inosmi.ru/politic/20210213/249133076.html
Главред, Украина
Андрей Головачев
Когда Вещий Олег захватывал славянские княжества, образовывая Киевскую Русь, он повсеместно встречал родоплеменную организацию жизни. Это были общности, возглавлявшиеся племенными князьями, но наиболее важные вопросы решались ими не единолично, а совместно с народными вечевыми собраниями. При определенных обстоятельствах, например, при неумелом военном руководстве, вече могло сместить князя. Племенные князья и вечевые институты были двумя взаимодополняющими и взаимоотрицающими полюсами архаичной сакральной власти.
Такая организация жизни была присуща всем народам на так называемой догосударственной стадии их развития. Но трудно найти в Европе другую такую страну, в которой инерция этой примитивной социальной организации была бы столь сильной и столь долгой, как в Украине.
Во все виноват Вещий Олег
Те же варяги не сумели сломать примитивный княжеско-вечевой характер власти, и были вынуждены воспроизводить его по всей Киевской Руси, что и предопределило, в конце концов, ее крах.
После распада Киевской Руси авторитарно-вечевой уклад был на много веков унаследован казачеством с их гетманами и казачьим кругом. В деревнях функции управления также распределялись между помещиком и крестьянским сходом. Казацкий вечевой уклад жизни на фоне высокоразвитой парламентской Польши смотрелся архаично. Поэтому конфликт между ними и уход казаков в близкую по религии и по духу Россию был практически неизбежным.
И гетманы виноваты...
Успех большевиков на Украине был обусловлен в первую очередь тем, что они предложили украинцам с одной стороны бесплатную раздачу земли, а с другой — понятную и привычную для крестьян вечевую форму управления в виде советов. Украинская социал-демократическая и либеральная интеллигенция, а также Петлюра с его заточенностью на один только национализм, с треском проиграли большевикам именно потому что не понимали украинского архетипа. А большевики понимали, поэтому никто, кроме несчастных студентов под Крутами, не захотел воспрепятствовать продвижению Муравьева на Киев.
А украинский архетип это вече и халява...
Все наши майданы — это в сущности также рудименты вечевого догосудаственного примитивного устройства жизни. Украинцы в большинстве своем верят, что у них есть право смещать гетмана на общем Вече, как было в Киевской Руси, как делали казаки. Отсюда и потешные отчеты министров о проделанной работе на самом Майдане — Вече и принятие самых разных резолюций прямого действия на майдане, как будто в стране нет Конституции, и постоянные клятвы депутатов что они "верны заветам майдана" и призывы всем собираться на майдане, когда обществу что то не нравиться и т.п., что в современной Европе рассматривалось бы как какой-то дремучий анахронизм времен крестовых походов. Но для украинцев Майдан сакрален, как для древних славян сакрально было Вече.
Когда Саакашвили повел людей на Киев и заявил, что он готов сразу же возглавить правительство без всяких там выборов и он уже набрал хороших людей по Украине, которые тоже готовы занять кресла министров, он тем самым обращался к глубинным архаическим традициям украинцев и у многих это находит понимание и одобрение. "Хватит нам этих партийных выборов! Наелись! Мы на Майдане-Вече сами выберем себе Гетмана! Он нашенский будет. Михо за нас будет!"
Это все архаика, которая корнями своими уходит еще в докиевскую Русь и поразительно долго присутствует в сознании и жизненном укладе украинцев.
На периферии, в глубинке, повсеместно можно встретить примитивную вечевую форму организации жизни, в какие бы современные формы она не куталась. Майдан это просто перенесение на национальный уровень архаичных племенных форм власти из глубинки. Все майданы начинались именно как крестьянские набеги преимущественно из западных областей, которые приносили с собой свои архаичные догосударственные представления о жизни.
Отсталость Украины от западного мира объясняется именно тем, что переход от догосударственных укладов жизни к государственным формам в Украине еще далеко не завершен. В Европе он закончился где то 500-600 лет назад.

(Вообще, этот Андрей Головачев, похоже, очень тонко издевается, но в каждой шутке...)