Кстати, Пиррон, я не очень понимаю трудности с входом в ФБ. Они по требованию пошлют какой-нибудь временный пароль на Вашу почту, с которой регистрировались(я не знаю конкретно ФБ, но это стандартная практика)
Я же написал, Григорий - у меня нет доступа к той почте. Это сложная история, мне не хотелось бы ее обсуждать.
Сергей Довлатов и Курт Воннегут, 1982 год, Нью–Йорк
Дорогой Сергей Довлатов,
Я тоже люблю Вас, но Вы разбили мое сердце. Я родился в этой стране, бесстрашно служил ей во время войны, но так и не сумел продать ни одного своего рассказа в журнал «Нью–Йоркер». А теперь приезжаете Вы и — бах! — Ваш рассказ сразу же печатают. Что–то странное творится, доложу я Вам…
Если же говорить серьезно, то я поздравляю Вас с отличным рассказом, а также поздравляю «Нью–Йоркер», опубликовавший наконец–то истинно глубокий и универсальный рассказ. Как Вы, наверное, убедились, рассказы в «Нью–Йоркере» отражают радости и горести верхушки "мидлкласса". До Вашего появления не много печаталось в «Нью–Йоркере» рассказов о людях, которые не являются постоянными читателями того же «Нью–Йоркера».
Я многого жду от Вас и от Вашей работы. У Вас есть талант, который Вы готовы отдать этой безумной стране. Мы счастливы, что Вы здесь.
Говорят, самый знаменитый роман этого Воннегута действительно хорош. Он у меня есть на немецком языке и лет десять назад я начал его читать. Но на первых страницах там появляется беспомощный близорукий подросток, милый и наивный толстяк - и что-то мне подсказало, что вот его-то там в итоге и убьют каким-нибудь зверским способом. Не знаю до сих пор, верной ли была моя догадка или нет, но читать роман мне расхотелось - уж больно трогательным был этот толстяк, мне не захотелось читать о том, как его будут всячески мучить. Но, может, я ошибся и все там в романе происходит совсем иначе?
1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю. Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина девушку Лошакову на балу. Итог: дуэль отменена.
1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга. Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: дуэль отменена.
1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева. Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку про Пушкина. Итог: дуэль отменена.
1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер. Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно пассаж "кюхельбекерно и тошно". Итог: Вильгельм в Сашу выстрелил, а Саша в Вильгельма нет.
1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции. Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа и тот его избил. Итог: дуэль отменена.
1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича. Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре крича на артистов и Денисевич сделал ему замечание. Итог: дуэль отменена.
1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева. Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: дуэль отменена.
1821 год. Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи. Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов. Причина: не поделили ресторанный оркестрик при казино, где оба предавались азартной игре. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова. Причина: ссора во время праздничного обеда. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии. Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила на некий вопрос супруга Балша, Мария. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.
1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло. Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом и ребята не договорились о правилах дуэли. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого. Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский. Причина: Саша не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают, прим. мое) и обсмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль кишиневского олигарха Инглези. Причина: Саша домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: дуэль отменена.
1832 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов. Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо) а сам Пушкин от выстрела отказался.
1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо. Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: дуэль отменена.
1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества. Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: дуэль отменена.
1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский. Причина: дама офицера по имени София, к которой Пушкин проявлял сексуальный интерес. Итог: дуэль отменена.
1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына. Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием. Итог: дуэль отменена.
1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене. Причина: неизвестная девушка на балу. Итог: дуэль отменена.
1829 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Хвостова. Причина: Хвостов выразил свое недовольство эпиграммами Пушкина, в частности тем, что Пушкин сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина. Причина: недовольство стихами Пушкина о себе. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Семена Хлюстина. Причина: Хлюстин выразил свое недовольство стихами поэта. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль Владимира Сологуба. Причина: нелицеприятные высказывания Сологуба о жене поэта, Наталье. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса. Причина: анонимное письмо, где утверждалось, будто жена Пушкина изменяет ему с Дантесом. Итог: В январе 1837 -
Пушкин убит.
«Здравствуйте, уважаемые руководители союза писателей. Настоящим письмом хотим поставить вас в известность об одном факте, который совершился в далеком Мещерском краю, но который, по нашему мнению, имеет некоторое отношение к вашей организации.
Дело в том, что 12 июля 1951 года в селе Солотче, Рязанской области примерно годовалый ребенок известного писателя К. Паустовского был окрещен доморощенными попами на квартире гражданки Ануровой Аксиньи, причем сам писатель в момент этой церемонии находился на расстоянии 200 метров, мирно сидя на бревнах у дома Леденева Ивана Кузьмича и созерцая жаркое июльское небо.
Мы не намерены подковыривать К. Паустовского, но тот факт, что крещение совершалось втайне, натолкнул нас на мысль — полностью ли чистоплотен уважаемый писатель идейно-политически и нет ли тут одной из причин того, что в послевоенный период мы не прочитали ни одной его книги такого примерно калибра, как «В стране поверженных», «Кавалер золотой звезды», «Заря» и другие, или мы здесь в чем-либо серьезно ошибаемся.
Мы думаем, что сам писатель ответит на это Вам лично, если это Вас заинтересует, а нам письменно, выпустив в свет что-нибудь литературно-внушительное.
Не подписываемся лишь потому, что не ставим себе целью о чем-то сутяжничать, а надеемся на вашу и его советскую совесть.
С приветом — несколько товарищей. 25 июля 1951 года».
(Про книги, 2015, № 3(35) с.88)
Т. Пастернак был, как известно, великим мыслителем и гуманистом.
«14 марта 1953, Болшево, санаторий.
Дорогой Саша!
Когда я прочел в „Правде” твою статью „О гуманизме Сталина”, мне захотелось написать тебе. Мне подумалось, что облегчение от чувств, теснящихся во мне всю последнюю неделю, я мог бы найти в письме к тебе.
Как поразительна была сломившая все границы очевидность этого величия и его необозримость! Это тело в гробу с такими исполненными мысли и впервые отдыхающими руками вдруг покинуло рамки отдельного явления и заняло место какого-то как бы олицетворенного начала, широчайшей общности, рядом с могуществом смерти и музыки, могуществом подытожившего себя века и могуществом пришедшего ко гробу народа.
Каждый плакал теми безотчетными и несознаваемыми слезами, которые текут и текут, а ты их не утираешь, отвлеченный в сторону обогнавшим тебя потоком общего горя, которое задело за тебя, проволоклось по тебе и увлажило тебе лицо и пропитало собою твою душу. <…>
Какое счастье и гордость, что из всех стран мира именно наша земля, где мы родились и которую уже и раньше любили за ее порыв и тягу к такому будущему, стала родиной чистой жизни, всемирно признанным местом осушенных слез и смытых обид!
Все мы юношами вспыхивали при виде безнаказанно торжествовавшей низости, втаптывания в грязь человека человеком, поругания женской чести. Однако как быстро проходила у многих эта горячка.
Но каких безмерных последствий достигают, когда не изменив ни разу в жизни огню этого негодования, проходят до конца мимо всех видов мелкой жалости по отдельным поводам к общей цели устранения всего извращения в целом и установления порядка, в котором это зло было бы немыслимо, невозникаемо, неповторимо!
Прощай. Будь здоров.
Твой Б. Пастернак»
Но конечно до товарессы Цветаевой ему далеко, очень далеко.
Человек испытал эмоциональное потрясение - а зрелище похорон Сталина было, очевидно, и вправду впечатляющим - и сплел вдохновенно словеса, освобождаясь от переполнявших его целую неделю чувств. Чего вы еще хотите от лирика, Григорий? Такой уж был он от природы впечатлительный. Но если преследовал он цель иную - доказать кому-то, что он - свой, советский, близкий к народу, разделяющий чувства его и чаяния - то как же плохо он справился с этой задачей: что бы он там ни лепетал, сам стиль его лепета, увы, говорит о том, что все-таки какой-то он не свой, от народа какой-то далекий, суть свою мелкобуржуазную так и не преодолевший
Наиболее значимое из “оттепельных” упоминаний Пастернака о Сталине — слова в разговоре с Ольгой Ивинской в 1956 году: “Так долго над нами царствовал безумец и убийца, а теперь — дурак и свинья; убийца имел какие-то порывы, он что-то интуитивно чувствовал, несмотря на свое отчаянное мракобесие; теперь нас захватило царство посредственностей”. Старший сын записал реплику Пастернака осенью 1959 года: “Раньше расстреливали, лилась кровь и слезы, но публично снимать штаны было все-таки не принято”.
"Вижу человека, который думает только о себе, считает это оправданным (она же Поэт), не хочет ничего ни для кого делать (иначе как в том случае, когда это будет означать полную потерю лица даже по его собственным меркам - и по меркам его друзей, если они узнают, мнения друзей она боится), и очень не любит возиться с больными или дефективными - предпочитает сбыть их с рук хоть в морг, только бы с ними не возиться. Но - с поправкой на то, чтоб при этом все-таки не вышло полной потери лица по его собственным (редкостно сволочным, но все же не бесконечным) меркам и разрыва с друзьями и мужем, которые детоубийцу не поймут. Ну и смерти старшей дочери она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО очень не хотела. Правда, возиться с ней больной (и даже здоровой) она тоже ОЧЕНЬ не хотела. И работать для них она уж совем категорически не хотела. И какое из этих нехотений превозможет, было неясно, и перипетии ноября-января именно борьбой этьих нехотений (обычно - в пользу второго) и объяснялись. По своему складу она была готова оставлять ее на муки в гноище, но, видимо, так, чтобы так все-таки не умерла очевидным образом из-за этого. По своему складу она готова была до последнего рубежа делать перед собой вид, что дочери смерть и не грозит, хотя бы таковая ей уже давно грозила - лишь бы не заниматься дочерью, - она даже готова была на почти верную смерть посылать ее в "санаторию" в феврале, только чтоб с ней не возиться, а если не получится - то чтоб их взяли к себе Звегинцевы, только чтоб не возиться с Алей самой, - именно так оно все и было, - но вот в январе что-то щелкнуло (сестры Эфрон особенно заволновались, судя по тому, что Вера Эфрон помогала ей у Жуковской с Алей), и она ее забрала - о, конечно, не на свои собственные руки, а прежде всего на руки Жуковской. Думаю, что нет никаких сомнений в том, что занимались Алей прежде всего Жуковская и Эфрон, а она стишки 1913-1915 редактировала.
Ну и еще этот человек очень любит все оформлчть в пафосно-красивых позах, не замечая, как это омерзительно выглядит, и как она поминутно в своей экспрессии провирается и себе же сама противоречит."
Лично мне то, что эта ... - нелюдь было совершенно ясно из её стихов. Hе ошибся.
читая Лафарга -
- натолкнулся на известное, конечно, всем специалистам, но для меня новое -
- оказывается, в конце 1870-х в Париже было совершено убийство пожилой молочницы -
- следствию содействовал молодой человек Баррэ, у которого с молочницей были какие-то общие дела - сообщал об обстоятельствах ее жизни, ее привычках, о бумагах, в которых она хранила нажитое ею небольшое состояние в 10.000 франков -
- "Он несколько раз встречался со следователем, который благодарил его за готовность помочь розыскам преступника. Случилось однажды, что следователь, провожая уходившего от него Баррэ, обратился к нему с вопросом: "Вы прежде носили бороду, господин Баррэ?" При этом простом замечании Баррэ стал дрожать и сделался смертельно бледным. Следователь положил тотчас же руку на его плечо и воскликнул: "Вот убийца!"." [Лафарг, 1936: 250] -
- Баррэ во всем признался - оказалось, что он убил молочницу вместе со своим другом, студентом-медиком Лебье, весьма многообещающим молодым человеком -
- мотивом преступления стала растрата - тех самых 10.000, переданных молочницей Баррэ для помещения в ценные бумаги -
- Лебье поведал, что перед ним встал выбор - допустить гибель друга, даровитого юноши - или убить молочницу, старую, незначительную, бесполезную -
- а через несколько дней после убийства Лебье на семинаре читал доклад, посвященный дарвинизму, борьбе за существование и выживанию наиболее приспособленных. -
- Доде заинтересовался этим процессом и задумал написать роман - но в процессе работы вышел французский перевод "Преступления и наказания" -
- так что он не решился тягаться с Достоевским - и использовал этот сюжет для пьесы - "Борьба за существование", которая и была поставлена в 1889 г.