Из Вики
Заявку на фильм Тарковский подал ещё в 1961 году. Съёмки прошли с сентября 1964 по ноябрь 1965 года[1]. В 1967 году состоялась ограниченная премьера, которая вызвала у кинематографического начальства СССР смешанные чувства. Создатели фильма были обвинены в пропаганде насилия и жестокости. Фильм был перемонтирован и сокращён. Фактически картина попала «на полку»[2]. В ограниченный прокат она вышла только в 1971 году. По-настоящему широкая премьера восстановленного фильма состоялась только в 1987 году.
Тарковский снимал несусветный мусор. Удивляюсь как такой тип мог вообще что-то снимать.
Думаю, дело в его семейных и личных связях. В конкурентной среде у тарковских не было бы ни малейшего шанса.
А сейчас не изолирована. Сколько российских фильмов можно посмотреть на английском? Это ж надо сделать перевод, затратить деньги, а вдруг не окупится.
mittelspiel, затраты на перевод минимальные - ведь в Америке-Канаде (в отличие от Европы) не дублируют, а просто дают титры - синхронную строку перевода.
Поэтому все нашумевшие российские фильмы доступны западному зрителю. Я, например, был удивлён, когда узнал, что мой профессор (аргентинец, знает, кроме испанского, английский и португальский) пересмотрел все фильмы Тарковского. Из современных фильмов он смотрел, например, Брат. Он эти фильмы просто взял в видиотеке или в библиотеке.
У нас в Канаде прямо в прайм-тайм (это примерно как раз мечта РР - после программы Время) по центральному кабелю на франкоязычном канале частенько крутят российские фильмы (я писал об этом когда то на КС).
Думаю, дело в его семейных и личных связях. В конкурентной среде у тарковских не было бы ни малейшего шанса.
Ага, наверное поэтому он один из тех немногих, чье кино смотрят на западе. И сейчас с удовольствием пересмотриваю его фильмы время от времени. На каждом кадре глаз отдыхает. В конкурентной среде, как раз у него, было бы все впорядке. Снял бы пару кассовых красивых боевиков и занимался бы себе спокойно творчеством. А вот у бездарей снимавших всякое говно про сталеваров были бы проблемы.
Андрей Рублев показывался регулярно. У нас в городишке было 2 маленьких кинотеатра, где и показывались неширпотребные фильмы.
Вы не в Макондо жили случайно, просто страна в стране. Интересно, а программа Время в Вашем городе транслировалась или вместо нее пускали CNN?
Лично я ни разу не видел Андрея Рублева в кинотеатре, а только на показе в доме кино, куда попал благодаря знакомству мамы. В СССР фильм вышел в обрезанном виде только в 1971 и, как верно нам указал наш гость, его быстренько положили на полку.
В конкурентной среде у тарковских не было бы ни малейшего шанса.
Ага. Не было бы. У Майкла Джексона шансы были бы, у Терминатора со Шварцем в главной роли тоже. У Тарковского - нет. Здесь даже спорить не о чем. Тарковского и раньше смотрел один процент зрителей, а теперь и одной десятой процента не наберется.
Владимирович, в каком году был снят Рублев и в каком году он вышел в прокат?
Я не помню. честно.
Но я помню, что в СССР я смотрел наверно все фильмы Тарковского кроме Ностальгии и Жертвоприношения ( а их уже позже и лучше бы не смотрел
А хорошо ли издавался на Западе, например, Альтист Данилов?
Я же и говорю, изоляция! С Толкиеном тут есть следующая асиметрия: Толкиен издавался практическ во всех странах, а вот в СССР нет. Орлова просто никто не знает, ни на Западе, ни на Востоке. Книга замечательная и неизвестность Орлова я приписываю лишь полной самоизоляции СССР.
понимаю,что баян...(((
и не знаю,как соотносятся культура и искусство...((((
но хочу вставить из Михаила Веллера:
Когда я был школьником класса 7–8, ходил у нас такой анекдот. Мы в те времена были, я бы сказал, юными критическими патриотами. Было такое неформальное направление в среде советских полуинтеллигентов – «критический патриотизм». И анекдот был, как первое советское правительство ходит по выставке современной живописи. Это было вскоре после того, как Никита Сергеевич Хрущев разогнал, значит, выставку, которая позднее получила название «бульдозерная».
И вот «Ленин спрашивает у Дзержинского:
– Феликс Эдмундович, батенька, вы понимаете что-нибудь вот в этом вот полотне? Я ничего не разберу.
– Нет, вы знаете, Владимир Ильич. А давайте мы спросим у Свердлова.
Зовут Свердлова.
– Яков Михайлович, вот как вы понимаете, батенька, вот это. То, что здесь нарисовано?
А Свердлов говорит:
– Простите, Владимир Ильич, Феликс Эдмундович, но я что-то здесь ничего не пойму. А может быть, мы спросим Анатолия Васильевича Луначарского? Он у нас все-таки нарком просвещения.
Зовут Луначарского. Он говорит:
– Простите, товарищи, – и пенсне снимает. – Я, к сожалению, вот в этом вот современном искусстве тоже, вы знаете, ничего не понимаю.
Это было последнее советское правительство, которое ничего не понимало в искусстве».
Слушаю Михаила Веллера мп3 Перпендикуляр...Расту над собой... Тот случай,когда с Человеком очень не во всем согласен,но чувствуешь к Человеку Полнейший Респект...
ВИТАЛИЙ ДЫМАРСКИЙ: Здравствуйте! Я приветствую аудиторию радиостанции «Эхо Москвы», телеканала «АРТИВИАЙ» и всех тех, кто смотрит сетевизор. Это очередная программа «Цена победы», и я ее ведущий Виталий Дымарский. Пожалуй, это введение, которое я уже повторяю шестой… седьмой год даже – это, пожалуй, единственное, что есть общего у этой программы со всеми предыдущими и, может быть, даже со всеми будущими, потому что мы говорили о чем угодно, но о песнях, по-моему, мы еще не говорили. И вот сегодня тот, кто слушал радио, слышал, наверное, анонс о том, что программа у нас проходит под названием «Песни советских и немецких композиторов». Вот мой сегодняшний гость, которого давайте я вам уже представлю, Александр Городницкий, лауреат государственной литературной премии имени Булата Окуджавы, академик Российской Академии Естественных наук, ну, и вообще просто очень известный человек, автор многих замечательных песен. Так вот, Александр Моисеевич, Вы предложили другое название, которое нам уже было поздно озвучивать. Да? Это общность…
АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ: Песенных социализмов. Это не мое название. Здравствуйте, дорогие друзья!
В. ДЫМАРСКИЙ: Здравствуйте!
А. ГОРОДНИЦКИЙ: Мы рады вас приветствовать в преддверии Нового года. И вот в Сочельник, можно сказать, тема такая…
В. ДЫМАРСКИЙ: Сегодня католическое рождество.
А. ГОРОДНИЦКИЙ: Да, сегодня католическое рождество, и сегодня какие-то более радостные темы, конечно, лучше поднимать, но, тем не менее, полезно оборачиваться и на те случаи, когда человечество наступает на грабли. Вот. Дело в том, что тема эта и название это не мои. У меня есть живущий сейчас в Америке многие годы близкие еще по Ленинграду друг – Владимир Фрумкин, который музыковед и историк, исследовал истории различных песен. И он… Собственно это его работа, и называлась эта основополагающая статья – «Общность песенных социализмов».
В. ДЫМАРСКИЙ: Социализмов, я подчеркиваю, во множественном числе.
А. ГОРОДНИЦКИЙ: Да, во множественном. Нашего советского социализма и немецкого фашистского национал-социализма. Об общности песенной основы, об общности идеологии, которая содержалась в этих песнях, которые были написаны по большей части, так сказать, не немецкими композиторами, а советскими композиторами. Кстати сказать, смешно звучит и трагично, потому что… Ну, к этой теме мы еще вернемся. Но начнем, может быть, сначала все-таки с песни?
А. ГОРОДНИЦКИЙ: Ну, она была написана дет так двадцать назад, но сейчас она вошла в этот фильм, в котором идет разговор… Это многосерийный такой, телевизионный фильм по книге моих воспоминаний «След в океане», который мы делали с группой соавторов, и который обнимает естественно огромную полосу времени. Фильм этот не о себе любимом, также как и книга воспоминаний. Сейчас вышло два тома этой книги. Первый называется «Атланты держат небо» в издательстве «Эксмо», второй называется «У геркулесовых столбов». Об эпохе, в которой мне довелось жить, потому что я ленинградец, я блокадник и я помню, действительно, как накануне войны все огромные черные наши репродукторы на бульваре на седьмой линии на моем родной Васильевском острове вот всегда орали вот эти песни «Если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов», кроме того масса песен, которые мы учили в школе, которые мы считали нашими пионерскими маршами, нашими молодежными маршами, а потом одна из самых главных песен, которые… я с юности ее помню, почему я начал там увлекаться экспедициями и авиацией, и так далее, это знаменитый авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор…» Если я правильно помню дальше…
В. ДЫМАРСКИЙ: Все выше, все выше, все выше.
А. ГОРОДНИЦКИЙ: Все выше и выше, и выше стремим мы полет наших птиц, и в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ. По-моему, Курлянский, Хайт написали, если я не ошибаюсь, текст этой песни. И с огромным удивлением, уже почитав статью Фрумкина, и посмотрев уже сейчас немецкие фильмы… А кстати сказать, в нашем этом сериале там есть уникальная хроника, там есть фрагмент из фильма достаточно известный профашистской дамы-режиссера Лили Рихтеншталь, которая поддерживала Гитлера и там…
В. ДЫМАРСКИЙ: Знаменитая дама.
А. ГОРОДНИЦКИЙ: Знаменитая дама, да. Вполне профессиональная. И там показано просто вот как полуголые ребята из Люфтваффе перекидывают какие-то дрова и, значит, поют «он хоэр, он хоэр, он хоэр». Абсолютно та же песня. Я не знал ничего об этом. Она оказывается была переведена на немецкий язык, и стала с утверждением Геринга официальным гимном немецкой Люфтваффе. А дальше вот в фильме интересные у нас там перестановки: наши родные советские летчики, тридцать восьмой год, взлетают и гремит этот марш, дальше…
Мне Сталкер вот очень нравится до сих пор. А Андрея Рублева, Зеркало и пр. сейчас уже не хочется смотреть.
А я и раньше эти фильмы смотрел без истерики и сейчас без отторжения ... А Андрей Рублев очень даже ничего, но почему-то не как целостное полотно, а эпизодами ...
Оказавштсь в командировке, случайно удалось посмотреть ф-м Говорухина, как чл.КПСС с 1970 г. не могла не поразить такая картина. Это потом, перед развалом СССР, как убийственные доводы за КПСС и за СССР по телеканалам можно было не раз услышать: что-то не заполнялись шапки, пущенные по кругу, после этого кино, сданными партбилетами. (Ми: с таким же успехом можно было утверждать, что не наполнялись полностью шапки и новыми заявлениями о приеме в КПСС...) З павагай к альтернативным т.з.
Один из лидеров русского неофициального искусства художник Элий Белютин умер в Москве в понедельник на 86-ом году жизни.
Элий Михайлович стал знаменитым после того, как организовал в 1962 году знаменитую выставку авангардистов в Манеже, получившую широкую известность благодаря ее скандальному закрытию лично Никитой Хрущевым, - сообщили Интерфаксу в Союзе художников.
На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ, которое сняло об этом фильм для западного телевидения. А в нескольких иностранных газетах появились статьи о том, что в СССР разрешили абстракцию. Выставку закрыли, но художники успели вывезти свои картины. Слухи о выставке доходят через иностранных корреспондентов до Хрущева, который в тот момент находился за границей. Что это за картины, он представления не имел и кому-то из ЦК пришла в голову идея показать эти полотна в Манеже, где проходила выставка XXX лет Московского отделения Союза художников СССР. Туда и пришел Хрущев узнать, вокруг чего разгорелся такой сыр бор. После ее посещения Хрущевым в газете Правда была опубликована разгромная статья.
От той печально знаменитой выставки в Манеже теперь отсчитывают начало еще только будущего застоя, и ею окончательно заканчивается Оттепель, - говорит критик Григорий Заславский. - Со Студией Белютина тогда попали в опалу Борис Жутовский, Эрнст Неизвестный, Вера Преображенская. Студия была большая, хороших художников вокруг Белютина было много. Он был учителем, и это еще одна редкость, белютинская студия - пожалуй, одна из последних в таком вот роде творческих объединений, где есть лидер, непререкаемый авторитет, а вокруг него - ученики.
На знаменитой выставке авангардистов в московском Манеже, которая состоялась 1 декабря 1962 года, оглядывая экспозицию, генеральный секретарь КПСС Никита Сергеевич Хрущев публично назвал художников пидарасами.
Скульптор Эрнст Неизвестный так описывал эту сцену. Входит Хрущев, спрашивает, кто тут главный. Кто-то выталкивает Элия Белютина, руководителя студии при московском горкоме (работы этой студии висят на стенах). Белютин начинает что-то объяснять. Ильичев, курировавший в ЦК искусство, говорит: Никита Сергеевич, главный не этот, главный вот тот, - указывает на Неизвестного. Ты пидарас? - интересуется Хрущев. Нет, - говорит Неизвестный. - Дайте мне девушку, и я сейчас докажу. Хрущеву это нравится, он начинает слушать Неизвестного. Тот защищает интеллигенцию, объясняет ему величие Пикассо. В этом человеке есть дьявол и ангел, - говорит Хрущев. - Дьявола мы уничтожим, а ангелу поможем.
Художник Леонид Рабичев так описывает эту сцену. 13 художников стояли около своих картин, входит Хрущев со свитой, они начинают аплодировать. Никита Сергеевич молчит пару минут, затем громко, с ненавистью говорит: Говно! Подумав, добавляет: Пидарасы! Стоящий рядом с Рабичевым Суслов кричит: Задушить! Арестовать их! Уничтожить! Расстрелять! - кричат и другие члены правительства (Шелепин, Мазуров, Фурцева). Хрущев подходит к автопортрету Бориса Жутовского. На два года на лесозаготовки, - приказывает он. Вдруг кто-то обращает внимание на художника Алексея Колли и кричит: Вот живой педераст! Члены правительства и члены идеологической комиссии окружают его и кричат: Живой педераст! Живой педераст!
Впрочем, как отмечал Коммерсант, никого не арестовывают, никого не отправляют на лесозаготовки, никого не уничтожают. А воспоминаний о Манеже существует множество, и каждый рассказывает свою версию.
В начале 1964 года худсовет киностудии “Мосфильм” обсуждал ленту режиссёра Элема Климова (1933-2003) “Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён”. Просмотр фильма проходил в полной тишине. По окончании просмотра никто не сказал Климову ни одного доброго слова, а ленту было решено “положить на полку”. Члены худсовета нашли, что режиссёр фильма издевается над кукурузой, а бабушка Кости Иночкина чем-то напоминает Н.С. Хрущёва, так что сцена с её воображаемыми похоронами попахивала явной антисоветчиной.
На майские праздники Хрущёв затребовал себе для просмотра какую-нибудь новую кинокомедию, а ничего кроме фильма Климова не оказалось. Со страхом привезли фильм Хрущёву, но тому картина неожиданно очень понравилась, никаких намёков он в ней не увидел, и велел пускать картину в прокат.
В прокате картина появилась 9 октября, а Хрущёва сняли со всех должностей 14 октября. Близость этих дат и породила легенду о том, что новые руководители СССР выпустили фильм в прокат, как антихрущёвский.
Однажды Тарковский пришел на худсовет к Гайдаю по фильму "Бриллиантовая рука". Тарковский, естественно, не ходил ни на какие худсоветы никогда в жизни. Но он очень любил нашего художественного руководителя Лео Оскаровича Арнштама. Арнштам попросил Тарковского сходить к Гайдаю на худсовет: "Приди! Ну не развалишься же". Андрей пришел. Мы посмотрели "Бриллиантовую руку", зашли в кабинет Арнштама, Тарковский первым взял слово и обратился к Гайдаю: "Леня, а сколько куплетов у тебя вот в этой песенке, которую у тебя Миронов поет?" Гайдай ответил, что не помнит точно, вроде бы три. Тарковский так участливо: "Лень, мой тебе совет, отрежь два последних куплета". Гайдай абсолютно охренел: "Почему?" Тарковский ответил гениально: "Лёнь… скучновато". Так Тарковский учил Гайдая снимать нескучное веселое кино, понятное зрителям и любимое народом