В 1979, перед референдумом об автономии Шотландии, английский журналист брал интервью у старого шотландского горца:.
- Вы будете голосовать за автономию или против?.
- Против, конечно..
- Почему?.
- В Лондоне им плевать на нас. Но в Эдинбурге-то нас вообще ненавидят..
Это очень важный момент для понимания того, как реально устроена Шотландия. Произнося это слово, мы невольно представляем себе горца в килте и с волынкой. Но сколько там этих горцев? Считанные проценты, а основное население живет в долине..
Хуже того. Веками жители долины (lowlands) и высокогорья (highlands) рассматривали друг друга как различные и враждебные расы. Они отличались языком - в низинах говорили на германском шотландском языке, в горах - на кельтском гэльском..
Низинные шотландцы считали горцев варварами, подлежащими суровому усмирению на грани или за гранью геноцида. Если горский клан вел себя некорректно, Эдинбург выписывал на него "Письма огня и меча". Скажем, в 1587 было приказано довести клан Чэттэн "до полного уничтожения, убивая, сжигая, топя в воде и иными способами, так чтобы ни одного существа из этого клана не осталось в живых кроме священников и женщин"..
Само собой, что горцы подлежали насильственной ассимиляции. В 1608 король Яков обманом захватил группу вождей горных кланов, заманив их на королевский корабль под предлогом богослужения, и бросил в тюрьму. Их выпустили только после того как они обязались в том числе послать своих сыновей на обучение в долину, а также изгнать со своих земель всех бардов - носителей кельтской устной культуры.
Вслед за этим Тайный совет Шотландии предписал насаждать в горах английский язык, так чтобы Irische language (да, шотландский гэльский тогда называли так), "один из главных источников варварства и нецивилизованности среди обитателей остров и гор, мог быть упразднен и уничтожен".
Ненависть между горными и долинными шотландцами продолжалась веками. А в XX в. произошла забавная вещь: одержавшие полную и окончательную победу жители долины, отождествили себя с горцами и их гэльской культурой. Потомки германцев стали щеголять в килтах, играть на волынках и вообще всячески изображать из себя кельтов. В итоге горы сейчас воспринимаются не как "внутрення Америка" и скопище варваров, а как заповедник настоящей, неиспорченной англизацией шотландской идентичности..
Если задуматься, это почти настолько же неожиданно, как если бы скажем нынешние жители Краснодарского края сегодня отождествили себя с изгнанными и уничтоженными черкесами.
Наткнулся сейчас в сети на какое-то старое рассуждение Аркадия Малера о «византийском наследии России».
Моё отношение к оной Византии определилось ешё в детстве. В пятом классе средней школы я прочёл «Хронографию» Михаила Пселла. Который описывал то, что видел сам и в чём принимал участие. То есть это не какая-нибудь «западная клевета на волшебную страну».
Так вот, всякий человек, прочитавший «Хронографию», будет относиться к Византии с омерзением. Трудно представить себе что-то гаже этого человеческого гнойника, всех этих великих владык, которые только тем и занимались, что друг друга обманывали, потом свергали, выкалывали глаза, кастрировали и вообще всячески увечили и истязали, после чего отправляли изувеченных в темницы и монастыри (что одно и то же). При этом на троне они менялись как перчатки: вот он великий басилевс и кастрирует всех своих родственников, а вот уже и ему глазки выкалывают и ручки отрезают. А заправляли всем этим блядским цирком дрянные похотливые бабы, которые там реально всеми и крутили, всякие там «императрицы Зои и Феодоры», которые лихо проматывали всё, что можно. Сверху всё это прикрывалось чудовищным лицемерием и репрессивной моралью. Третий брак – нельзя, даже для императоров. Выкалывать глаза можно, а завести любовницу (для Запада вещь обыкновенная) – ужас-ужас… В общем, ЛЕПОТА.
Причём нельзя сказать, что люди эти были как-то особенно порочны. Дело было именно в византийских порядках – «православии, самодержавии», вот этом вот всём. На Западе у людей была ЧЕСТЬ, то есть концентрированная ГОРДОСТЬ. «Я лучше умру, чем сделаю то-то и то-то, потому что я дворянин». В Византии людишки были все негордые – потому что не было самого понятия человека чести. В императоры мог попасть простолюдин или вообще какой-то хрен с горы, это никого не смущало. Все были быдлом и жили по-скотски, даже те, кто жрали из золотых кормушек. Фу такими быть.
Повторюсь – я тогда про Византию ничего толком не знал. То есть это впечатления от ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА. Оригинала, а не интерпретации.
Потом я, однако, прочёл Светония и других подобных авторов. И вообще ознакомился с тем, как современники представляли себе свою эпоху. Особенно те, у которых у самих рыльце было в пушку. Почитаешь мемуары какого-нибудь советского бонзы – тоже выйдет «Хронография», с поправкой на время и нравы. А у Пселла рыльце было не в пушку, а в густой шерсти. Будучи приближённым императора Константина, он лизал ему по самые гланды, за что в «Хронографии» оправдывался – «время было такое». В общем, на беспристрастного свидетеля эпохи он никак не тянет.
В общем, этот вопрос я отложил как неактуальный. Решил, что разберусь с ним когда-нибудь, когда мне будет делать нечего. (То есть никогда.)
Потом я читал про Византию что-то ещё, в основном статьи. Впечатление оставалось не такое мерзкое, как от Пселла, но ничем ему не противоречило.
Однако с какого-то времени мне стали попадаться рассуждения на тему того, что «Византию оклеветали». Сделал это, дескать, английский историк Гиббон, который, будучи англичанином и тайным антихристианином, представил Второй Рим в самом чёрном свете. Ну, дело вполне возможное, решил я. В конце концов, «Хронография» описывала последний период жизни империи, тут странно было бы ожидать моральных и политических совершенств. Может, и вправду оклеветали? Хотя сами византийцы дали для этой клеветы очень уж много поводов. Но всё-таки.
И вот недавно, перебирая шкаф, я наткнулся на книжки историка Каждана, очень известного византиста. Вспомнил старое и решил почитать маленькую книжицу «Два дня из жизни Константинополя».
Так вот, впечатление осталось ровно то же самое, что и от «Хронографии». «Тот же вкус, тот же аромат».
Каждан старается держаться в академических рамках, но не скрывает своего глубочайшего отвращения к Византии и визатнийщине. Причём уже не на уровне «они там друг другу глаза выкалывали», а СИСТЕМНО. Потому что главная его претензия к Византии – там НЕ БЫЛО ПОРЯДКА. Потому что не было настоящей НАСЛЕДСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ. На Западе порядок был. И он был алмазный. Рыцарство, гильдии, цеха, священство – всё это было упорядочено, каждый человек был готов бороться за свои права и склоняться перед своими обязанностями, каждый сверчок знал свой шесток в хорошем смысле этого слова. Византия была хаосом – голодная и пьяная толпа то свергала царей, то их возносила, любой мерзавец мог сделать блестящую карьеру, любая блестящая карьера могла закончиться выкалыванием глаз и т.п. Нечто вроде сталинского СССР, короче говоря. Где главным дефицитом был именно ПОРЯДОК (выражение «При Сталине порядок был» является чудовищным издевательством над реальностью: сталинизм был не просто кровавым, это был кровавый бардак).
Разумеется, верить советскому историку (хотя Каждан уехал в США – стало быть, человек неплохой, к тому же у него бронебойная западная репутация суперспециалиста) было бы неумно. Но опять же – «люди дали повод».
Теперь вот думаю: не ориентировались ли англичане, создавая СССР, на кое-какие моменты «византийского наследия» в «гиббоновской интепретации»? Вполне могли.
Выходит, все беды у нас в России - от них, от болгар. А мы еще считали их братьями и пытались обучить марксизму-ленинизму. Вот так всегда: мы к какому-нибудь народу - со всей душой, а он к нам - со всей... но, впрочем, еще Достоевский говорил, что люди вообще существа очень неблагодарные.
Ну, от кириллицы, наряду с вредом, есть и определенная польза. Например, в моей фамилии есть звук"я", обозначаемый в немецком двумя буквами, и звук "ш", обозначаемый тремя буквами. В результате чего один ее вид повергает немцев в панику. Однажды я лежал в больнице, и одна из медсестер упорно пыталась мою фамилию запомнить и выговорить . Я не раз предлагал ей не подвергать себя таким перегрузкам и называть меня просто по имени, но ее охватил спортивный азарт, и в итоге запомнить она все-таки сумела, хотя правильно выговорить так и не смогла. А если написать мою фамилию кириллицей - фамилия как фамилия, не хуже других.
хм. Как будто у немцев у самих фамилий с "ш" мало. Шопенгауэр тот же. Штирлиц опять же
Тем не менее это так, как я описал. Тут все дело, наверно, в привычке и еще в том, что сложные для восприятия слова часто состоят из простых и поэтому без труда носителями языка понимаются и запоминаются. Например, одна немка, увидев слово "Красногвардейская", пришла в ужас и наотрез отказалась даже пытаться его запомнить. Впервые заглянув в учебник немецкого языка, я примерно так же отреагировал на слово "kugelschreiber". Однако человек, знающий слова "красный" и "гвардия", как и человек, знающий слова "kugel" и "schreiben", никаких трудностей в понимании и запоминании не испытает. Моя фамилия, воспринятая немцем, выглядит крайне непривычным и странным сочетанием букв, и если этих букв еще довольно много, то слабые духом сразу отступают перед возникшими трудностями. Хотя, должен сказать, университетские преподаватели, с которыми мне доводилось встречаться, запоминали мою фамилию с первого раза и особых трудностей при произношении не испытывали.
Немцы вообще извращенцы в этом смысле.
Буквы "ш" нормальной нет, даже у англичан и французов она двумя знаками пишется, зато куча буковок с двумя точками
Русский человек же привык точки сверху херить...
Король Шотландии Яков VI Стюарт терпеть не мог кельтов, живших в горах и на островах его страны. Да что там, он их вообще ненавидел, называя в своих письмах то варварами наподобие американских индейцев то вообще “каннибалами”.
Тому было несколько причин. Во-первых, кельтские окраины страны жили по своим варварским обычаям, не обращая внимание на Эдинбург. Во-вторых, они практически ничего не платили в казну Якова. А раз так то нахера вообще они нужны?
В-третьих, по мере того как английская королева Елизавета старела и при этом не торопилась выходить замуж, становилось все более и более очевидно, что английскую корону унаследует Яков.
А раз так, то ему надо было показать своим будущим английским подданным, что он не склонен давать спуску кельтским варварам. Раз он не щадит кельтов внутри Шотландии, то, унаследовав Англию, и с ирландскими дикарями будет обращаться так, как они этого заслуживают.
В 1597 г. Яков принял акт о проверке прав собственности в горах и на островах Шотландии. Каждый клан и каждый землевладелец обязан был предоставить ему свои документы на проверку, и, если права признавались неубедитлельными, его земли отходили в казну.
В 1598 г. ряд кельтских территорий был отписан в королевскую казну и самой крупной из них был остров Льюис на севере Шотландии. Была сформирована частная компания купцов и землевладельцев Нижней Шотландии - Fife Adventurers, которой Яков продал права на остров.
План состоял в том, чтобы уничтожить или прогнать местное кельтское население и заменить Колонисты высадились на остров и пустили под нож всех, кого смогли поймать. Но тут выяснились две вещи. Во-первых, климат на Льюисе был просто трындец - холод, ветер и дождь, так что каждую зиму среди колонистов начинался мор.
Во-вторых, соседние кланы тоже были не идиоты. Они смекнули, что если затея со Льюисом закончится успехом, то проект будет масштабирован и вскоре придет и их очередь. А потому они приложили все усилия, чтобы успеха не было. В итоге проект пришлось закрыть с колоссальными финансовыми потерями и в 1610 колония была эвакуирована.
Что же Якову делать? Он передает права на Льюис соседнему кельтскому клану МакКинзи, выписывая им “письмо меча и огня”, с тем, чтобы они добили остатки местного населения.
Этот случай ознаменовал коренной поворот в кельтской политике Якова. Если сначала он думал ломать кельтов руками низинных шотландцев, то после фиаско на Льюисе решил делать это посредством других кельтов же. С этого момента он карал и дисциплинировал кельтское население гор и островов, опираясь на сильные и воинственные “хищнические кланы” типа МакКинзи, Колхунов или Кэмпбеллов - местных Кадыровых.
И когда я говорю “кланЫ”, я слегка грешу против истины. В 70% случаев - это был один единственный клан Кэмпбеллов, который во главе со своим вождем графом Аргайлом стал основным выгодоприобретателем политики Якова. Ведь уничтожение одним кельтским кланом другого редко означало тотальный геноцид. В большинстве случаев побежденные примыкали к победителям на правах вассалов или младших членов клана.
И смотрите что получилось в итоге. Яков считал, что он очень умен и хитер, усмиряя одних варваров руками других. Только ведь вышло так, что он по сути своими руками выростил в горах и на островах несколько колоссальных “хищнических” кланов огромной военной мощи - и в первую очередь клан Кэмпбеллов. За счет покорения других кланов (с санкции короны) их богатство и военный потенциал выросли неимоверно.
Яков походу считал, что, опираясь на хищнические кланы, он укрепляет свой контроль над страной кельтов, а по факту ослаблял его. Другое дело, что он не имел возможности этого проверить, так как так и не вошел с ними в конфликт.
А вот его сын Карл I вошел. Столкнувшись с пустой казной и неповиновением парламента, он придумал гениальный план как срубить бабла - а давайте пересмотрим незаконные захваты земли в Шотландии, произведенные и в мое правление, и в правление моих отца и деда. Причем речь идет и о земле клановой, и о земле церковной, расхищенной в период Реформации.
Загвоздка была в следующем. Кто расхищал церковную и клановую землю? Очевидно, самые сильные в военном отношении кланы. И чем они были сильнее, тем больше расхищали. То есть по сути Карл потребовал от своих самых сильных и агрессивных подданных вернуть до 90% их активов.
В ответ сильнейшие шотландские аристократы во главе с Кэмпбеллами организуют Ковенант. По форме они были чистейшими лоялистами - ты наш король, все дела. По сути же… Ты хочешь забрать нашу землю? Приди и возьми.
Карл пришел с английской армией и попробовал взять. Шотландцы разбили ее и оккупировали североанглийские графства - Нортумберленд и Дарем, отказавшись уходить пока Англия не выплатит контрибуцию. В безнадежной ситуации Карл созывает наконец парламент. Так началась английская революция.
В общем я это к чему. Опираясь на местных Кадыровых, центральный деспот подчас приобретает иллюзию, что действительно подчинил клановое общество. Но эта иллюзия рассеивается в тот момент, когда он попытается забрать у Кадырова что-нибудь назад.