Пожалуй, такое могло случиться только на просторах нашей Родины. История показательна и забавна, а по абсурдности стоит в одном ряду с приключениями знаменитого поручика Киже, есть в ней и что-то детективное.
Итак, 50-е годы 20 века. Недавно открытое произведение украинского композитора Овсяннико-Куликовского, жившего в 18 веке - Симфония №21 - триумфально шествует по стране, исполняясь лучшими оркестрами, даже Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского сделал её запись, дальше только выход на мировой уровень. Многочисленные музыковеды пишут свои труды и восторженные отзывы о вновь открытом гении украинской музыки.
Но началось всё немного раньше, но прежде позвольте представить настоящего героя данной статьи - Михаил Эммануилович Гольдштейн, композитор, скрипач и тот самый человек, "открывший" миру Симфонию №21! И так получилось, что его талант композитора не был востребован в то время, отчасти в этом виновата кампания борьбы с космополитизмом, развернутая в 1947 году, в результате "враги народа" отыскивались везде, по стечению обстоятельств "безродными космополитами" оказывались чаще всего евреи... Вот и Гольдштейн, принося свои произведения, часто слышал: «Вы талантливый человек, но эти сочинения никуда не пойдут, потому что…».
Друзья, утешая посоветовали: «А напиши-ка ты, симфонию в украинском стиле, на украинские народные темы, оркеструй ее под Моцарта или что-нибудь в этом роде, там под конец XVIII — начало XIX века, и утрешь им нос!» Тогда Миша решился на гениальную аферу, если стране нужны композиторы посконно-народного направления, то они его получат! И принялся за симфонию... Кое-чем помог ему Исаак Дунаевский, его приятель, а именно, подсказал тему своей песни "Ой, цветет калина" для одной из частей будущей симфонии. Гольдштейн написал музыку, а заодно придумал и биографию для "автора". Им стал Николай Овсяннико-Куликовский, мифический графоман-помещик, весьма просвещенный любитель музыки, некогда подаривший Одесскому оперному театру свой крепостной оркестр (это пожалуй, единственный факт, подтверждающий существование этого "композитора"). Партитура, якобы найденная в архиве оперного театра, была представлена руководителю Одесской филармонии, на вопрос какая это симфония по номеру, Гольдштейн не задумываясь ответил: "Двадцать первая"... и всё завертелось!
Скоро симфонию играли уже в Москве, она стала самым исполняемым произведением 1950-х годов, все музыковеды были в восторге, такой клад! Ранее неизвестный композитор Овсяннико-Куликовский, автор целых 21 симфоний, назывался чуть ли не "украинским Моцартом", по крайней мере равным венским классикам. Это открытие пришлось как нельзя кстати, ведь тогда была популярна теория русского влияния на развитие западной музыки, а тут такое подтверждение. Одним словом, произведение идеально вписалось в культурную политику того времени. Гольдштейн и не думал, что никто ничего не поймет, ведь в партитуре столько "ляпов", многое не могло быть написано в начале 19 века, да ещё и мелодия Дунаевского, принятая за народную, так ведь все ещё и поверили ему на слово, как "первооткрывателю", и даже не спросили оригинал рукописи.... По настоятельным требованиям музыковеда Валериана Довженко, опубликовавшего об Овсянико-Куликовском статью и намеревавшегося писать книгу, Гольдштейн даже придумал композитору чуть более подробную биографию — в частности, годы жизни (1768—1846). Статья об Овсянико-Куликовском была включена во второе издание Большой советской энциклопедии.
Михаил попробовал признаться во всем, но ему по началу и не поверили, после такой шумихи, после того, как многие музыковеды уже защитили свои диссертации по этой теме, а Музгиз выпустил ноты, сложно было признать, что автором классической украинской симфонии классика украинской музыки является какой-то еврейский музыкант из Одессы. Уже позже в 60-е, дошли до истины и ... до обыска и очной ставки с одесским валторнистом, переписывавшим когда-то ноты симфонии, которая наконец-то всё разрешила, Гольдштейн доказал свое авторство, а следствие зашло в тупик в виду дикости данной ситуации. И Овсяннико-Куликовского благополучно забыли, статьи из БСЭ убрали, музыка из репертуара тоже исчезла, фирма Мелодия уничтожала пластинки...как-будто ничего и не было. И как изменились оценки произведения - от восторга до полного уничижения. М. Гольдштейн в воспоминаниях пишет: «Одно время эту симфонию считали гениальным произведением, подлинной сокровищницей классики, высоким образцом симфонизма. Но когда выяснилось, что Овсянико-Куликовский ее вовсе не сочинил, тогда она перестала быть гениальной.» Интересно, но Гольдштейн является автором ещё нескольких произведений русских классиков: альтового концерта Хандошкина, сонаты для виолончели Бородина, Листка из альбома Глазунова и Экспромта Балакирева. Вот такая история
А украинцы, наверно, и сейчас почитают этого Овсянико-Куликовского как своего национального гения, а исчезновение его имени из советских энциклопедий, как и уничтожение записей его симфонии объясняют происками клятых москалей.
Ну это вообще характерно для такой субъективной сферы как искусство.
Если прославленный маститый композитор напишет говно то все по привычке всё равно будут восторгаться. А если гениальную вещь напишет какой-нибудь студент или дворник - смешают с дерьмом.
Это вы ещё не знаете какая ***ня творилась на заседаниях Союза композиторов
Величие культуры СССР было
1.не только в "заповедях" строителя коммунизма,
2. не столько в "отсутствии" страшных преступлений (внук деда зарубил за то, что тот сказал ему от компьютера отклеиться, или школьницы бабульку-пенсионерку замордовали ...) или/и отсутствии сообщений о них,
3. а более всего "во всеобщей уверенности в светлом будущем"! Например, до службы в СА я не знал, что есть снотворное или/и обезболивающее, до окончания ВУЗ не имел паспорта, всего-то до 40 лет не получил бесплатную квартиру (которую первый раз приватизировал за 77 млн, а второй раз, через ТРИ месяца, уже за 144 млн. с рассрочкой).
Наверное классик прав, культура, как и разруха- в головах. З павагай да неабыякавых.
На стихи.ру когда то написал: общение - жизнь, за него и держись. Так что хорошо что есть пока квантофорум, тут же вспомнил меЕестный форум:
Re: Некоторые советы по работе с форумом
« Ответ #53 : 17 Ноября 2018, 23:29:48 »
В связи с введением 1 декабря 2018 года нового закона форум закрывается. Мы не можем обеспечить здесь смс-идентификацию пользователей.
Культура СССР вечна, возрождается?
З павагай да неабыякавых
Студент! Во время экзаменов!
Никогда не обращал внимания... Однако, забавно!
С одной стороны, это похоже на задумку Гайдая и команды. Просто как-то надо обыграть второстепенную сценку, чтобы было смешно. Но режиссер же не шахматист, и на несколько ходов не рассчитывает. Разве что, как ничтожная причина, -- во время экзаменов студенты очень волнуются, и поэтому им надо успокоиться (ага, снотворным!).
В качестве успокоительного здесь больше подходит настойка валерианы. Но, увы, -- коты не собаки.
С другой стороны, в комедии представлены персонажи:
наглый студент-"халявщик", игравший с профессором "в двадцать одно",
проваливший экзамен студент-"косарь", у которого "в ухе стреляет" (микронаушники родом из 60-х годов).
Глядя на эти комедийные типажи, вполне можно предположить, что и Шурик тоже не против обхитрить профессора. Но как? Правильно! Употреблением веществ.
В данном случае, препаратов, увеличивающих концентрацию внимания, запоминаемость, влияющих на память.
Отсюда следует: пачка снотворного для пса выглядит вполне себе уместно. Шурик, к тому же, хорошо разбирался в химии, экспериментировал, что наглядно показано в виде кипящих колб с реагентами, при запуске машины времени, в другой комедии "Иван Васильевич меняет профессию".
17 октября в 20:50
Записка Госкино СССР о кинорежиссере В.В.Меньшове
23 апреля 1981 г.
Секретно
В связи с предстоящей в середине мая с.г. премьерой фильма «Москва слезам не верит» французская фирма «Фильм Космос» пригласила в Париж для участия в этом мероприятии режиссера фильма Владимира Меньшова.
Фильм «Москва слезам не верит» в настоящее время является одним из наиболее известных на мировом кинорынке, чему в определённой степени способствовало присуждение ему премии Американской академии киноискусства «Оскар» как за лучший иностранный фильм 1980 года. Сейчас имеется реальная возможность активизировать нашу внешнеполитическую пропаганду средствами кино в тех странах, которые приобрели эту картину. Многие зарубежные прокатные фирмы дальнейший успех демонстрации фильма «Москва слезам не верит» ставят в зависимость от участия в мероприятиях по его выпуску (в том числе в работе с органами массовой информации) режиссера В.В. Меньшова.
В.В. Меньшов начал работать в кино в 1969 году как актёр. Он снялся в фильмах «Человек на своём месте», «Собственное мнение», «Последняя встреча» и ряде других. В 1976 году дебютировал как режиссёр-постановщик фильма «Розыгрыш», за который получил премию ЦК ВЛКСМ и был удостоен Государственной премии РСФСР. Затем В.В.Меньшов поставил фильм «Москва слезам не верит», который прошёл с огромным успехом в Советском Союзе, собрав за одиннадцать месяцев проката рекордное число зрителей (около 90 миллионов). Фильм «Москва слезам не верит» выдвинут на соискание Государственной премии СССР за 1980 год. При создании своих фильмов В.В. Меньшов раскрылся как талантливый художник, способный творчески решать актуальные проблемы развития советского общества. Он показал себя хорошим организатором, заслужил признание и уважение коллектива. В.В. Меньшов неоднократно выезжал за рубеж как в служебные командировки, так и в качестве туриста.
Госкино СССР известны факты неправильного поведения В.В. Меньшова, в связи с чем его поездки за границу в последнее время сдерживались. С В.В. Меньшовым за это время проведена серьезная воспитательная работа, и, судя по всему, он сделал для себя соответствующие выводы, подтверждением чему в определенной степени являются его последние работы. Сам В.В. Меньшов в беседе с руководством Госкино СССР высказал стремление содействовать решению средствами кино задач, поставленных перед советскими кинематографистами решением XXVI съезда КПСС.
Общественные организации и администрация киностудии «Мосфильм», руководство Госкино СССР продолжают индивидуальную работу с т. Меньшовым В.В. Меры по ограничению выездов В.В. Меньшова за рубеж уже вызывают его болезненную реакцию и дают повод для нездоровых спекуляций вокруг имени этого режиссёра.
В связи с изложенным Госкино СССР считает целесообразным разрешить т. Меньшову В. В. выезды в зарубежные командировки для ведения информационно-пропагандистской работы в нужном для нашей страны направлении.
Просим согласия.
Председатель Госкино СССР
Ф.Т.Ермаш
Справка Отдела культуры ЦК КПСС о кинорежиссере В.В. Меньшове
29 мая 1981 г.
Секретно
Госкино СССР (т. Ермаш) сообщает своё мнение по поводу командирования за рубеж режиссера киностудии «Мосфильм» Меньшова Владимира Валентиновича.
По сообщению Отдела ЦК КПСС по работе с заграничными кадрами и выездам за границу, вопрос рассматривался в соответствующих органах. Признано нецелесообразным возобновлять в настоящее время разрешение на выезды В. Меньшова за рубеж.
А сейчас каждый шакал может ехать куда угодно, даже не задумавшись о том, правильно ли это с политической точки зрения, проведена ли с ним необходимая воспитательная работа, подкован ли он в достаточной мере идеологически, не противоречит ли его поездка государственным интересам, не ставит ли он личное выше общественного, отправляясь пьянствовать не в ближайшую пивную, а непременно в Ниццу какую-нибудь или Майами. И какое ему дело до морального кодекса строителя коммунизма? Этот шакал и не собирается там его соблюдать. Вот так и попадает все общество постепенно под тлетворное влияние Запада.
Такое впечатление, что все-таки другой Афанасьев. Хотя "перестроечный" Афанасьев в 1981 году тоже занимал важный номенклатурный пост, но ниже рангом, чем зам. зав. Отдела культуры при ЦК КПСС. Да и не по культурной линии шел.
Доцент кафедры всеобщей истории, проректор по учебной работе Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (1972—1981). Доктор исторических наук (1980, диссертация «Французская историческая школа „Анналов“ в современной буржуазной историографии (1929—1979): критический анализ эволюции теоретико-методологических основ»)[3], профессор. В 1983 году получил назначение редактором по отделу истории и стал членом редколлегии в журнале «Коммунист».
Но, насколько я понял, "культурный" Афанасьев не запрещал выезд, он просто довел информацию из другого Отдела ЦК (по заграничным поездкам), которому, в свою очередь, решение сообщили "соответствующие органы". В общем, КГБ запретил, скорее всего, даже лично Андропов такой вопрос рассматривал
А как же иначе, Григорий? Как говорится, выпьешь пива, глянешь вдаль, сразу мысль - а как мораль? Кто же еще будет нести культуру в массы аборигенов, если не мы с вами, кто подхватит то знамя, что безвременно выпало из рук товарища Афанасьева? На Хайдука в этом деле, к сожалению, полагаться нельзя - нет в нем все-таки настоящей большевистской закалки.
Чего-то, граждане, у вас никакой квалификации. Вторая же ссылка в Яндекс-поисковике выводит на искомого Афанасьева. Ну а первая, конечно же, на другого, перестроечного.
Какое эстетство!
Не хватает пунктов "Покажите на небосводе хотя бы три созвездия"
"Назовите тройку самых ароматных запахов для вас одеколонов и духов"
"Скажите осмысленные фразы на трех иностранных языках".
Концерты французских артистов начинались с показа кинокадров, изображающих Ю.А.Гагарина, а также участников совместного советско-французского полета, а заканчивались исполнением советских мелодий. В конце программы на первом концерте руководитель группы поблагодарил правительство СССР за предоставленную возможность выступить в Советском Союзе, выразил добрые чувства в адрес советского народа, отметил, что главная цель гастролей группы в нашей стране — посредством музыки сближать народы и нести идеи гуманизма и мира.
Подобными словами руководитель группы заканчивал затем каждый концерт, об этом же он говорил в интервью советским и зарубежным корреспондентам.
На одном из концертов по инициативе французских артистов зрители устроили овацию советскому летчику-космонавту Б.Волынову.
В период гастролей ансамбль побывал в мавзолее В.И.Ленина, у могилы Неизвестного солдата, памятника Ю.А.Гагарину, в Музее космонавтики в Москве, на Пискаревском кладбище и крейсере «Аврора» в Ленинграде; в Киеве артисты посетили мемориальный комплекс истории Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
Совпосольство во Франции отмечает, что отклики на гастроли большинства средств массовой информации «носили дружественный к нашей стране характер». По мнению друзей, эти гастроли «послужили еще одним подтверждением взаимного интереса народов обеих стран к их культурному сотрудничеству».
А вы знаете, что в СССР была своя экранизация "Властелина колец" Толкина? За 10 лет до того, как эту знаменитую трилогию экранизировал Питер Джексон. Долгое время эта постановка считалась безвозвратно утерянной — фанаты перевернули все возможные архивы. Дошло до того, что многие стали считать эту постановку мифом. Но нет — это не миф, и экранизация действительно была.
Правда не всей трилогии, а только первой книги, которую вы знаете как "Братство Кольца". Только в этом переводе она звучала как "Хранители". И именно так называется и телевизионный фильм, который искали фанаты.
Кинокартина «Человек идёт за солнцем» была одной из первых ласточек хрущевской оттепели в советском кинематографе. Режиссер Михаил Калик решил снять трогательное кино для детей младшего школьного возраста, но которое было бы интересно посмотреть и взрослым.
И ему это удалось, несмотря на то, что сюжет фильма удивительно простой и наивный. Маленький мальчик по имени Санду познает мир. Во дворе от старших товарищей он узнает, что Земля круглая и что если всё время идти за Солнцем, то можно обойти всю Землю и вернуться на то же место, но только с другой её стороны. Трудности советской моментальной лотереи
И хотя в фильме не было ничего, что не вписывалось бы в принципы советского строя, он был нещадно раскритикован! В первую очередь за то, что картина не несла в себе никакой классовой идеологии. Посмотрев фильм, первый секретарь ЦК Компартии Молдавии возмутился, тому, что увидел ребенок: «Человек идёт за солнцем, а что он видит? Он видит всякую ерунду, а не наши советские достижения! И это снято на народные деньги! А если взглянуть глубже, то куда шел мальчик? А ведь он по воле авторов стремился на Запад!»
Второй секретарь ЦК был еще более краток и категоричен: «А как этот фильм может повлиять на повышение урожая кукурузы в республике?»
В итоге сверху следует приказ: пленку смыть, а с товарищем Каликом сделать соответствующие выводы – стоит ли ему впредь доверять такое ответственное дело, как производство кино?
По сути, это означало запрет на профессию. Хотя коллегам он в шутку потом сказал: «Хорошо хоть так. Семь лет назад меня бы просто расстреляли за растранжиривание народных средств». Но он понимал, что всё же наступили новые времена, и сдаваться не собирался. На свой страх и риск он скрытно вывез из киностудии одну копию фильма и в багажнике своей личной машины отвез её в Москву. Там он показал её председателю Союза кинематографистов Ивану Пырьеву. Тот, не найдя в фильме ничего крамольного, дает разрешение на премьерный показ фильма в московском ЦДК.
Премьера прошла с большим успехом, и через три дня руководство «Госкино» выдает разрешение на всесоюзный прокат. Так успешно закончилась эта невеселая по своему началу история.
Через восемь лет, в 1971 году, Михаил Наумович Кулик был репатриирован в Израиль, и кинокартина «Человек идёт за солнцем» в числе других фильмов, которые он успел снять в СССР, легла «на полку». И следующие поколения советских зрителей её уже не видели.
В СССР на Мосфильме существовал список актеров, рекомендуемых только для ролей второго плана
Основание: "отсутствие социального здоровья в лице"
...В этот список попадала и блистательная Инна Михайловна Чурикова.
Удачно вышла замуж за социально значимого режиссера и из списка тут же выпала...
искусство должно двигаться вперед .... оно и двигается
Сегодня- кого захочет продюсер (даже кухарку) того и снимает
но бездари не знают, что любое хорошее кино по аналогии с хорошим вином с возрастом только лучше.