Пиррон, Вы усложняте. Всё гораздо проще. Бердяев занимал почётное место в советской диссидентской традиции, поскольку нападки на большевиков занимали в его "творчестве" немалое место. Короче, люди показывали власти фигу в кармане и пивечали "мыслителей", тем же занимавшихся. То, что фиги, пусть даже в карманах и даже показываемые власти к философии отношения не имеют, в головы диссиденствующих не помещалось.
Но ведь Бердяев, Григорий, и сейчас достаточно популярен - во всяком случае, в России. Этот разговор начался с сообщения Лугана о том, как какой-то доктор философских наук прочитал ему целую лекцию о Бердяеве - значит, этот доктор наук внимательно Бердяева. изучал. Интересно было бы узнать - что такое эти протоформы, которыми, как считает этот доктор наук, мыслил Бердяев? Никогда не слышал о таком понятии.
В основе смыслотворчества философа лежат особые формы мысли — протоформы. Здесь определённые признаки описываемых реалий выходят на первый план, и хотя они не отвлекаются от целостного образа, но внутри него уже отличаются от других признаков. Благодаря этому преформируется целостный образ, его содержание утрачивает обусловленную восприятием пространственную и временную конкретность. Однако протоформа не переходит в понятие, различение есть лишь акцентуация при сохранности всего исходного состава образа, здесь ещё нет отвлечения лишь некоторых наиболее существенных черт реалий, мыслимых как таковые, что происходит в понятии. Мышление на уровне протоформы оперирует единым целостным образом, а не расчленёнными и отвлечёнными друг от друга элементами, как в понятийном мышлении.
и далее там же
Обнаружив особый характер смыслоформ и концептуализировав их в качестве протоформ нам удалось реконструировать поиск — разочаровавшись в классических формах рациональной мысли и не желая удовлетвориться одним романтическим эстетизмом Бердяев пытался прийти к таким смыслоформам, которые бы гармонично сочетали как конкретное так и идеальное. Описывая их характер мы пришли к заключению, что они не имеют многозначности субъект-объектных связей, субъектом здесь всегда является постигающий человек, а предикатом — постигаемый как его личное содержание остальной опыт. Они должны выражать определённую волевую установку, быть процессуальны, синкретичны, и носят экстатический характер. Оценивая данный опыт с христианских позиций, мы полагаем, что христианин должен мыслить не только монадными субъектоцентричными протоформами, а монодиадными протоформами. Эти протоформы существовали в старославянской и греческой культуре и выражались в языке. В греческом и старославянском языках средневекового периода присутствует двойственное число. Именно оно являлось языковым выражением монодиадных протоформ. Впоследствии в нашей культуре они были элиминированы. Бердяев, несмотря на неоднократные заявления о своём моноплюрализме, лишь предчувствовал возможность создания такого стиля мышления, но не реализовал его.
как сказал бы бердяеву и его толкователям герой мультика
думается, что в бердяевских измышлениях "слишком много человеческого" для "чистой" философии, именно как формы познания. тут ув хайдук прав, у того, что называют философией, часто возникают совершенно другие функции, другой понятийный аппарат, заточенный на какие-то слишком антропологические проблемы свободы, творчества, божественного, социального. они, возможно, важные и интересные, но это часто слишком субъективная "философия жызни", а не форма познания и система наиболее общих знаний вообще.
что касается "любви/популярности" бердяева в россии, то мне по-дилетантски представляется, что это, во-первых, элементы лелеяния "своего" родного (их в принципе не так много своих известных, каждый на счету), а во-вторых, это его родное русское сообщество в большей степени интересуется именно такими вопросами существования человека, смысла жызни, роли социума, личной свободы, божественного уклада. в противовес холодному/объективному разуму научного познания мира вообще, а не его антропогенной части. поэтому в координатах этого сообщества, по-видимому, бердяев выглядит важным, глубоким и новаторским (отличается от западников) мыслителем. тем более, что ствол традиционного философского дерева (древа познания), как правильно отмечает ув пиррон, дюже излазан великими европейцами задолго до русской философии вообще и бердяева в частности. а заваренная на каше специфических социальных проблем в россии, пристрастных допросов феликсом эдмундовичем, такая философия метаморфизуется в какие-то антропологические размышления, проблемы психологии личности, духовности, морали, этики, совести, религии, свободы.
но даже эти безусловно важные проблемы упомянутые русские мыслители сумели завертеть и подать так бессистемно, путано, субъективно и хаотично, с обилием собственных смыслоформ, мыслеформ и протоформ, что черт ногу сломит. только шальные претенденты на научные звания кандидатов и докторов гуманитарных наук ран и могут бесконечно рыться и расследовать все закоулки мозговых нагромождений, по которым блудили наши отечественные прометеи мысли с огарками свечей познания.
впрочем настаивать на истинности своего восприятия этой философии я воздержусь из-за своего уязвимого положения в этом вопросе, которое, как ни крути, ближе к агрессивному невежеству, нежели к профессиональному пониманию
Насколько я понял, автор реферата радуется тому, что Бердяев не слишком абстрактен и объективен - но огорчается из-за того, что Бердяев слишком конкретен и субъективен. Он видит золотую середину в неком двойственном числе древнегреческого языка. Пока у меня складывается впечатление, что это одна из тех мыслей, которые следует сразу же забыть - они только мешают мыслить чем бы то ни было, в том числе и протоформами. Но кто знает - может, однажды мне вдруг откроется вся ее красота и глубина.
автор реферата радуется тому, что Бердяев не слишком абстрактен и объективен - но огорчается из-за того, что Бердяев слишком конкретен и субъективен. ... вдруг откроется вся ее красота и глубина.
и того, что
слишком субъективная "философия жызни", а не форма познания и система наиболее общих знаний вообще.
, можно ли предположить (утверждать, показать или доказать), что именно все то, что сформулирует тот, кто не слишком абстрактен и объективен и у кого не слишком субъективная "философия жызни", станет главным претендентом на создание системы общих знаний, непаразитирующей на "королевах знания"= на математике и на философии?
З павагай да неабыякавых
Там, в реферате, инфолиократ, есть фразы "оценивая данный опыт с христианских позиций...". "христианин должен...". Очевидно, автор - человек религиозный, и для него религиозная точка зрения важнее точки зрения научной. Христиане же, насколько я могу судить, никогда не стремились к абсолютной разумности, беспристрастности, невозмутимости, объективности. Даже схоласты, дошедшие до какого-то тихого безумия в поисках все более точных определений своих понятий, все-таки очень сильно ограничивали ту сферу, в которой "рацио" господствует безраздельно, и не осуждали эмоций, пылких чувств, каких-то сугубо личностных аспектов в отношениях с Богом, не преуменьшали роли "сердца" в духовной жизни христианина, не отказывались от полной иррациональности многих важнейших христианских положений. Но все-таки в церковном христианстве отнюдь не господствует полная субъективность, абсолютное доверие только к личному опыту - тут есть догмы, предание, писание, "авторитетные" толкования этого писания, коллективные, принимаемые на веру решения высшего духовенства. Очевидно, чрезмерное доверие к своей субъективности, к своим "экстатическим озарениям", отсутствие рядом с "я" авторитетного "ты", и не устраивает автора в Бердяеве. Впрочем, мне трудно судить о его позиции по краткому отрывку - и уж совсем я не могу судить о ценности познания "с христианских позиций". Я как-то никогда не оказывался на этих позициях, так что тут я точно не могу быть экспертом.
Спасибо искреннее, Lugan и Pirron.
С удовольствием заглянув по ссылке и прочитав (подчеркнутое)
В работе рассмотрены основы философствования Николая Александровича, прослежено взаимовлияние логики идейного поиска и жизненного мира, выявлено ядро его философии. Автор доказывает, что религиозная философия Бердяева имела гностический характер.
Предназначена для специалистов в области истории русской философии, философской антропологии, религиоведения и философии культуры, аспирантов и студентов философских специальностей.
Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
Регистрация
Узнайте сколько стоит уникальная работа конкретно по Вашей теме
,
с учетом (мне точнообъективнопривлекательного)
...олько шальные претенденты на научные звания кандидатов и докторов гуманитарных наук ран и могут бесконечно рыться и расследовать все закоулки мозговых нагромождений, по которым блудили наши отечественные прометеи мысли с огарками свечей познания.
впрочем настаивать на истинности своего восприятия этой философии я воздержусь из-за своего уязвимого положения в этом вопросе, которое, как ни крути, ближе к агрессивному невежеству, нежели к профессиональному пониманию
смог спокойно (целый месяц-финиш года, не тратить время на
создание системы общих знаний, непаразитирующей на "королевах знания"= на математике и на философии? а
менять обои, линолеум ... и встретить Новый год и встретиться с кумом.
Но сегодня, после вчерашнего, узнав что семиклассниквнук (с какого перепугу, как говорит Учитель бу учителя, не выяснял, дабы не привить иммунитет к паразитизму философов), купивший себе книгу уже прочитал с десяток страниц книги Шопенгауэра и понял главную МУДРОСТЬ, сказанную в предисловии: кто не считает что весь мир существует только потому что некий ГЛАЗ его видит, тот дальше может не читать ... вернулся к теме, к своей субъективности, к своим "экстатическим озарениям", дабы услышать увидеть всю примитивность СЧЕТНОСТИ всех абстрактнообъективносубъективных монистических философий... Или хотя бы услышать главное препятствие на пути высказывания специалистов=философов и квантофорумчан за/против/посмотрим в сторону инфолиократности из-за очевидного моновластия на странах и континентах? З павагай да неабыякавых.
ЗЫ. Отсутствие ответа - тоже ответ, так как счетность всех мудростей и всего не на руку кратным (двойным) стандартам и разнообразию лапши (якую ў мінулым стагоддзі Настаўніцкая газета назвала б харч для роздуму, а не набытак, так прімітівно употребів словосочетание "пища для ума" о самой себе- газете.)
Вот и Розанов закончил чтение Шопенгауэра на этом же самом месте и похвастался этим в своих записках. Может, оно и правильно, но вообще само название книги, "Мир как воля и представление", прозрачно намекает на то, что "миром как представлением" дело не исчерпывается. Существует, пока его видит чей-то глаз, только внешняя оболочка мира, мир "объектов", понятых в буквальном смысле этого понятия: нет объекта без воспринимающего его субъекта, нет субъекта без воспринимаемого им объекта, объект обусловлен субъектом, субъект обусловлен объектом. Так возникает мир "майи", скрывающий от нас "вещь в себе" - подлинную основу и суть мироздания. Все это, конечно, спорно, но примерно такой ход мысли был присущ многим мыслителям, как восточным, так и западным, и на оригинальность именно в этом отношении Шопенгауэр не претендует, сразу указывая на самых именитых из своих предшественников - легендарных авторов Упанишад, Платона, Канта. Но интересно, что эта мысль, высказанная ясно и просто, без оговорок и запутанных словесных конструкций, раз за разом отпугивает немалое число читателей - таких, как Розанов, и не только он. Хотя какая-то сермяжная правда в ней все-таки есть.
Точно помню, что именно Розанова (Ясперса и еще кого-то) предложил мне прочитать завкафпроф, дфн, в 1992 году, в связи с тем, что матдиалектику со своими СССРовскими тремя основными законами (тогдашней формулировки, обосновывавшими революционный скачок), изучавшимися во времена госэкзамена Научного коммунизма, захотел заменить на триализм логософиюинфолиократность, не предполагающую революцию или истину в последней инстанции.
Ведь именно то, что
...чей-то глаз, только внешняя оболочка мира, мир "объектов", понятых в буквальном смысле этого понятия: нет объекта без воспринимающего его субъекта, нет субъекта без воспринимаемого им объекта, объект обусловлен субъектом, субъект обусловлен объектом. Так возникает мир "майи", скрывающий от нас "вещь в себе" - подлинную основу и суть мироздания. Все это, конечно...
привлекательно не менее, чем понятия свойство в физике, бесконечности и иррациональности в математике, неисчерпаемость ... Всякая такая или подобная мысль, мысль, высказанная ясно и просто, без оговорок и запутанных словесных конструкций как все иные концепции, рабыни своих функций по обустройству и благоустройству своего мира, как марксова пчела. (Именно эта "пчела" исчезла из текста после архивирования IKS– IНФОЛIЯКРАТНАЯ КАРЦIНА СУСВЕТУ ).
Основное такое понятие (любое, одно, произвольное, соглашение-концепция, материя или логос), как аксиомы геометрии и позволяет строить свой мир, логически обоснованный, объективный, идеальный. Наверное именно из-за "ясности и простоты" можно отметить
что в Парижской декларации записали философы мира (на 9-ти языках): Ни одна философская ... не может быть единственно истинной. ОНИ забыли добавить слова: В ТОМ ЧИСЛЕ И ЭТА(с)