В источнике, из которого я взял текст лекции, было сообщение об ошибке при загрузке, но я думал, что на загрузилась только справочная часть - сноски, библиография. Теперь нашёл другой lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/filosofia.txt
- там все лекции, и видно, что и в 5-ой ещё много чего написано. Если есть желание(скажем, у друга моего дорогого Пиррона) можно попробовать прокоммeнтировать и остаток 5-ой, и даже с начала, с 1-ой лекции. Но я, честно говоря, думаю, что это бессмысленно - маловероятно, что там будет что-то кроме банальностей и бессмыслицы. Стиль - это человек.
Впрочем, кинув беглый взгляд, составилось впечатление, что там есть куски гораздо более разумные и даже нормальные мысли. Но лично мне неинтересно(дело даже не в Ортеге, философия уже лет 30 как перестала меня интересовать). Но если будет заказ - я, вероятно, попробую.
для Пиррона перейти к большей конкретике, и в частности ответить нам на вопрос, что такое причина
Мы с вами, уважаемый Владимирович, как-то уже обсуждали этот вопрос.Мы обратили внимание на то, что все философы - даже те, кто, как Юм и Кант, специально занимались причинностью - используют это понятие без определения. Спиноза на первой же странице своего труда дает дюжину определений. но это понятие - возникающее на этой же странице - не определяет. В двадцатом веке дело обстоит не лучше. Рассел буквально одержим страстью определять все на свете. Он этим порой просто утомляет, даже удручает. Но это заколдованное понятие и он оставляет без определения. Почему так происходит? Может быть, это одно из базовых понятий, которое определить нельзя, то есть в лучшем случае можно заменить его описанием? Что мы имеем в виду, когда говорим - а является причиной Б? Вероятно, мы просто имеем в виду, что если возникает А, то неизбежно в данных условиях возникнет и Б. Мы просто утверждаем, что между вещами есть связь, что они возникают и меняются не хаотично, а закономерно.
Вот так-то, друг мой дражайший Пиррон. Если бы Вы относились ко мне с должным для Вас почтением(т е как к существу, находятемуся по сравнению с Вами на недосягаемой интеллектуальной высоте, кому Вы должны внимать с почтением), то от Вашего внимания не ускользнло бы, что определение причины - более чем удовлетворительное имхо - я давал много раз
Мы с вами, уважаемый Владимирович, как-то уже обсуждали этот вопрос.Мы обратили внимание на то, что все философы - даже те, кто, как Юм и Кант, специально занимались причинностью - используют это понятие без определения. Спиноза на первой же странице своего труда дает дюжину определений. но это понятие - возникающее на этой же странице - не определяет.
Я, кстати, не претендую на определение. Понятие это весьма сложное. Я как то пытался давать свое видение на базе теории вероятностей, но был жестко отметелен ув.Григорием
Но я лишь скромно хотел заметить, что коли Вы приводите нам примеры философских высказываний, то хотелось бы видеть в них некий смысл
Например
pirron написал(а):
Или вот аксиомы Спинозы:
....
Из данной определенной причины необходимо вытекает действие, и наоборот, если нет никакой определенной причины, невозможно, чтобы последовало действие
Причина
1) основание, предлог для каких-нибудь действий
Аристотель
Во-вторых, спрашивается, от чего или чьим действием произведен данный предмет; это есть вопрос о творящей, производящей причине, или о источнике и начале движения (греч. , лат. causa efficiens).
И что мы видим....Причина и действие связываются определением, а потом на этой основе создаются, страшно подумать, аксиомы
Естественно, у общественности возникает вопрос, кого аффтар хотел обмануть?
Вы знаете, Григорий... Представьте себе, что все существующие сейчас науки достигли совершенства и познали все, что они стремились познать. Представьте себе, что нашелся человек, который усвоил всю эту гору знаний. Что почувствует такой человек? Мне кажется, именно он с особенной остротой ощутит фрагментарность и неполноту своих знаний - почувствует, что все его знания имеют смысл только как часть целого, но об этом целом он не имеет понятия, хотя и предчувствует его всем своим существом. Вот из этого стремления - отчасти безрассудного - приобщиться к целому и возникает философия. Это одна из мыслей Ортеги - и, по-моему, мысль здравая.
Вы знаете, Григорий... Представьте себе, что все существующие сейчас науки достигли совершенства и познали все, что они стремились познать. Представьте себе, что нашелся человек, который усвоил всю эту гору знаний. Что почувствует такой человек? Мне кажется, именно он с особенной остротой ощутит фрагментарность и неполноту своих знаний - почувствует, что все его знания имеют смысл только как часть целого, но об этом целом он не имеет понятия, хотя и предчувствует его всем своим существом. Вот из этого стремления - отчасти безрассудного - приобщиться к целому и возникает философия. Это одна из мыслей Ортеги - и, по-моему, мысль здравая
Мысль здравая, но крайне банальная. Известна по крайней мере с древних греков(Ваши знания - малый круг, мои - большой. Видите, насколько больше у меня площадь соприкосновения с нНеведомым), , повторялась Ньютоном,наверняка многими...
У Ортеги омерзителен искусственный пафос на грани истерики, с которым он вещает как сверкающие истины удивительные банальности вроде данной.
Кстати, непонятно, ппочему безрассудное С тем же основанием безрассудным можно назвать желание выпить воды или испражниться. Естественное желание.
Симптом того, что Ортега понимает, что мыслей у него нет, а есть только непреодолимое желание мести языком. Вот он и украшает речь метафорами и прилагательными.
Вот так-то, друг мой дражайший Пиррон. Если бы Вы относились ко мне с должным для Вас почтением(т е как к существу, находятемуся по сравнению с Вами на недосягаемой интеллектуальной высоте, кому Вы должны внимать с почтением
Вы знаете, Григорий, как я вас уважаю.Но я вас уважаю не как интеллектуала, а как узника совести.
И далеко еще то время, когда иным ключом грозная вьюга вдохновенья подымется из облеченной в святый ужас и в блистанье главы и почуют в смущенном трепете величавый гром других речей...
Мало того, самые агрессивные по отношению к философии участники - типичные философы, причем многие из них принадлежат к самой почтенной, основанной мной две с половиной тысячи лет назад философской школе.
Вот из этого стремления - отчасти безрассудного - приобщиться к целому и возникает философия. Это одна из мыслей Ортеги - и, по-моему, мысль здравая.Это моя мысль.
Подумаешь - Америку открыл. Ещё о в пелёнках это мы знавали
....
Владеет ею тот, кто сам, один, открыл её однажды.
...
Вот истина моя! Вы ж до сих пор банальностью владели
Кстати, я еще не отвечал на заданный здесь основной вопрос. Нет, по-моему, философия - это не наука. Это нечто среднее между наукой и искусством, уходящее своими корнями в мифологию.Впрочем, в течение почти всего двадцатого века предпринимались отчаянные попытки ее демифологизации.
Происходит это потому, что АйКю философов не позволяет им строго подходить к вопросу. Есть еще и дополнительная причина, философы не имеют подготовки в научных дисциплиннах, тоесть мыслить не приучены вообще. Приучены бесконечно долго рассуждать о вещах, которым даже сами не могут дать определение. Я тут уже приводил рассказ Фейнмана после о посещении философцкого семинара. Рассел тут является исключением ибо он был и математиком. Поэтому и пытался мыслить строго.
Кстати Вы сами упоминали, что философы стараются найти понятия, которые естественным образум кажутся нам верными. И потом уже рассуждать опираясь на эти понятия как на некий базис. Но уже специальная теория отностельности показала, что такой подход не может быть верным.
как раз в научных дисциплинах мышление не требуется. То есть оно происходит на уровне обыденного здравого смысла, основано на владении несколькими механическими, в сущности,ментальными операциями и возвышается в лучшем случае до простой смекалки.Только после того, как поставлен философский вопрос, начинается уже подлинное мышление.На языке традиционной философии это звучало бы так: ученый использует только рассудок, а философ использует разум.
Да как же, пиррон, значит Вы вообще не знаете что такое наука. А как, по-Вашему, открывают новое в науке, новые теории создают? А философия обсуждает в большинстве своем псевдопроблемы, предмет которых просто не существует. Какое это может быть мышление, тем более разум?
Как здравый смысл мог помочь при создании квантовой механики, которая именно этому смыслу и противоречит? Недаром я Вас призывал сформулировать философскую проблему - при ближайшем рассмотрении почти все такие улетучиваются или оказывается, что обычное философское, якобы разумное, мышление вообще не способно ответить на вопрос, потому что тот требует знаний из других наук.
А мне, честно говоря, всегда казалось, что как раз в научных дисциплинах мышление не требуется
Это ошибочное мнение. Тут даже не столь важно где что требуется, важен уровень отбора. Например в юриспунденции возможно можно вообще ны мыслить, но чтобы попасть в толковую школу придется пройти такой отбор, который обеспечит фильтр на высокий уровень АйКю. А философия, как неостребованная дисциплина, является пристанищем интеллектуальных импотентов ну и бездельников.
pirron написал(а):
Только после того, как поставлен философский вопрос, начинается уже подлинное мышление.
Примеры в студию! А я пока отмечу, что настоящее мышление в науке начинается, когда ученный видит экспериментальный факт, который требуется объяснить. Весьма показательна работа двух физиологов Ходжкина и Хаксли. Они по сути из одних только экспериментальных наблюдений предсказали существование ионных каналов и описали их работу! Тоесть силой мысли предсказали, как организована электрическая активность нейронов и получили за это нобелевку. Заметим, что если бы они подобно философам блудословили о сущности сознания, то мы и сегодня бы не понимали природу активности мозга.
pirron написал(а):
А мне, честно говоря, всегда казалось, что как раз в научных дисциплинах мышление не требуется. То есть оно происходит на уровне обыденного здравого смысла, основано на владении несколькими механическими, в сущности,ментальными операциями и возвышается в лучшем случае до простой смекалки.
Вот видите к чему приводят пробелы в образовании. А вот если бы философам в обязательном порядке преподовали бы научные дисциплины, то таких бы проколов можно было бы избежать. Собственно с этого я начинал критику философии, как науки. Берем универ на выбор, смотрим что там преподают и всюду обнаруживаем одну печальную картину. На выходе получаем блудословов, которые не понимают значения произносимых ими слов.
Мой Вам совет кладите на философию с прибором. Лучше занимайтесь литературой, у Вас к этому очевидный талант. В некотором смысле философия это тоже литература, только тривиальная по содержанию и убогая по форме.
Я же заметил, что Вы, пиррон, постоянно увиливаете
от постановки хотя бы одного стОящего философского вопроса. Все такие вопросы возникают в связи с другими науками, которые естественно приходят к осмыслению своих результатов. И в этом осмыслении (что и есть настоящая философия) традиционно сложившаяся философия им совсем НЕ указ, потому что своими мифами помочь попросту бессильна, а может лишь помешать.
как раз в научных дисциплинах мышление не требуется. То есть оно происходит на уровне обыденного здравого смысла, основано на владении несколькими механическими, в сущности,ментальными операциями и возвышается в лучшем случае до простой смекалки.Только после того, как поставлен философский вопрос, начинается уже подлинное мышление.На языке традиционной философии это звучало бы так: ученый использует только рассудок, а философ использует разум
А где это ублюдок так испражнился? Сорри, но других слов для этого текста нет. А вот для его автора есть - но они все недостаточны. Грязная гадина. Падаль. Г..о.
Зря Вы так Григорий. Не вина Пиррона, что так составлены програмы философских факультетов, что оттуда выходят люди неимеющиен ни малейшего представления о науке. По сути дела философские факультеты тупо обкрадывают студентов и налогоплательщиков. Вот это действительно беда.
философия - это не наука. Это нечто среднее между наукой и искусством, уходящее своими корнями в мифологию. Впрочем, в течение почти всего двадцатого века предпринимались отчаянные попытки ее демифологизации.
А вот это верная оценка
. Почти все философские категории и конструкции оказываются расплывчатыми и улетучивающимися мифами, яко призраками, при ближайшем рассмотрении. В результате вопросной демифологизации от традиционной философии не осталось почти ничего и сегодня она занимается преимущественно гуманитарными проблемами
Является ли философия наукой
21 Июль 2012 18:41 #895
Автор: infolio
pirron написал(а):
Только после того, как поставлен философский вопрос, начинается уже подлинное мышление.
Примеры в студию! А я пока отмечу, что настоящее мышление в науке начинается, когда ученный видит экспериментальный факт, который требуется объяснить. Весьма показательна работа двух физиологов Ходжкина и Хаксли. Они по сути из одних только экспериментальных наблюдений предсказали существование ионных каналов и описали их работу! Тоесть силой мысли предсказали, как организована электрическая активность нейронов и получили за это нобелевку. Заметим, что если бы они подобно философам блудословили о сущности сознания, то мы и сегодня бы не понимали природу активности мозга.
Тоесть термін=понятие силой мысли гораздо нобелевкоконкретное понятие, чем всякие философские блудословия, кроме того, где больше востребована сила мысли, там, где начинается уже подлинное мышление или там, где настоящее мышление в науке начинается? (Точнее: как поставлен философский вопрос, или когда ученный видит экспериментальный факт)? А может тогда, когда факт девальвирует вопрос или/и вопрос предвосхищает факт?. Или наоборот. Как то читал что Планк угадал свою постоянную...
pirron написал(а):
философия - это не наука. Это нечто среднее между наукой и искусством, уходящее своими корнями в мифологию. Впрочем, в течение почти всего двадцатого века предпринимались отчаянные попытки ее демифологизации.
А вот это верная оценка . Почти все философские категории и конструкции оказываются расплывчатыми и улетучивающимися мифами, яко призраками, при ближайшем рассмотрении. В результате вопросной демифологизации от традиционной философии не осталось почти ничего и сегодня она занимается преимущественно гуманитарными проблемами
Это нечто среднее между наукой и искусством, уходящее своими корнями в мифологию может быть и есть тот самый бозон, который может девальвировать МеЕестную в пространстве и времени историю освещением истинной а также предвосхищать будущее с заданной вероятностью (да простит дружище Хайдук - не 100_40% бесконечной точностью) с учетом каждого вкуса громадно-изящного?
Или все это сродни понятию электричество, культура, информация... и т.п.
Тем кто читал все посты или почти все, скромный вопрос: САБЖ - это научный или философский вопрос? (третьего же не дано!?)
Лучше занимайтесь литературой, у Вас к этому очевидный талант.
Я и занимаюсь литературой, но я пишу роман о философе.Мне надо войти в этот образ, ощутить философию в качестве вершины человеческого мышления, альфы и омеги человеческих познаний. А вы, ПП, и Владимирович мне мешаете.Когда я закончу книгу, я, возможно, прислушаюсь к вашим нигилистическим речам. Но пока что я должен вживаться в этот мир чистых умозрений, что для меня не так-то просто, поскольку профессионалом я себя, несмотря на философскую ученую степень, ощущал всегда только в литературе.В силу этих причин я буду биться до конца - как с вами, так и с Владимировичем.
Я и занимаюсь литературой, но я пишу роман о философе.Мне надо войти в этот образ, ощутить философию в качестве вершины человеческого мышления, альфы и омеги человеческих познаний.
Поздно. Я пять лет изучал биографии философов. Я даже сам написал одну биографию, чтобы получше освоиться в этом удивительном мире - душе философа. Жребий брошен. Про человека-паука - года через три.