Странный он, этот Кураев. Всё время на рожон лезет. То, помню, искоренял сатанизм интеллигенции, то разоблачал сектантов широким фронтом, недавно сказал, что нисхождение святого огня в Иерусалиме - жульничество, теперь шахматы...
Странный он, этот Кураев. Всё время на рожон лезет. То, помню, искоренял сатанизм интеллигенции, то разоблачал сектантов широким фронтом, недавно сказал, что нисхождение святого огня в Иерусалиме - жульничество, теперь шахматы...
Мне кажется, что Кураев стал заложником своего могучего интеллекта. Он обладает колоссальными знаниями и железной логикой. Человек, который почти всегда прав, может потерять чувство реальности и утратить возможность критически смотреть на себя. Это же, видимо, постигло очень приличного математика Фоменко. Он пошел на поводу своего интеллекта, который подсунул ему идею НХ и он (интеллект) же изощрялся в обосновании.
В общем, интеллект и гордыня обычно ходят парой (как мизеры в префе).
Кстати, бесовская составляющая в интеллигенции (особенно российской) таки присутствовала. Все эти революционные позывы, желание дать власть народу, оппозиция любой (!) власти...
P.S. Статус святого отца, вроде, к Кураеву еще не примеряли.
В общем, интеллект и гордыня обычно ходят парой (как мизеры в префе).
Насчёт гордыни - это верно. Впрочем, я всегда спорил по этому поводу, считал, что то, что православные называют гордыней, на самом деле часто стремление к творчеству и знанию.
Крыс написал(а):
P.S. Статус святого отца, вроде, к Кураеву еще не примеряли.
Кто-то недавно прочил его в Патриархи через 20 лет на одном из шафорумов.
Насчёт гордыни - это верно. Впрочем, я всегда спорил по этому поводу, считал, что то, что православные называют гордыней, на самом деле часто стремление к творчеству и знанию.
Православные правильно называют гордыню гордыней. Бог (а если даже и абстрактная природа!) дал человеку ум, а человека прямо прет от этого. Вы же не будете спорить с тем, что ум - это как слух, как зрение, как обоняние - некий дар. Его можно развить в некоторых пределах, но если не дано, то дело труба.
Знание - это таки некая сила, вопрос только в том куда ее применять. Так уж получается, что применяют знания в основном для своей пользы. Редко кто получает и применяет знания ради высших идей. Еще реже, когда эти идеи высоконравственны по самым строгим меркам. Вспомните библейскую прорицательницу, которая обладала всей полнотой знаний (ясновидящая). Она предсказаниями зарабатывала. И даже увидела в апостолах учеников Бога. Однако, духа прорицательства из нее изгнали. Видимо, знания для неокрепшей души принесут ей только вред.
О творчестве: тело, душа, ум, воля человеческие - не творцы. В лучшем случае инструменты и ретрансляторы. Творит только дух. Какое может быть творчество у материи, если действуют законы сохранения?! А вот какой дух задействован в творчестве - это основной вопрос. Святые старцы творили разные чудеса. Кстати, в Откровении сказано, что чудеса будут демонстрировать и бесовские духи. Египетские жрецы тоже творили много чего.
Quantrinas написал(а):
Кто-то недавно прочил его в Патриархи через 20 лет на одном из шафорумов.
Это вряд ли. Он слишком светский. Даже к Кириллу были подобные претензии. Фигура должна быть достаточно не от мира сего.
Впрочем, о семи церквах мы читали в том же Откровении. Как будет, так и будет.
В общем, интеллект и гордыня обычно ходят парой (как мизеры в префе).
Ну дак ровно это Кураев и говорит.
Неужели из форумчан никто не имел проблем с собственной гордыней, вызванной ощущением интеллектуального превосходства?
Вот, например, искушение судить других (в т.ч. Кураева) не из гордыни ли исходит?
О творчестве: тело, душа, ум, воля человеческие - не творцы. В лучшем случае инструменты и ретрансляторы. Творит только дух.
Совершенно не согласен. Чувствуется тонкая
спекуляция на том, что пока науке не слишком хорошо известно - откуда у людей способности к тому или иному виду творчества (хотя это вопрос к ivank'у, может биологи уже знают).
Крыс написал(а):
Святые старцы творили разные чудеса.
И куда же всё подевалось ..?
Сейчас людей просят продемонстрировать хоть какие сверхъестественные способности, миллион предлагают, и тишина ..
Совершенно не согласен. Чувствуется тонкая спекуляция на том, что пока науке не слишком хорошо известно - откуда у людей способности к тому или иному виду творчества (хотя это вопрос к ivank'у, может биологи уже знают).
Чувствуется - здесь не проходит. Вы преждевременно обрубили цитату. Ибо объяснение моей позиции (аргументация) было далее:
Какое может быть творчество у материи, если действуют законы сохранения?!
Вам не кажется, что законы сохранения говорят не о появлении чего-то нового, вне зависимости от предыдущего состояния материи, а только о преобразовании ее, т.е. трансформации. Даже аннигиляция вещества, или процесс обратный ей - рождение вещества из чистой энергии - это всего лишь трансформации материи, которые описываются РАВЕНСТВОМ E=mc^2.
Как только у физиков наклевывалась проблема с сохранением чего-то (квантовых чисел, или нарушение симметрий), так сразу дыра затыкалась новыми теориями, чтобы материя (и даже просто некоторые ее своейства, которые по большому счету тоже материя) никуда не девалась и ниоткуда не бралась.
Вы же не будете утверждать, что фокусник делает чудеса? Все шарики-зайчики-платочки у него припасены заранее и мы просто до поры до времени их не видим. Так и Дирак предложил заготовить электронное море, из которого кванты энергии могут выбивать нужную материю.
Красивая теория математика Шипова об устройстве мира как раз и имеет фундаментальную методологическую дыру. В его теории есть операторы, которые из ничего (из нуля) делают чего-то. Если бы это было так, то я бы согласился, что материя сама способна творить из ничего что-то новое.
Я специально обращал внимание (где-то), что есть чудеса материального характера, т.е. основанные на трансформации материи из невидимого нам состояния в видимое, и чудеса настоящие, которые идут с нарушением законов материи и связаны с настоящим творчеством.
azur написал(а):
И куда же всё подевалось ..? Сейчас людей просят продемонстрировать хоть какие сверхъестественные способности, миллион предлагают, и тишина ..
Для начала припомните, что Господь не мог творить чудес среди земляков, ибо в них не было веры - дивился их неверию. Кроме того, если мы постулируем, что чудеса творятся духом (Духом Божьим), то кому Вы собираетесь предложить миллион за чудеса?
Мягко говоря, не логично.
Присоединяюсь. Я начал пытаться бороться, как заметил, только заметил поздновато.
Истоки моей гордыни не только шахматные, но успехи в шахматах во многом ей способствовали.
Феномен интеллектуальной гордыни имеет ещё такую забавную сторону.
Полагаю, зачастую интеллектуальное развитие сдерживается, тормозится интеллектуальной гордыней. Т.к. гордыня мешает слушать и слышать других людей - дураков.
И, таким образом, интеллектуальное развитие во многом и состоит в преодолении интеллектуальной гордыни.
С другой стороны, интеллектуальное развитие во многом же и вызвано наличием интеллектуальной гордыни, стремлением её удовлетворить.
Тут небезынтересное противоречие имеется.
Поначалу церковь запрещала их, приравнивая игру к азартным развлечениям. Но в конце XIV века запрет был снят, а шахматы были признаны необходимым элементом воспитания дворян.
не знаю насколько он там к кому близок, но умный человек (по идее) должен был понять что проблема в его собственной гордыне а не деревянных фигурках и что бросив играть в шахматы он от гордыни не избавится.
Очень интересное эссе Генны Сосонко о религии и шахматах
Хотя и не все про Кураева chess-news.ru/node/5091
Двое на одного
Во время чемпионата Европы среди женщин в Кишиневе (2005) протоиерей Артемий Владимиров, выступая в прямом эфире по радио, был огорошен вопросом маленькой девочки: можно ли ей играть в шахматы?
«В шахматы? – переспросил протоиерей. – Ну, можно... Можно... Для развития смекалки, для развития интеллекта... Впрочем, когда ты подрастешь, то, может быть, прочитаешь роман русского писателя Набокова «Защита Лужина». К сожалению, писатель этот был не особенно благочестивый, но даровитый особо. Из этого романа следует, что любое увлечение может перерасти в искушение, если отдаваться этому увлечению с головой. Как говорится в русской пословице: кто чем увлекается, тот тем и искушается. Поэтому, как говорит другая мудрая пословица, – всё хорошо в меру. Вот моя матушка, например, сыграет партию в шахматы после обеда, а потом переходит к другим домашним делам...»
Религия всегда с подозрением смотрела на игры, и отношение церкви к шахматам в Западной Европе претерпевало различные оттенки, оставаясь в общем негативным. Церковь считала шахматы азартной игрой, приравняя их к картам и игре в кости. Впрочем, любители шахмат встречались и среди представителей духовенства и даже некоторые обладателей Святого престола были неравнодушны к шахматам. Так, Пий V, страстный поклонник шахмат, до того был очарован блестящими комбинациями Паоло Бои, одного из лучших игроков 16-го века, что обещал ему всевозможные льготы, если он перейдет в духовенство. Но Бои слишком любил странствующую жизнь, чтобы принять предложение Папы, и, даже когда тот пытался прельстить его кардинальской шляпой, остался непреклонен в своем решении.
Один из авторитетов современной православной церкви дьякон Андрей Кураев говорит: «В церковных канонах осуждается только один вид спорта – шахматы. Почему? Есть особенность, которая делает шахматы одним из самых рискованных в духовном смысле видов спорта. Шахматы – это создание интеллекта. А человек в большей степени отождествляет себя со своим интеллектом, чем со своими ногами. Если я играю в футбол, я могу вытерпеть и пережить, что бегаю не так быстро, как Петька, например. А вот шахматы... Проиграл человек – и тут начинается буря в душе: противник умнее, что ли? Я когда-то играл в шахматы и в турнирах участвовал. С такими мыслями в ночь перед партией чего только не пожелаешь своему сопернику!
В принципе, можно владеть всем, лишь бы ничто не владело тобой. Если ты можешь нормально относиться к своему противнику, сохранять дружеские отношения с ним, слава Богу, великий ты человек. Но посмотрите на Каспарова с Корчным и Карповым – все переругались. Где шахматы – там всегда какие-то разборки и интриги».
Духовные пастыри, нередко выступают в наши дни в самых разнообразных передачах по радио и телевидению. В апреле 2004 года юная жительница столицы Урала обратилась к главе Екатеринбургской епархии Русской православной церкви архиепископу Викентию с вопросом: не являются ли шахматы бесовской игрой? Православный иерарх поспешил развеять ее сомнения, отнеся к «грешным игрищам» компьютерные игры, тогда как шахматы являются, по его мнению, чем-то совсем иным и никакого запрета на занятия ими со стороны Церкви нет.
«Шахматы – это спокойная умственная игра, развивающая мышление. Она не является грехом, – заявил архиепископ. – Святые отцы запрещают нам играть в игры, которые возбуждают страсти и азарт, а вместе с этим недоумение, гнев, раздражение...»
Ах, Владыка, Владыка, если бы вы знали...
Поощряет православная церковь и детские турниры. Такой турнир был проведен в воскресной школе Свято-Данилова монастыря в сентябре 2004 года, получив благословение самого Патриарха всея Руси Алексия II.
А как православная церковь начала XXI-го века относится к профессиональным шахматам, к регулярным, серьезным занятиям игрой? Ответ на этот вопрос однозначен: резко отрицательно.
«Когда спортом занимаются профессионально, он «съедает» всю жизнь человека, не оставляя ни времени, ни сил на другие серьезные занятия. Кроме того, он развивает дух соревнования, а значит, превосходства над другими, то есть гордыню».
Это цитата из популярной брошюры Даниловского благовестника. Похожее мнение можно найти в других религиозных книгах и брошюрах, выпускаемых сегодня в России. Стремление сделать что-то лучше других, стать чемпионом осуждается категорически, а серьезное, профессиональное занятие спортом считается не только бессмысленным, но и вредным занятием. «Быть священником и профессиональным спортсменом – несовместимо», - полагают церковые авторитеты.
В брошюре под названием «Нужен ли христианам спорт» автор – священник Андрей Овчинников – утверждает, что «Невелик подвиг – забить два гола или прыгнуть выше других. Спорт хорош до поры, но придет время, когда надо будет найти в себе силы оставить его, чтобы использовать приобретенные качества на более важные дела. Профессиональный спорт обесценивает смысл человеческого существования. Не создавая никаких ценностей, спортсмены часто горделиво, даже насмешливо относятся к людям труда. Спорт, как зрелище, как состязание, где слабый проигрывает и получает осуждение, а сильный выигрывает, ожидая награды и почестей, – духовно опасен».
Епископ Варнава идет еще дальше и считает, что даже зрелище спортивных соревнований является ненужным занятием для христиан: «Профессиональный спорт как явление имеет в своей глубинной сущности антихристианскую направленность. Спортсмен, желая достичь высоких результатов, упражняется ежедневно по нескольку часов в день. Такой труд превращается в многолетний тренировочный процесс, в котором только усердием достигаются высокие результаты. Само возникновение спорта было продуктом падшего человеческого разума. В отличие от труда, спорт не создает никаких ценностей, поэтому он не преобразует человека духовно. Воспитание в спортсменах некоторых профессиональных качеств, в первую очередь духа соперничества – ты должен быть лучше других! – губительно для спасения души».
Молитва спортсмена, в том числе шахматиста, просящего до партии благословения и удачи у Всевышнего, действительно отличается от молитвы с просьбой сохранить здоровье ребенку или помочь в личной жизни. Молясь об удачи для себя, ты ведь желаешь тем самым поражения и огорчения ни в чем не повинному человеку. Как верно заметил вратарь, увидев перед началом матча крестящегося троекратно своего коллегу из команды соперников: «Нечестно получается: двое на одного...»
Там еще интересно про иудаизм и шахматы, но это уже совсем другая история ....
Однако для того чтобы шахматы для мусульманина не попали под категорию запрета, нужно соблюдать следующие условия: 1) игра не должна отвлекать от совершения намаза; 2) нельзя играть в шахматы на деньги; 3) игроки не должны использовать в разговоре бранных или вульгарных слов. При несоблюдении хотя бы одного из этих условий игра в шахматы считается запретной.
Я бывал в шахматных клубах и кафе Амстердама, Москвы, Нью-Йорка, Сан-Паулу, Гонконга и многих других городов и должен заметить, что не было ни одного, где не нарушалось хотя бы одно из этих условий. В подавляющем же большинстве случаев нарушались все три.
Какой ужас. Нужно создавать правильные исламские шахматные клубы, где за брань назначалось бы поражение.