. Верить в Бога значит видеть, что жизнь имеет смысл.
Христианство - религия только для тех, кто нуждается в бесконечной помощи, то есть для тех, кто испытывает бесконечную нужду. Вся планета не может страдать сильнее, чем одна-единственная душа. Христианская вера, как я ее понимаю, - прибежище, в котором можно укрыться от этого величайшего из страданий.
Если что-то хорошо, значит, это свыше. К этому странным образом сводится вся мой этика. Только сверхъестественное может стать выражением Сверхъестественного.
Это как раз показывает близкую связь религии и философии.
Кстати, анекдот про трудность определения понятий и джентльменов:
__
На одном из приёмов некто обратился к Бернарду Шоу:
- Так это вы тот знаменитый юморист? А правда ли, что ваш отец был портным?
- Да.
- А почему же вы не стали портным?
- Трудно сказать. Предназначение, а может быть, просто каприз. Вот, например, ваш отец, кажется, был джентльменом?
- Конечно.
- Почему же вы им не стали?...
/sоrrу, за флуд ))
Ну, Витгенштейн вообще наговорил много глупостей. Что не мешало ему, впрочем, быть убежденным гомосексуалистом и ни разу в своей жизни не участвовать в богослужениях. Впрочем, его высказывания далеко не так глупы, как может показаться на первый взгляд. Действительно, и в вере в бога, и в христианстве есть и то, что выделил в своем высказывании Витгенштейн. Не будем только забывать, что это высказывание постороннего - наблюдающего и веру в бога, и христианство со стороны. На прямой вопрос о существовании бога Витгенштейн никогда не давал однозначно-утвердительного ответа. Кстати, он не был членом Венского кружка, хотя и оказал на него большое влияние.
Ну, Витгенштейн вообще наговорил много глупостей. Что не мешало ему, впрочем, быть убежденным гомосексуалистом и ни разу в своей жизни не участвовать в богослужениях.
Тоже много думал ))
И сделал некоторый вывод -
попытка подменить 'философию' как таковую 'философией науки' - приводит к ограничению самой философии, и (как следствие) к отрицанию философии вместе с религией.
Поэтому, лучше не подменять ))
Я имел в виду, что Витгенштейн,конечно, активно заигрывал с религией. Большое влияние на него оказали блаженный Августин и Кьеркегор. При этом он не был ни христианином, ни иудаистом, ни вообще религиозным человеком в общепринятом смысле этого слова. Он не подчинялся никакому авторитету, сохранял полную свободу суждений и вел вызывающе-нонконформистский образ жизни.
попытка подменить 'философию' как таковую 'философией науки' - приводит к ограничению самой философии, и (как следствие) к отрицанию философии вместе с религией.
... что не обязательно является плохим исходом в свете повышения строгости и содержательности дискурса
pirron написал: На прямой вопрос о существовании бога Витгенштейн никогда не давал однозначно-утвердительного ответа.
Я не понимаю, как кто-либо из людей может дать здесь однозначно-утвердительный ответ.
Многие дают, Мариньон. Бог, по-видимому, мыслится верующими человекоподобным (антропоморфным) как дух, воля, мысль (а не как тело), а такое маловероятно и неправдоподобно для нас, атеистов
Многие дают, Мариньон. Бог, по-видимому, мыслится верующими человекоподобным (антропоморфным) как дух, воля, мысль (а не как тело), а такое маловероятно и неправдоподобно для нас, атеистов
Одназначно-утвердительный ответ - это то, что проверить можно непосредственно - Что у меня в кармане? Сколько будет дважды два.
Теология же это в чистом виде полигон для умозрительных мостроений, которым только вредит материализм любого сорта.
И, кстати, Хайдук, из богоподобия человека НИКАК НЕ СЛЕДУЕТ человекоподобия бога. Бог per ce является абсолютно непостижимым. См. апофатическое богословие, то есть, определение Бога с помощью отрицания.
А на Ваше мышление, я смотрю, тоже повлиял протестантизм...
Если под словом бог подразумевать просто непостижимое, то между верующими и агностиками не возникало бы разногласий. Однако верующие явно исходят из того, что им известно о Боге множество положительных сведений. Они даже читают книги, продиктованные лично Всевышним...