плеснем немного бальзама на болгарскую душу товарища хайдука...
профессора бывают разные. наук много, профессоров тем более как собак. но есть достаточно редкие области знаний, где профессоров суммарно мало, и они все наперечет. например альпинизм и туризм. но даже среди этих редких профессоров есть и останется только один - первый в мире! и он, как и горный первовосходитель, останется первым всегда.
таковым в мире считается основатель и многолетний руководитель кафедры «туризм, альпинизм и спортивное ориентирование» в национальной спортивной академии болгарии георги атанасов по прозвищу джиджи (djidji).
на своем факультете георги 40 лет!!! (с 1952 по 1992) год готовил высококвалифицированных специалистов в области туризма и альпинизма. его авторству принадлежат десятки учебников, научных публикаций и монографий.
это был уникальный человек. с детства, под влиянием брата, он увлекся горами и туризмом. еще подростком уже бороздил горные перевалы на балканах. будучи студентом колледжа в пиндостане, играл за своих в баскетбол, позже занялся легкой атлетикой, потом лыжами. и там, и там не безуспешно: по юниорам он выиграл болгарский чемп в прыжках в высоту и стал соавтором национального рекорда в эстафете 4х400 м, а в горных лыжах участвовал в международных студенческих соревнованиях.
потом был альпинизм. среди достижений - восхождение на высочайшую гору европы - эльбрус (5642 м), впервые среди болгар по западной стене на пти дрю (3733). это невысокая, но со сложной стеной гора в шамони:
а тут георги на ее фоне во время восхождения:
отступление 1: в 1997 и 2005 годах в районе Шамони произошло 2 землетрясения, в результате чего западная стена пти дрю сильно обвалилась и прежнего классического маршрута по этой стене уже нет. на кадрах ниже: 1 снимок - до 1997 г, 2 - после землетряса 1997, 3 - после обвала в 2005.
потом были известная безенгийская стена на кавказе (с пятикилометровыми вершинами главного кавказкого хребта):
потом стена чима гранде (3км), страшный маттерхорн ( 4478 м) и еще 600(!!!) различных восхождений. нет, 8-тысячников не было, но в 1967 году джиджи был руководителем экспедиции, которая поднялась на первый среди болгар семитысячник - пик ленина (7134 м). причем во время штурма георги сильно заболел, а таблетки, одолженные сербским врачом экспедиции, только усугубили положение. на высоте 6200 его крючило неподецки, но он не ушел. прождав сутки, 4 человека рванули и взошли на вершину, а возвращаясь, встретили в палатке больного георги с шестым спутником. профессор не пошел вниз и невероятным усилием воли заставил себя рвануть вверх и достичь вершины. видимо, так принято учить профессору альпинизма своих молодых студентов.
как говорят его друзья, именно эта сила воли, эта выдержка держала джиджи на протяжении всей его жизни. и долго держала. в 82 года(!!!) он покоряет последнюю свою гору - гору богов - сам олимп! а это 2917 м. и это в 82!
а в 90! он еще ходил в походы, зимой катался с гор на лыжах, летом увлекался сёрфингом и был бессменным участником множества туристических и альпинистских фестивалей. его знали, уважали и любили как на родине, так и далеко за её пределами.
здесь он на праздновании своего 90-летия при разрезании торта в виде пика ленина:
а две недели назад его не стало. видимо, сердце не выдержало такого жизненного серфинга - ведь профессору-серфингисту на болгарском курорте 26 июля исполнилось бы 95! вместо торта друзья-альпинисты назвали новый первопроходный болгарский маршрут 7Б в любимых профессором болгарских горах риле его именем - "джиджи". такие люди учат даже после смерти....
мой отец был туристом/хайкером (но не альпинистом) и горным гидом, по горам Рилам, Пирину и Старой планине я много шастал...
«джиджи» я помню, но не встречал, о каком болгарском курорте идёт речь, где «джиджи» исполнилось бы 95? маршрут 7Б должен быть в окрестности Мальовицы/Купенов в горах Рилах
не, в рилах я не силен. точное место маршрута 7Б не укажу. но вот авторы мемориальной стенки джиджи рассказывают (и показывают). может у них уточните где это...
да, это там, где я думал, только с южной стороны, которую слабо знаю)
ЗЫ. одного из троих, Николая Петкова, я знаю, учились вместе в институте; с Кириллом Досковым в 80-ых оба учинили траверс ... Эвереста в попытках спасти застрявшего под вершиной Христо Проданова: исключительно быстро (без кислорода!) поднялись на Эверест впервые (!) по западному гребню (Христо не нашли...) и спустились по классическому пути Хиллари-Норгея; не знаю удавалось ли такое кому-то ещё, это был настоящий tour de force парнями, коим ещё не стукнуло было 30-ти...
христо проданов, да легенда болгарская... первый по западному гребню,первый среди болгар, без кислорода, 4-й в мире в одиночку. но чуток припозднился на вершине и хана... не успел спуститься.
в этом коротком видео тоже про него (на болгарском). и запись последних слов по рации...
есть про это восхождения большой фильм документальный болгарский. что-то типа "мечта эвереста. болгарский вариант"... ну или близко к этому, не помню. но не моуг найти ни разу.
кстати, в уикипедии нашел и такую грустную новость:
Племянница Христо Проданова Мариана Проданова-Масларова попыталась подняться на гору Эверест без запаса кислорода в 20-ю годовщину со дня его смерти. Она скончалась на высоте 8700 метров ровно через 20 лет и 30 дней после гибели дяди.
в конце 20 сенчури в болгарии определяли лучшего альпиниста века. победил проданов. а вторым стал как раз ... никола петков.
он до сих пор в большом альпинизме, хотя ему уже за 60 перевалило. шастает и по родным рилам
с досковым у них книга есть про тот знаменитый траверс эвереста в 1984. насколько знаю (хотя знаю плохо), такой траверс не повторен. зато никола в 2004 повторил почти такой же там. Досков Кирилл, Петков Николай "Мы поднялись на Эверест"
ныне компьютерщик в болгарии. а досков стал геологом и слинял заграницу. ныне во франции.
сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцы...(с)
если кто не знал, сегодня 8 августа - официальный день альпинизма. с чем всех и поздравляю!
именно 8 августа 234 года назад было совершено первое (но будем корректны к неизвестным первопроходцам - "впервые официально зафиксировано") восхождение на монблан (4810 м) - откуда и начался отсчет собственно альпинизма. совершили его два местных товарища из шамони (ныне франция, савойя, тогда - сардинское королевство) - 29-летний врач и по совместительству ученый-геолог и ботаник мишель-габриэль паккар и 24-летний охотник, по совместительству собиратель минералов и золотишка жак бальма. но не все так просто в этой истории...
считается, что монбланская округа до середины 18 века вообще была терра инкогнита (проклятое место), и только когда в 1741 году туда забрели 2 британских путешественника, а 3 года спустя на французском вышло их описание громады с мощными невиданными ранее ледниками, народ шырше узнал о сим объекте.
не верю!(с) наверняка туда давно шастали неприкаянные каиниты или сифиты, и не удивлюсь, если какой-нибудь отчаянный чудак забирался и на саму вершину - просто об этом никто не знает, ну да ладно. в 1745 впервые горы вокруг шамони легли на карту, а монблан был определен в качестве самой высокой из них. и даже сумели прикинуть его высоту - 4495м (ошиблись всего на 315м ).
в 1760 из женевы в шамони заглянул будущий известный швецарский горный геолог, а тогда 20-летний горный исследователь орас бенедикт де соссюр (кстати, онсчитается автором современного термина - "геология")
подивившись на неприступные кручи и, вероятно, выпив местного винца, парень с барского стола предложил премию тому, кто первый покорит монблан. 15 лет желающих поиметь эту незначительную сумму за риск не находилось. но потом жизнь поприжала, и попытки начались. из наиболее настойчивых активно бил копытом именно паккар, местный врач и ученый: ему было важно не столько забраться туда первым, сколько измерить высоту барометром, изучить атмосферу и камешки. его первыми напарниками тогда были путешественник марк теодор буррит (о нем ниже) и упоминавшийся местный охотник бальма, но все попытки были неудачными. впрочем, не удивительно - гора была серьезной, а альпинизьму на дворе никакого (ни веревок, связок, кошек, ледорубов и прочих снастей, ни одежды, ни опыта).
но 8 августа 1886 года паккар и бальма без всех этих кошек и прибамбасов (зато с огромным барометром в деревянном ящике и в огромных шляпах) смогли таки взобраться на вершину, а за пол ледяных часа нахождения там паккар еще и успел сделать необходимые измерения и отобрать образцы.
это паккар
это бальма (слева). справа - так выглядела мощная экспедиция следующего (1887) года с ним же под руководством соссюра.
это их маршрут
паккар получил результаты, передал их соссюру (они давно знакомы, английский барометр ему соссюр и передал), бальма резво получил обещанные бабки, казалось бы все довольны? но все пошло не так... ибо интернета еще не было , как и пределов человеческой мерзости.
паккар хотел опубликовать книжку о восхождении, но случайно попал на женевского редактора, который оказался родным братом... буррита, напарником паккара в первой неудачной попытке восхождения. буррит был путешественником и писателем, жутко завидовавшим опередившему его паккару. в общем книжку грамотно "положили на полку".
это буррит:
с другой стороны, бальма, ошалевшиему от бабок, тоже захотелось собственной славы, и про паккара он стал постепенно замалчивать, слюбившись с соссюром (и его деньгами). и это не смотря на родственные узы - паккар через 10 лет полсе восхождения женился на его сестре.
в следующем 1887 году соссюр (ему уже 47 и он уже известнейший ученый-геолог), убедившись в доступности горы, снаряжает большую научную экспедицию на монблан. в его штате 18 наемных "шерпов" во главе с бальма. эта толпа (на рисунке выше как раз та экспедиция) несла на гору все что можно - палатки, матрасы, подушки, жрачку, научное оборудование... все были уже вооружены пусть и примитивными, но кошками, а также палками с металлическими наконечниками - прообразами ледорубов, использовались веревки, мази от солнца и пр. отметим - всего этого у паккара не было. на вершине соссюр измерял 4,5 часа, его еле согнали замерзшие напрочь гиды. сие мероприятие длилось целых 4 дня (паккар заскочил, напомню, за 14.5 часа).
успех в европе был ошеломительный, ибо личность соссюра известна всей европе, а кроме того у него не было проблем с публикациями. поэтому сразу после экспедиции он опубликовал море научных результатов, была напечатана книжка, куча картин и гравюр... все это с жадностью было схавано еврочитателями, а на этом ошеломляющем фоне о паккаре окончательно забыли: после таких результатов соссюра он постеснялся публиковать свои - хотя они и были первыми, но уже не актуальными и не столь значимыми.
а что буррит? а он, узнав о первовосхождении паккара от бальма, сразу печатает статью в женевской газете об этом событии. причем судя по рассказу, на гору первым зашел именно бальма, причем не просто зашел, а еще и затащил (возможно!!!) с собой несчастного врача, который еле дышал и замерз напрочь. и только геройство и сила бальма не дали умереть несчастному на спуске. то есть, согласно бурриту, был ли паккар на вершине вообще - неизвестно, хотя факт нахождения 2 фигур на вершине был официально зафиксирован свидетелями с телескопом в шамони.
позднее соссюр и бальма вроде бы пытались поставить завистника на место, тот кое-что подправил, кривясь, но первенство и ведущую роль паккара так и не признал.
масла в огонь инквизиции добавил и....сам александр дюма! он был в шамони в 1832-м и встретился с бальма (тогда уже 70-летним старичком). возможно, набухавшись на писательские деньги, старик выдал свою версию первопрохода на монблан, где паккар был представлен скорее вьючным мешком для героя бальма, нежели руководителем (и спонсором: он платил бальма за носку грузов). либо дюма широкими мазками художника слова удобно все переврал в пользу собутыльника и выдал этот рассказ на гора. так или иначе пипл все схавал, а бальма под старость лет стал знаменитым первопроходцем. а паккар (который тогда уже 5 лет как помер и возразить не мог) совсем и надолго забыт. французы безоглядно верили фантасту дюма и дрищу бурриту, превознося на вершину истинного сына своего народа, крестьянина из низов жак бальма! через сто лет после экспедиции соссюра, в 1887 году в шамони они соорудили памятник ему и бальма, как истинным покорителям монблана. ура.
но история камень точит! британские историки перевернули все документы, дневники, свидетельства и легко восстановили истинную картину первовосхождения и роль в нем паккара. результаты были многократно опубликованы в 1898, 1913, 1929, 1957 годах. но что показательно - ни одна из этих книг не была опубликована на французском!!! и только под давлением и спонсировании альпобщественности других стран (американские и другие европейские, но не французские) в шамони в 1932 году (после 146 лет!!!) таки появился монумент паккару, истинному первопроходцу!
а примерно с 1960-х и со страниц французской печати наконец-то широко зазвучала историческая правда, а после серъезной книги профессора-историка филиппа жутарда, изданной в 1986 году к 200-летию первовосхождения, все стало ясно и принято окончательно.
соссюр не дожил до 59 и более известен как геолог, а не покоритель монблана. буррит благополучно прокантовался 80, но более известен как завистник. бальма до 72 продолжал лазить по горам в поисках золота, где сорвался и разбился сразу после публикации непрадивого рассказа дюма. случайность? не думаю... но по сути, если считать точку отсчета с первопрохода, то это первый именно альпинист. хотя и с подмоченной (большей частью не им самим, а дюма и бурритом) репутацией. паккар все-таки врач и ученый в первую очередь. мишель-габриэль умер в 70 и остался первым покорителем монблана. а кем оказались французы в этой истории судите сами.
несколько дополняющих документов и фоток к рассказу о первопроходе монблана
нынешний подъезд к подножию ледника мер-де-глас на лектричке. это если в обход идти, длиннее путь, но но более полого.
а это вид на боссон. путь первопроходцев. по нему прямиком из шамони. но круто.
так он выглядит с главной улицы шамони. кстати она носит имя паккарда. наконец-то. на горизонте-монблан.
а это первые кошки из экспедиции соссюра 1887
иллюстрация из рассказа дюма. жак бальма якобы ведёт ослепшего паккарда на спуске.
а за 46 лет до попойки с дюма, через пару месяцев после первопрохода, еще трезвый бальма документировал так:
«Я, Жак Бальма, сын Ж. Ф. Бальма, родом из деревни Пелерин, район Шамони, подтверждаю каждому, кто слышал, что доктор Мишель Паккард хотел совершить очередную попытку восхождения на Монблан. Зная о предыдущих попытках Мишеля Паккарада, а также зная, что у него нет проводника, я предложил ему свои услуги. Когда он решил идти через Montagne de la Côte, где, как нам показалось, 8 июня мы увидели возможный маршрут на Монблан, я засомневался в успехе предприятия, на что он возразил, что в течение последних трёх лет разведал район с помощью телескопа.
Я заявляю, что без его регулярных вылазок мы бы никогда не достигли цели, он не переставал воодушевлять меня, он разделял мои печали, несколько раз брал на себя часть груза, который я нёс. Несмотря на то, что я хотел отказаться от восхождения, потому что обещал помогать жене и больному ребёнку (он скончался 8 апреля), Мишель Паккард принял мои слова за отговорки.
Он отказался следовать по маршруту, который мы выбрали во время нашей последней попытки, и пошёл прямо через ледник Боссон. Он прокладывал путь, следуя впереди меня по крутому склону у подножия великого Монблана. Он всегда говорил мне, что нам придётся провести на горе ночь, поэтому попросил меня поискать укрытие, как только мы достигли вершины склона, в то время как сам отправился выше, чтобы изучить скалы на предмет подходящего места. Ничего не найдя, он решил тем же вечером идти на вершину. Он позвал меня, и я последовал за ним. Ветер тем временем дул с такой силой, что одним порывом с головы сорвало и унесло шляпу.
Доктор шёл наверх с лёгкостью. Мы достигли небольшой скалы, где я укрылся от ветра, а Паккард осмотрел скалы и взял несколько камней. Мы были близки к цели. Я ушёл левее, чтобы обойти снежный склон, Паккард последовал напрямик к вершине Монблана. Из-за крюка я отставал, и мне пришлось бежать, чтобы достичь вершины одновременно с ним. Наверху он провёл несколько экспериментов, сделал измерения и всё записал. Он оставил наверху отметку, а затем мы спустились вниз, ориентируясь на свои следы. Так мы достигли Montagne de la Côte, где Мишель Паккард лёг спать лицом к леднику.
Он накормил меня, заплатил мне как проводнику и вручил мне деньги, которые ему передали для меня. 18 октября 1786 года подписываю вышеизложенное при свидетелях».
а это свидетели в шамони:
«Мы, нижеподписавшиеся, Адольф Трауготт фон Герсдорф и Карл Андреаc фон Майер, во время пребывания в деревне Шамони в Фуссиньи, куда прибыли с целью посетить ледники и другие интересные места этого района, 8 августа 1786 года видели в телескоп, как доктор Мишель Габриэль Паккард из Шамони вместе со своим проводником Жаком Бальма поднялись на вершину Монблана в 6 часов 23 минуты. Мы видели, как он передвигался по вершине: они находились на вершине полчаса и 4 минуты, начали спуск в 18:47. Мы вместе с некоторыми жителями деревни видели в телескоп следы подъёма на снегу и подписываем настоящее свидетельство по просьбе доктора Паккарда в Шамони 9 августа 1786 года».
ну а в наше время на монблан можно сгонять быстро и сказочно красиво на фуникулере. я в 2014-м был там рядом, под женевой, монблан видел вживую, но зря не выбрался в шамони. это того стоит....
83-летний житель Кабардино-Балкарии Рамазан Джаппуев покорил Эверест, пишет ТАСС.
Мужчина поднялся на восточную вершину горы вместе с сыном и дочерью. Сейчас семья уже спускается вниз.
Изначально Джаппуев должен был подняться на Эверест 24 июня, но восхождение отложили из-за погоды.
Мужчина — один из первопроходцев, строивших первые туристические и инфраструктурные объекты около горы. Свое восхождение он посвятил коллегам. www.gazeta.ru/social/news/2020/08/09/n_14776507.shtml
вроде солидное новостное издание было(((( молодняк смартфонный, видимо, в штате теперь... написал им с предложением уволить редактора нах, не знаю, может исправят.
но даже эльбрус (а это именно был он, а не эверест) для 83-летнего старика - это грандиозно! это повыше монблана (восточная вершина-5621 супротив 4810). помогали, конечно, родственники, но по-любому в 83 не каждый просто там дышать сможет... респект дядьке www.instagram.com/p/CDqXm08qVEm/
уроженец и житель поселка Эльбрус, один из первопроходцев, построивших первые туристические и инфраструктурные объекты Приэльбрусья. Освоение горы Чегет, Терскол и склонов Эльбруса в 1960-х годах — работа отважной команды горных строителей, в числе которых работал и Рамазан Джаппуев
когда показывают величественную панораму эвереста, обычно - это юго-западная ее стена. во-первых, она самая отвесная и неприступная, во-вторых, именно с ее стороны (с ледника кхумбу) находятся базовые лагеря и начинаются почти все непальские маршруты. кроме того, ввиду лучшей обнаженности от снега и льда, с этого ракурса лучше всего видно геологическое строение горы и, в частности, главный маркер - пресловутая желтая (рыжая) полоса позднекембрийских пород.
эта стена долго оставалась несбыточной мечтой альпинистов, в основном из-за наличия 400-метровой отвесной голой стенки сразу под "желтой полосой". с этой стеной связаны многие геройские экспедиции, включая польскую в 1980 и советскую 1982. первые (но безуспешно) штурмовать ее начали японцы в 1969 и 1973 годах. в 1971 и 1972 годах там также пытали счастья различные международные экспедиции, но выше 8380 взобраться никому не удавалось. в экспедициях 70-х годов участвовали и английские альпинисты даг скотт и дуглас хэстон.
именно они в сентябре 1975 года в составе знаменитой экспедиции под руководством британца криса бонингтона стали первыми покорителями стены с выходом на вершину эвереста. через 2 дня их путь повторили еще 2 участника - питер бордман и шерпа пертемба. на фото ниже их маршрут - исторический первопроход юго-западной стены.
это (слева) - руководитель бонингтон, в центре - даг скотт, справа - хэкстон
их лагерь вначале стены.
пятому майку бергу не повезло, он шел в паре с бойсеном, но тот сошел с дистанции из-за поломки кислородного аппарата, а в одиночку майк шел сильно отставая, последним, его долго ждали на спуске с вершины, но, видимо, он потерялся в начавшуюся пургу у подножия вершины или сорвался. это он:
а здесь даг скотт на вершине
детали этого штурма - отдельная мощная и драматическая история и заслуга всей команды, а не только самих штурмовиков. отдельные участки маршрута обрабатывали и провешивали все, у некоторых во время работ на высоте 8200 кончался кислород, а самому штурмовому отряду на спуске пришлось заночевать в снежной пещере на высоте 8750!!! это был рекорд высотных ночевок, который только через 24 года абсолютно (навсегда) побил один из шерпов, заночевав на самой вершине. в общем, все было на тоненького... но помогла погода и хорошая организация. и хотя этот (и аналогичные) маршрут потом повторили, славы первых покорителей стены у скотта и хэстона никто уже не отнимет. как и того факта, что это среди прочего еще и были первые задокументированные британцы на эвересте, за что были пожалованы и награждены королевой. но сейчас не об этом.
я хотел остановиться на даге скотте. его судьба и величава и трагична. в 1977 вместе с бонингтоном он успешно штурманул сложнейший 7-тысячник в каракоруме, причем на спуске сломал себе обе лодыжки. целых семь дней при помощи товарищей, в жуткую непогоду, практически при отсутствии еды и воды, он полз на коленях до базового лагеря. за этот подвиг духа его наградили премией "за спортивную доблесть" в размере 25тыс фунтов, но скотт в последний момент отказался от нее.
«Ни один альпинист, из тех что я знаю, не примет награду деньгами. Это неприемлемо для альпинистов. Это то, чего нельзя делать»
скотт совершил еще много восхождений, среди них были и неудачи, но главное - он был из еще той плеяды "честных\чистых" альпинистов, которые совершают восхождения в так называемом "альпийском" стиле - без кучи носильщиков, забросок, налегке, все при себе, только ты и гора. в 80-х у него за спиной были и другие 8-тысячники (устояла, правда к-2, к которой он подступался раза 4, был совсем близко, но все безуспешно). всего 45 восхождений за карьеру... ныне этим не удивишь, но это вам не нирмал пурджа с вертолетной эскадрильей... тут все по-честному.
кроме всего прочего, известен благотворительной деятельностью - его фонд помогает организации и улучшению быта бедным пакистанским и непальским деревням, здравоохранению, экологии и пр. все свои деньги от лекций и публикаций скотт отправляет туда в течение уже 30 лет.
здесь он (справа) 5 лет назад с бонингтоном
обладатель ордена британской империи, лауреат многих самых престижных премий в альпинизьме и спорте, владелец "золотого ледоруба-2011" в номинации "за карьеру в
альпинизме", самой престижной премии. был руководителем и президентом многих альпклубов, включая английский.
а на днях пресса сообщила, что у непобедимого оптимиста с железной волей 79-летнего дага скотта... неоперабельный рак мозга. диагноз поставили в первый день вирусного карантина в англии, в середине марта. болезнь прогрессирует и даг уже очень серьезно болен. он живет только на 1 этаже своего двухэтажного дома, и ему очень тяжело даже ходить. но даг не был бы самим собой, если бы не предпринял свое последнее восхождение в этом состоянии.
его благотворительный фонд в этом году предпринял акцию по сбору средств для пострадавшему от кризиса непальскому горному населению. программа «Everest Challenge 2020» включает самостоятельное поднятие по какой-нибудь лестнице, публикацию фото в соцсетях с призывом сделать пожертвование суммы на благотворительные цели. среди прочих это уже сделали 86-летний руководитель и напарник скотта сэр крис бонингтон, соучастник легендарного первовосхождения 74-летний шерпа пертемба. не остался в стороне и сам скотт. он натянул на себя тот самый комбинезон, в котором первым среди британцев стоял на вершине эвереста, взял тот ледоруб и, несмотря на свое состояние, таки поднялся на второй этаж своего дома!
"Этот подъем по лестнице был адом" - сказал потом скотт. но, как обычно для такого человека, побежденным адом!
не, проведший ночевку (но не спавший) на вершине эвереста шерпа - известная личность, особенно в непале. это бабу чири.
причем настолько известен и почитаем, шо даже вот:
с 1990 по 2000 год он побывал на эвересте аж 10 раз (хотя это оч далеко от рекорда), один раз умудрился даже дважды за 2 недели залезть. невероятно, ведь тогда дважды за сезон было огромной редкостью.
в 1999 году он решил выпендриться - взял с сбой на вершину эвереста палатку, разложил ее там и провел 21 час на самой вершине горы, причем без использования кислородных баллонов! говорят, периодически он пел гимн непала, который по рации транслировался на непальскую радиостанцию. тут чуток видео с этого безумного предприятия:
кроме того, бабу чири в мае 2000 зафиксировал невероятный тогда рекорд скорости подъема - от бл до вершины он долетел примерно за 16 часов (и это в условиях плохой погоды, метели). в самом лучшем случае очень опытные альпики делают это за сутки, не очень опытные (ну относительно первых, конечно,все-таки они залезли на сам эверест!) - 2 и более суток, с ночевками на южном седле (7900). и хотя вскоре этот рекорд его товарищи перебили (сейчас он составляет вроде 8 часов, но это ненормальные, обколотые какие-то шерпы...), при жизни бабу чири он оставался рекордом.
а в 2001 году он полез на гору 11-й раз и чуток сошел с трассы, оступился, фотографируя группу на тропе, и улетел в трещину. гора не прощает мелочей. ему было 35, и сколько еще рекордов он бы оставил, не ясно.
в последние годы он цывилизовался - занимался политикой, благотворительностью, построил школу в своей деревне, говорил на 4 языках. у него росли 6 дочерей.
а вот еще фотка, которая из-за лимита не вошла в предыдущий пост, где шерпа пертемба с сэром крисом бонингтоном обмывают очередное восхождение. оказывается, через 10 лет после своего первопрохода, в 1985 году они вдвоем еще раз забрались на крышу мира.
Палатки в лагере как-то закреплены на крутом склоне, смотреть страшно, не то что ночевать в них.
это еще ерунда, это в самом начале, когда самой стены, собственно, нет. норм. бывает гораздо хуже. вот как оне, например, тут могут спать спокойно, не понятно.
а бывает и того хуже...просто в снегу (если есть). а некоторые просто стояли на уступе ночь до рассвета (один из случаев я описывал, помнится, в одном из постов)
думаю, что в 1984-ом Досков и Петков поднялись быстрее по тому же западному гребню...
не очень понял почему "по тому же западному гребню". бабу чири свой рекорд скорости по этому гребню не совершал. как и все скоростные рекорды до него и после проходят по классическому непальскому маршруту через южное седло. никто по западному гребню не карабкается - там общий рекорд скорости не поставишь, он сложнее намного. в этом смысле я не думаю, что сравнение корректное.
болгаре действительно в 1984 поднялись по западному гребню рекордно быстро, но! они же штурмовали не с базового лагеря на кхумбу (с 5364), а с 5 штурмового лагеря уже на хребте, а это 8100. вот с этих 8100 до 8848 он поднялись очень быстро - за 6 часов и 10 мин. для такого сложного участка в то время (да и сегодня) это супер быстро. но это только 750 метров примерно. сколько они поднимались с кхумбу до 5-го штурмового лагеря я не знаю (вся экспедиция с прокладкой всего маршрута заняла больше месяца), их книги у меня нет и сколько они там сидели перед штурмом - я не знаю. есть только данные о их последнем штурмовом участке. в любом случае, повторяю - по западному гребню (если считать как положено - от бл до вершины) вы не поставите рекорд скорости - маршрут сложнее классики и намного.
от базового лагеря до вершины примерно 3,5 км подъема и именно они обсчитываются при скоростных рекордах. через 3 года после бабу чири еще один шерпа пемба дордже залез по классике за 12 часов 46 мин, а буквально через 3 дня его оппонент шерпа лхакпа гелу укоротил рекорд на 2 часа - 10 ч 56 мин 46 сек. с начала с этим резко не согласился пемба и просил комиссию проверить соперника. его проверили, все было чисто.
но пемба на этом не успокоился и через год совершил восхождение якобы за 8ч 10 мин. но тут начинаются логистические проблемы. во-первых, это уже маловероятно само по себе, если конечно не оборудовать и протоптать трассу (и провешать кхумбу) так, что токо беги, а этого не было. во-вторых, была довольно мерзкая погода с метелью, а это сильно замедляет, если вообще делает возможным. в-третьих, пемба подозрительно скрылся в этой пелене, совершил саммит по его словам в 2 ночи!!!, и его никто не видел, не фиксировал, а он не делал даже селфи. это похоже на подставу. и хотя поначалу рекорд зафиксировали (непалу выгодно и престижно иметь "свой" рекорд навека), возмущение общественности, и особенно страстные контрдоводы оппонента гелу, сделали свое дело - в 2017 рекорд отменили за недоказанностью. в сети я нашел такую новость (перевод):
28 ноября 2017 года Верховный Суд Непала поставил точку 13-летним спорам: Шерпа-альпинист Пемба Дордже был лишен титула мирового рекорда Гиннеса как самый быстрый покоритель Эвереста после того, как Верховный суд аннулировал его иск из-за отсутствия адекватных и существенных доказательств.
Объединенная коллегия судей Чолендра Шумшер, Дж.Б. Рана и Дамбар Бахадур Шахи в ноябре прошлого года вынесла вердикт об отмене решения правительства, заявив, что Шерпа Пемба Дордже из Ролвалинга, Долаха, не представил существенных доказательств, подтверждающих его заявление о восхождении на самую высокую вершину в мире. восемь часов 10 минут 21 мая 2004 г.
Стало известно, что альпинистское подразделение Министерства культуры, туризма и гражданской авиации выдало шерпу сертификат саммита без проверки его требований в соответствии с Законом о туризме и Положением об альпинизме..
если это так, то сегодня официально действует рекорд гелу - почти 11 часов. но надо иметь ввиду, что маршрут был пробит и провешен заранее, кислород разложен. в этом есть элемент нечистости проекта. ведь если все провесить и протоптать (другими членами команды ессно) очень качественно, то при благоприятной погоде будет легче бежать. это как в формуле-1: если у тебя супермашина, то выигрывать, наверное, легче: пилот важен, но и машина тоже. абсолютно чистыми (без какой-либо подготовки трассы, без кислорода, вообще без всего - в экстремально альпийском стиле) скоростными восхождениями (иногда даже возбеганиями) занимается, к примеру, испанский альпинист килиан хорнет. и его рекорд подъема на эверест (правда по китайской стороне) - 26 часов. вот этот рекорд я бы считал чистым и настоящим. но это опять же уже не классический альпинизм, это типа как быструшки в шахматах: вроде те же шахматы, но принципы и навыки нужны уже другие. так и тут, это скорее уже трейл-раннинг, скай-раннинг и ски-альпинизм. и хотя это не совсем классика, достижения килиана просто непостижимы, но это отдельная история и интереснейшая страница, расскажу как-нибудь.
пемба дордже в 2005- отметился еще одним рекордом - он затащил на эверест свою невесту и обвенчался с ней там. это самая высокая (на земле) свадьба в мире. ему уже 38, 2-е детей. он живет в америке, в энн-арборе, у него собственный магазин и турагенство. тут он с липовым сертификатом:
лхакпа гелу нынче тоже живет в сша, около сиэтла. ему 52, у него 2 уже взрослых детей и своя экспедиционная компания.
кстати, свой рекорд гелу (как и его соперник пемба) приурочил к 50-летию первого покорения эвереста. ради этого ему пришлось нести в рукзаке метровый флаг непала, шток из латуни и металлическое основание. плюс кислородные баллоны, начиная с южного седла (7900). вся эта тряхомудия с личными вещами весила в рюкзаке 11,5 кг!!! на высоте 8-9 км это ужасно много. но на то они и шерпы.
а широкие празднования должны были начаться в катманду уже через 3 дня после штурма. за рекордсменом отправили делегацию с вертушкой - для официального поздравления и транспортировки в катманду. что из этого вышло, вспоминает сам гелу:
Тогда, 26 мая 2003 года я стоял ан вершине Эвереста, а 27 мая я уже отдыхал в Базовом лагере. Но 29 мая я должен был быть в Катманду, что бы принять участие в церемонии празднования 50-и летия первого восхождения на Эверест.
28 мая я знал что в Базовый лагерь прилетит вертолет на котором будет свободное место и я смогу вылететь в Катменду, но произошел несчастный случай и прямо перед посадкой в Базовый лагерь вертолет просто рухнул на склон Эвереста. В этом вертолете находились 6 человек, которые прилетели специально что бы поздравить меня с успешным скоростным восхождением, к сожалению двое из них в следствии аварии погибли...
Многие люди, и я в том числе были очевидцами этой трагедии. Когда я увидел эту ужасную сцену, мое сердце буквально остановилось...Я был в шоке.
После трагедии один из моих друзей вызвал другой вертолет для меня, но я отказался лететь. Вместо этого я решил идти пешком в Луклу. Для этого мне потребовалось полтора суток. Я успел на празднование 50-и летия покорения Эвереста, но все мои мысли были связаны с трагедией вертолета.
Спасатели в швейцарских Альпах подняли наверх туристку, которая два дня и две ночи просидела в расщелине на альпийском леднике Гренц. Об этом в среду, 26 августа, сообщила горно-спасательная служба Air Zermatt в Facebook.
Отмечается, что пострадавшая - гражданка России, которая проживает в Германии, - отправилась на ледник без необходимого снаряжения и в шортах. Во время прогулки она провалилась в ущелье на глубину 10-15 метров.
Женщина звала на помощь, но ее услышали только через два дня альпинисты, которые случайно оказались рядом. Они и вызвали службу спасения.
В результате случившегося потерпевшая получила несерьезные травмы, ей диагностировали легкое переохлаждение.
Поскольку туристка приехала в горы одна, об ее исчезновении никто не заявлял. Таким образом, спасатели называют чудом то, что женщине удалось спастись.
это сообщение более подходит для ветки про тупых соискателей на премию дарвина (надеюсь, таковая есть на форуме), нежели про альпинизм. одной пойти гулять на ледник в шортиках, видеть рядом в 2-3 метрах трещину, не закрытую снегом,
и тем не менее переться через нее по снежному мостику - это надо скоко пива в германии выдуть, шо бы все мозги разжыжить после российских пельменей и борща.
спасение, действительно, выглядит чудом, ибо долго и громко орать из такой ямы невозможно, как и вылезти без элементарной снаряги.
падение температуры до 34 градуса, которое у нее было (видимо двигалась), - это не страшно, но еще бы сутки и могла приснуть...
впрочем, когда человек сам собственноручно сооружает себе такого рода проблемы, жалеть рука не поднимается. только уе... хорошенько и штрафануть после чудного спасения и возвращения. и ладно бы если только себе проблемы... это не альпинизм, а банальное раздолбайство, как верно отметил выше ув владимирович.
ему уже 54, где он только не был и что только не делал. в большом списке широтный траверс южной америки через джунгли,
кругосветка длиной в 40 000 км по экватору без использования моторной техники, рискованное путешествие вокруг северного полярного круга длительностью 27 месяцев. майк покорял восьмитысячники без кислородных баллонов, достигал северного полюса на лыжах в полярную ночь, спускался по 22-метровому водопаду на пластиковой доске в коста-рике...
в 2006 и 2009 годах вместе с корешем - принцем монако альбером №2
побывал на обоих полюсах земли. всего провел в экспедициях в общей сложности более 25 лет своей жизни. среди всего прочего за ним числится куча рекордов гиннесса в различных номинациях...
Человека с таким послужным списком едва ли назовешь обычным, поскольку так закалить тело и характер удается лишь единицам. Майк — человек действия, и представить его другим невозможно. Он родился спустя ровно столетие после «Наполеона полярных стран» Руаля Амундсена, который еще в детстве стал его кумиром. Ночи напролет маленький Майк читал с фонариком дневники Амундсена — он по-своему переживал его экспедиции и старался находить собственные решения для встававших перед полярниками проблем. Отец Майка, профессиональный регбист, с детства прививал мальчику привычку к атлетическому образу жизни, однако вместо олимпийских игр Майк попал на войну в Анголу. В отборочном лагере подразделений спецназа в его «призыве» оказалось полторы тысячи человек; спустя несколько месяцев изнурительных тренировок и жесткого отбора из них осталось лишь пятеро, среди которых был и Хорн. Он единственный из этих пятерых смог вернуться живым после всех заданий (против анголо-кубинских военных соединений), а профессиональная военная подготовка оказалась базовым навыком для выживания в будущих экспедициях. Отслужив, Майк поступил всё-таки в престижный университет и с успехом его закончил. А в начале юаровской перестройки, в разгар перехода от апартеида неизвестно к чему, Хорн перебрался в Швейцарию, которая и стала его базой для совершения глобальных путешествий
в 2008 году майк и его команда запустили программу молодых исследователей: в течение 4-летнего проекта более 200 молодых исследователей в возрасте от 15 до 20 лет со всех уголков земного шара были отобраны и обучены, чтобы сопровождать майка на разных этапах экспедиции. под девизом «исследуй - учись - действуй» они были участниками экспедиций и познавали мир на собственном опыте, извлекали уроки из него и активно способствовали сохранению окружающей среды и социума.
для своих целей майк практически руками за рекордные 9 мес построил 35-метровую алюминиевую яхту "пангея", уложившись в бюджет, составляющий 1\5 от того, который закатывали ему верфи, причем за 3 года изготовления. яхта выдержала все и бороздит океаны до сих пор!
в 2015 майк с корешами на мерседесовских геликах пролетели 10,5 тыс км по 13 странам (из швейцарии в пакистан через россию)за 15 дней, что бы там переобуться и попробовать 2-й раз забраться на к2 (в первый раз 2013-м ему это не удалось, причем 2 напарника - отец и сын - погибли под лавиной). и снова не дошли каких-то 200 м - непогода заставила ретироваться с горы.
все эти экспедиции широко представлены и показаны в сети (куча роликов на ютубе и др ресурсах), а кратко есть на его сайте (ссылка выше). впечатляющее зрелище, конечно...
с 2016 по 2019 майк совершает новый амбициозный проект Pole2Pole - кругосветка, но уже по меридиану с покорением 2-х полюсов. по воде - на своей знаменитой яхте
а по льдам - пехом и с использованием воздушного змея при попутном ветре. так в 2016 году он в одиночку через полюс пересек антарктиду, заодно поставив рекорд скорости (за 57 дней 5100 километров!!!, но который в силу использования змея (силы ветра) не засчитали как чисто пеший/лыжный). затем с норвежским друганом он рванул на север,
где снова дошел до полюса и обратно на шпицберген, а оттуда на стоянку в монако. кстати штурманом на яхте, а заодно и журналистом, и штатным фотографом, и дайвером уже давно работает наш россиянин - дмитрий шаромов из питера
а буквально на днях майк мог, как это часто бывает с экстремалами, глупо погибнуть. чуваки подплыли на яхте к "небольшому" айсбергу и решили забраться на его вершину с помощью ледорубов. но, как рассказывает майк, видимо, переели на завтрак каши - айсберг не выдержал нарушившей тонкое равновесие массы и ...перевернулся, сбросив экзоальпинистов в воду. пересраться было от чего, но чудом оба остались живы... но как говорят fortes fortuna adiuvat
ролик с 8-минутным рассказом автора на женевском наречии о своих прошлых и настоящих глупостях тут
еще не утихли страсти и впечатления от прошлогоднего фантастического полета француза фрэнка запаты через ла-манш на флайборде,
как презентуются уже новые разработки реактивного джекпака. английский изобретатель и предприниматель ричард браунинг, основавший в 2017 компанию Gravity Industries и проработавший над своей идеей около 3 лет, презентует и выставляет на продажу свой вариант реактивного костюмчика. 2 года назад он их презентовал для богатеньких лондонцев, а поскольку их, способных на такие подвиги, видимо, ограниченное число, в сентябре решил осваивать рынок дальше. он предложил свой аппарат для горных спасателей. английская спасательная компания Great North Air Ambulance Services (GNAAS) решила присмотреться к разработке, прошли первые рекламные испытания.. результаты на видео
видео, конечно, впечатляет, но не все так радужно и красиво... во-первых, костюмчик с 5 турбинами на керосине весит сам и требует топливо, соответственно джетпак в сборе тянет на 25-27 кг. во-вторых, расход там отвратительный - ок 4 литра в минуту, соответственно хватает этого рюкзачка всего на 4-5 минут ну или чуток больше в зависимости от условий полета. зелететь на пригорок хватит и только... в-третьих, что бы летать и управлять жылизякой, требуются неимоверные усилия мышц и тренировки. сам ричард этим владеет в совершенстве, ежедневно качается и бегает марафоны, а вот что делать просто желающим полетать за свои кровные? в-третьих, цена. сегодня такая игрушка стоит примерно 450тыс$. это пи....ц, а не цена. может абрамович и купит, что бы убицца наконец в этой англии, но скоко таких наберется? штучный товар получается пока... ну и в-четвертых, безопасность. что-то не верится мне в надежность жылизяки и безмерную ловкость пилота. а там достаточного одного неловкого движения или засора, сбоя и ты отец на камнях ака демон врубеля задумчиво ждешь других спасателей. и это в лучшем случае.
но главное, жизнь не стоит на месте. когда-то и самоль братьев райт казался смертоубийственной этажеркой.... люди работают, изобретают, летают... двигаются помаленьку. отдадим им должное...
тут вот еще чудаки борятся с гравитацией
да, брон действительно маньяк, но не редкий....
вот, например, в прошлом году на альпийских ледниках подобное соревнование собрало аж 700 чел. что из этого получилось смотрите сами
кстати, эту гонку длиной в 25 км с перепадом высот в 2.5 км выиграл килиан. заодно снял умопомрачительный ролик
а я давно хотел рассказать об еще одном маньяке (кажется упоминал его в контексте рекорда скорости подъема на эверест), только без велосипеда. его, как ни странно, тоже зовут килиан и он тоже поднимается и спускается с гор со страшной скоростью. будь то монблан
альпинизм бывает разный... например, вчера в нашей местной газетенке увидел рассказ об одном... промышленном альпинисте, 30-летнем андрее болотове. это не рекордсмен, не экстремал, не маньячный альпинист-высотник... он обычный промышленный альпинист, работающий на труднодоступных стенах. их наверняка видел каждый....
но у него есть большая душа и любовь к детям...
У маленьких пациентов Новосибирской клинической центральной районной больницы в Краснообске радостей в жизни не так много. Они месяцами находятся в четырёх стенах медучреждения, им проводят тяжёлую терапию (это онкология!). Но добрые люди не оставляют их без внимания и постоянно придумывают, чем отвлечь от болезни.
В период ограничений, связанных с коронавирусом, попасть в гематологическое отделение, провести с детьми занятия или показать им спектакль невозможно. Но зато реально сделать шоу на улице!
андрей наряжается в костюм человека-паука, берет снаряжение и спускается с крыши больницы к больным детям к окнам их палат. 15 минут восторга и эмоций отвлекают детишек от их нудных 4 стен и кроваток, где практически нет никаких развлечений.
– Честно говоря, физически это не так просто, как кажется со стороны. Я не каскадёр, не специально подготовленный человек, а здесь даже самые простые трюки требуют физической силы, умения. Например, когда переворачиваешься вниз головой, кровь приливает к лицу, и дальше уже трудно соображать, – улыбается Андрей Болотов. – Кроме того, на улице было прохладно, «паучьи» глаза запотевают. Но радостные, улыбающиеся лица я разглядеть сумел! Дети такие хорошие, такие классные! Дай им Бог скорейшего выздоровления!
занимается андрей и со здоровыми ребятами, показывает, учит... им интересно.
неравнодушие и немного усилий... все вроде просто. но как именно этого порой не хватает.
иногда необязательно покорять восьмитысячники или нестись со скоростью 125 км/ч на велосипеде по леднику... что бы быть супер Человеком иногда достаточно и такого вот альпинизма.
про эверест.
14 лет назад китайцы, воодушевленные подъемом экономики и решившие переплюнуть европейцев, нарывших тоннелей внутри своих альп и протянувших фуникулеры к привлекательным вершинам, завершили основную часть проекта по ожелезнодороживанию пути к тибету, с перспективой забуриться в непал. ну а че мелочиться...
как и планировалось, цинхай-тибетская железная дорога в 2006 году дотянулась до лхасы, а к 2014 году протянулась дальше, до ст.шигадзе - ближайшему к эвересту населенному пункту с китайской стороны. на пути 675 построено мостов! заодно она стала самой высокогорной и самой длинной в высокогорье в мире: по пути поезд заруливает на высоту выше 5 км!!!, перед подъемом вагоны герметизируют, а пассажирам подают кислород. zen.yandex.ru/media/id/5bfd6b6d9dd08200a...25e343dc7b00ac4d7016
самый "крутой" участок от лхасы до шигадзе, составляет 253 км пути, причем половину из них по мостам и тоннелям в страшных тибетских ущельях.
путешествие из пекина до лхасы занимает 2 суток, а из синина (центра провинции цинхай) - 21 час. как оно проходит и как это выглядит изнутри - можно глянуть, например, в фоторепортаже варламова varlamov.ru/3092001.html
заодно у него же можно сразу посмотреть и про саму лхасу, как ее китайцы подозрительно хорошо отстраивают varlamov.ru/3093098.html
из лхасы до шигадзе - 2 часа поездом, скорость которого ограничена 120 км, все-таки горы (гы-гы, на наших равнинах с такой скоростью половина составов улетит на первом повороте). а по новой автодороге - 4 часа езды. некоторые подробности о поезде тут: www.biletik.aero/handbook/blog/poezda/pr...islorodnymi-maskami/
политическую подоплеку дороги и "освоение" тибета китайцами мы оставим за скобками, ибо тут альпинизм. а посему нам интереснее дальнейшая судьба дороги, а именно амбициозные планы китайцев дотянуть ее сначала до базового лагеря под эверестом (а это еще более 200 верст по прямой), а потом в катманду. в 2015 году китаезы провозгласили такой проект и даже обещали его реализовать к 2020-му.
Но, видимо, все пока заглохло, не до амбиций, ибо ничего не слышно. впрочем, до базового лагеря китаезы проложили хорошую и красивую автомобильную дорогу, которая вполне себе справляется с альпинистско-туристическими нагрузками. фотоотчет от автопробега из лхасы к базлагу (фотки красивые, да...) ru-travel.livejournal.com/30673503.html
а заодно протянули туда электричество, радио и прочие ништяки... вид на эверест из китайского базового лагеря:
по другую сторону эвереста тоже не сидят на месте, со стороны непала от катманду подходы к базовому ближе, но круче и недоступнее.
поэтому в 1964 году в городке лукле (высота 2860 м, это ворота к эвересту) построили аэропорт со страшной наклонной взлетно-посадочной полосой длиной всего 527 м и обрывающейся в пропасть. в 2001 ее заасфальтировали, до этого она была гравийной.
но о ней я рассказывал в постах выше, в частности когда там недавно произошла нехилая авария.
вид из кабины пилотов при посадке тоже не для слабонервных, не зря они молятся каждый раз перед посадкой, несмотря на то, что их кабина открыта для пассажиров и все всё видят:
аэропорт-хорошо, конечно, но это ненадежно и дорого: погода в горах часто вредит, откладывают рейсы сутками, очередь... и это в среднем при 50 ежедневных рейсах! самолетики то легкие... ну и цена билетов (14 тыс наших рублей за 45 мин лета + цена груза). вертушкой надежнее, но обойдется в 40 тыщ с чела. поэтому деланные не пальцем и не палкой решили отстроить у себя пусть не поезд, но хотя бы хорошую дорогу. с учетом, что непал не китай, это уже подвиг.
сегодня дорога из катманду проходит только до пхаплу (277 км), а далее турики и горники, не предпочитающие 45-минутный перелет на самолетике, топают пехом 2 суток до луклы (оттуда еще 5 дней пути к базовому лагерю), кормя шерпов и их яков.
дорогу начали строить в 2014-м, планируя закончить в 2022-м.
но это вам не китай, дело затягивается то из-за землетряса в 2015, то из-за отсутствия финансирования, то коронавирус нагрянул. если ее таки дотянут оставшиеся 77 км пути по горам, то автопуть из катманды до луклы все-равно займет около 14 часов. по сравнению с часом лёта это много, но зато надежнее. да и аэропорт разгрузится. правда непонятно как на это отреагируют шерпы - с одной стороны, им остается меньше работы и бабок, с другой - больше туриков полезут туда, а там все-равно еще далеко таскать грузы до базового. А дальше дорогу строить нельзя - там парк под эгидой юнеско, да и шерпы не отдадут свой последний хлеб.
альпинизм бывает разный... например, вчера в нашей местной газетенке увидел рассказ об одном... промышленном альпинисте, 30-летнем андрее болотове. это не рекордсмен, не экстремал, не маньячный альпинист-высотник... он обычный промышленный альпинист, работающий на труднодоступных стенах. их наверняка видел каждый....
Ну если Вы не знаете, то точно нет. Я думал Вы именно так на Андрея вышли.
не на владимира марленовича намекаете случаем?
Наверное, я с ним не был знаком. Лет 20-ть назад довелось познакомиться с его вдовой (в девичестве Болотовой) и детьми. Одного сына Антон зовут, второго не помню, может и Андрей.