в отличие от кастанеды, который обожрался кактусов и насочинял про мексиканских индейцев в три короба, норвежец лумгольц в конце 19 века действительно изучал их и фиксировал, написав 6 книг и сделав кучу фотографий: https://www.indiansworld.org/fotografii-s-ekspediciy-karla-lumgolca.html
почему неудобно? главное увеличить карту до нужного масштаба, тогда закрывающие карту фотопрямоугольники исчезнут и останутся точки со стрелками ракурса. это как раз удобно, как по мне. и главное все очень быстро открывается, задежек ноль. не знаю, мне такой формат привязки к карте нравится. да и база фоток хорошая, по своей территории пробежал, много нового...
только вчера вернулся из горного алтая. на академическом (со ран) стационаре в 200м от денисовской пещеры на берегу ануя проходит ежегодная геологическая конференция, куда приезжают со всей страны поучаствовать, отдохнуть и заодно посмотреть алтайские достопримечательности. вырвался наконец-то и я. хотя знаю, много читал и лично знаком с археологами, которые там роют уже долгие годы, лично поприсутствовать не доводилось. и вот свершилось...
гидом выступал сам чл-корр михаил васильевич шуньков, нынешний начальник баз и вообще глава этого безобразия каменного века. рассказал много нового и интересного. но это отдельный разговор. забавно, что в относительно небольшой округе несколько пещер, где встречены совершенно разные неандертальцы (разных генераций и волн) и денисовцы. особенно забавно, что пришлые волной с ближнего востока существовали одновременно с волной мустьерской, западной культуры. так вот жившие практически рядом и одновременно представители этих разных культур среднего палеолита очень сильно различались по своим умениям - "европейские мустьеры" были тогда существенно тупее и примитивнее "ближневосточных" соседей.)) если конечно доверять палеогенетическим анализам и прочей сказочной науке в целом.
студентки как всегда на переднем крае, зевая, скребут отходы жизнедеятельности в третьем, последнем сифоне пещеры, под руководством максима козликина, о котором я рассказывал уже в разделе археологии, когда он читал лекцию научно-популярную.
максима я давно уже знаю, расспросил его о нынешнем сотрудничестве с коллективом сванте паабо из лейпцига (ныне уже нобелевский лауреат, напомню) в условиях санкций, и он заверил, что отношения сохранились, там все понимают, сотрудничество продолжается, но не очень это все афишируется и выпячивается. что бы долбаные политики не мешали.
затем мы сгоняли до усть-кана (в 60 км), перевалив за водораздел ануя и чарыша. вот туда, за горочки.
денисовская находится в 400 м от границы алтайского края и горноалтайской республики на стороне края. а усть-кан соответственно уже горноалтайский.
там за селом на берегу еще дохлого и небольшого чарыша (верховья же) стоит такая "белая гора" с еще одной неандертальской пещерой.
по сути это древний риф. состоит из рифогенного известняка силурийского возраста (как и каркас денисовской пещеры), это примерно 400 млн лет. в известняках множество отпечатков древних животных - криноидей (морские лилии) и ругоз-древних кораллов.
к пещере, которая ныне находится на высоте около 50 м, ведет утомительная по длине лестница. но это ее подняло шибко последними тектоническими процессами в алтае, тогда она была метров на 40 ниже.
тут кратко о ней.
она мелкая. невзрачная. но находки интересные. вход загородили решеткой металлической, что бы не гадили, и можно только рассматривать снаружи. туда поместили два или три силуэта неандертальцев для визуализации и больше ничего. все находки в музеях.
пещеры, ессно, карстовые. их возраст образования примерно 5 млн лет. когда начался подъем гор алтая.
фоток море, но не буду засорять...
еще мы после конфы сгоняли по трассе в двухдневный маршрут по трассе в уймонскую долину, в усть-коксу, посетили там на другом берегу катуни музей рериха, а потом рванули в тюнгур - крайнюю населенную точку под белухой -высшей точки алтая. будет времечко - кратко расскажу.
в уймонской долине катуни, в селе верх-уймон расположился музей рериха, куда мы заехали. из районного центра усть-кокса нужно после выезда свернуть на мост через кутунь и на другом берегу можно его найти. подробно рассказывать о музее смысла нет - есть в инете все, например оф. сайт - https://altay.sibro.ru/. там есть много обо всем, если интересно.
вообще это дом не рериха, а усадьба варлофомея атаманова, крупного зажиточного местного кулака, если по-пролетарски. он отгрохал себе двухэтажный дом, отгородил себе огромную территорию, где понастроил разных производств и подсобок - кузницы, амбары, бани и прочие ништяки для сытой жизни. в 1926 году, во время своей азиатской экспедиции николай рерих останавливался в этом доме, готовился и снаряжал отряд, что-то писал. ему там шибко понравилось, и он хотел туда вернуться жить после окончания своих бродилок. но не срослось - уж больно сложные у него были отношения с советской властью. ну а после возрождения интереса к рериху, когда по всему миру расплодились одноименные общества и секты, начали создаваться музеи по всему миру, то из этого дома энтузиасты решили тоже сделать музей.
сам дом к моменту омузеивания усадьбы развалился - хозяина (атаманова) раскулачили и сослали в нарымские лагеря, сыновья вообще против красных воевали... в общем советы сделали там детсад, потом еще что-то, ну и по традиции все рухнуло. спасли только несколько бревен аутентичных, которые нынче и лежат в новой кладке сруба. больше ничего реального с тем нет.
но сделали хорошо, красиво.... правда все это уже недавнее и новое. а сам процесс становления музея и реставрации шел долго, трудно, через жопу, 90-е и прочие невзгоды. по ссылке выше это описано.
сам дом с фасадом, выходящим прямо на улицу.
посетительница с местным кошаком попала в кадр
усадьба. справа - новый выставочный павильон.
место уютное, травка, в футбольчик можно поиграть. и с заднего двора вид на долину и простор, где пасутся кони и коровы. один из рукавов катуни в 100 м. идилия.
подворье
ряд воссозданных строений по периметру усадьбы, но там в основном магазинчики, выставочки небольшие и подсобки
типа таких:
раньше все проходило в основном доме, но там мало места и тесно. теперь построили новый павильон с приличными залами, где постоянно проходят экспозиции картин, вещей...
мы угодили на таковую не то с московского музея рериха, не то с питерского. забыл. там среди прочего оригинально решена проблема подсветки. куча ламп по периметру зала под определенными углами освещают работы так, что создается полное впечатление подсветки картин изнутри. для горных пейзажей это выглядело выигрышно. вещи по периметру и картины - все подлинное.
здание полностью деревянное с идеально чистым и гладким полом. все разуваются и заходят или босиком, или в носках. можно одеть чехлы, как в больницах. гид что-то наяривал про рериха, я только рассматривал вещи, листы рукописей и картины.
в оконцовке конференции половина участнегов рванула к белухе, до самого тюнгура и даже дальше немного - там нас интересовали некоторые геологические разрезы. но кроме геологической экзотики там просто красиво и величественно. и что не маловажно - туристов оголтелых намного меньше, чем на излюбленном чуйском тракте. там просто столпотворение, апокалипсис и пипец в квадрате.
это мост через катунь из усть-коксы в верх. уймон. трасса в тюнгур идет по левому берегу иногда по дну долины, иногда вспархивая на небольшие перевальчики, где дорога становится грунтовой и пыльной. в остальных местах там асфальт и ехать вполне себе.
слева по ходу теректинский хребет (высоты меньше 3 км), а справа - катунский с белухой (4506), который после поворота катуни на север, в туристическую мекку, замещается северо-чуйским хребтом с высотами более 4 км.
сама долина представляет собой древнее дно озера, образованного за счет перекрытия русла палеокатуни ледником с белухи. в последний ледниковый период такая участь постигла и реку чуя - ей дорогу перекрыли ледники с северо-чуйского хребта, в частности знаменитый ак-тру, где мы были на студенческой практике после 1 курса. там образовались аналогичные озера курайской и чуйской впадин. озерные отложения там обнаружил и изучал еще знаменитый обручев 100 лет тому назад - галечники, знаки ряби, ленточные глины. последние особенно знамениты своим лунным пейзажем в долине чаган-узуна вдоль чуи, который получился благодаря окислению железистых и пр. минералов. в реальности это чередующиеся сезонные слои с разной концентрацией органики - зимой и летом она осаждалась по-разному. если не цветные разности, то выглядят они примерно так:
поскольку это все размывается, выветривается, то по сути представляет концентрированную пыль. и как раз недалеко от обнажений этих остатков озерных отложений, в районе бельтира, немного южнее, произошло знаменитой 8-9-бальное землетрясение 2003 года. местные рассказывали, что вся эта пыль разом поднялась в воздух и видимость в одно время составляла не более 5-10 метров.
в уймонской долине обнажений тоже полно, особенно хорошо видны разрезы вдоль дороги, где строители скашивали борта, пришлось останавливаться и лицезреть.
перед самым тюнгуром нужно обязательно остановиться - там единственное место у дороги, откуда можно увидеть саму белуху. вот это место
на другой стороне катуни обнажается долина кучерлы с ледниковыми озерами (именно по ней проходит классический подъем к белухе) и на дальнем плане в хорошую погоду небо подпирает белая гора. нам в этом отношении не очень повезло - ползли тучи и саму вершину было почти не видно.
при более удачной погоде (и если залезть на ближайший склон повыше) это выглядит так:
ну а поскольку нас интересовал не альпинизм, а геология, то мы рванули дальше за тюнгур, на разрез. там уже с катунского хребта видна другая долина реки ак-кем, тоже с аналогичными ледниковыми озерами, но самой белухи уже не видно из-за ближних гор. на фото справа видны домики тюнгура, а слева, на другом берегу, на залесенной морене - поселок кучерла.
прошел дождик, потом клочкастый туман добавил своего колорита.
ну и какая же там красивая вода в катуни! на фотках это трудно передать, она меняется от солнечного света и цветопередачи аппарата, но в реальности это просто изумруд.
еще видов
в общем, всем советую сгонять подышать в эти отдаленные, но впорлне доступные места. причем разной степени трудности - от лежаков и баньки на берегу, до альпинистских троп по ледникам и скальным стенкам. все рядом в одном флаконе. желательно одному для релакса и медитации. но можно и вдвоем, как эти
но для иллюстраций макарыча там другие фотки лучше подходят. из быта. их тоже у меня много, но это не совсем профильно тут.
кстати, в тюнгуре (вернее уже после него в чистом поле почти)встретили один из многочисленных памятников красноармейцу сухову. после белого солнца их наплодили прилично, но этот оказался настоящим суховым, не киношным
странный отряд. не шел туда, где белые хозяйничали, а наоборот, где их было не так много.
в районе станции Карасук было получено сообщение, что Омск находится в руках белых. Отряду оставался только один путь — на юг, через Горный Алтай, Монголию, Китай в Семиречье, на соединение с частями Красной армии Туркестанского фронта. В этом направлении у белых не было крупных соединений, а у местного населения можно было реквизировать коней и продовольствие. В течение двух месяцев, в постоянных стычках с местным населением, по степям Кулунды вёл Сухов свой отряд в сторону Китая, создавая, где только мог из местной бедноты органы советской власти
и потом...
в чьём обозе было найдено много всякого добра: серебро, золото, ценные вещи, реквизированные красногвардейским отрядом в ходе его двухмесячного похода у местных жителей
я так понял, те еще красноармейцы.... у нас в алтайском райцентре тоже такие войска были. бабушка рассказывала - придут отрядом, побухают, пожрут, наберут провизии и ускачут. потом белые приходят пожрать. и так несколько раз подряд. гражданская война называется.
природа иногда творит не хуже людей, а многие фантазеры принимают это за творчество инопланетян.
например, тесселированная плитка на приавтсралийской тасмании
это ни что иное. как обычное растрескивание глинистой породы (пермского возраста) и периодическое заполенение трещин соленой морской воды, выпариванием и кристаллизацией соли. ну а дальше избирательная абразия и растворение, примерно так: dzen.ru/a/YCp_FARU9hRqZgTs?ysclid=m1hyy7ya4p558958482
другой вид природных скульптур - абразивная деятельность ледников, несущих в себе обломки пород с окружающих склонов. когда в ложе ледника появляются более плотные породы, их начинает точить ледник.
эоловая абразия приводит к оооочень интересным результатам, вытачивая в породах разной структуры и плотности причудливые формы. часто эти формы похожи на каменные грибы, которые известны во многих местах мира. ближайшие у нас - это известные грибы в горном алтае, где на высоких останцах-постаментах возлежат каменные глыбы. если посчастливиться вместо обычной каменюки на такой грибной ножке оказаться минеральной конкреции больших размеров, то может получиться феерическое сооружение, типа такой в боливии
очень интересные сооружения есть на озере кроули в сша, которые появились на поверхности относительно недавно, после постройки плотины и сброса воды. это огромные колонны в вулканогенных отложениях (туфы), которые в силу различных минералогических преобразований в конвективных столбах приобрели специфическую прочность по сравнению с окружающими несцементированными осадками. последующая эрозия привела к таким оригинальным останцам, которые растекаются бальзамом на души неспокойных уфологов и апологетов инопланетных цивилизаций.
для сравнения то, что уже точно относится к рукотворному зодчеству.)) это индийский кайлас, хотя в нем ничего нет отдельного-это все один базальтовый монолит. тут просто нет слов....
любуйтесь: our-civilization.com/civilizacia/india/kajlas-pesery-ellory
в упомянутой заметке говорится и о запретной горе кайлас, про восхождение на которую я рассказывал в альпинистской ветке. это все там близко...
жилплощадь деревни - шахта, где велась и идет добыча опала. его там 30% мировой добычи
нынче там есть все - электричество, свет, отели, квартиры, магазины, церковь, кладбище, кафешки, казино, музей и все-все, что нужно для жизни.
можно встать утрчком с постели, позавтракать, порыть немного опалов, заодно расширив кубатаж своей спальни, а на вырученные деньги прикупить комфорту в магазине за стенкой. и пофиг все войны, хохлы и евреи с арабами.