А зачем нужно, чтобы модель была объекту не по барабану? Схема машины - это не сама машина. Создавая схему, мы не превращаем машину в эту схему. И изучение схемы имеет смысл только в том случае, если при этом изучается машина.
А зачем нужно, чтобы модель была объекту не по барабану? Схема машины - это не сама машина. Создавая схему, мы не превращаем машину в эту схему. И изучение схемы имеет смысл только в том случае, если при этом изучается машина.
На самом деле теория изучает только модели. Машины, объекты не изучаются. Мы лишь начинаем уметь предсказывать их поведение пока модель остается непротиворечивой. Но это не означает никак познания, изучения самого объекта.
На самом деле теория изучает только модели. Машины, объекты не изучаются. Мы лишь начинаем уметь предсказывать их поведение пока модель остается непротиворечивой. Но это не означает никак познания, изучения самого объекта
То есть вы хотите сказать, что научные теории вообще никакого отношения не имеют к объективному миру? Что ученый изучает только то, что сам же и создает - вне всякой связи с реальностью? Вообще-то я не удивился бы, если бы это действительно было так.
То есть вы хотите сказать, что научные теории вообще никакого отношения не имеют к объективному миру?
Это близкая к правде мысль.
pirron написал(а):
Что ученый изучает только то, что сам же и создает - вне всякой связи с реальностью?
Немного не так. Здесь становится важным вопрос, существует ли идеальный мир идей (по Платону) и без ученого, а появившийся вдруг ученый просто обнаруживает объекты в мире идей, а не создает их. Кстати, здесь еще один вопрос, который мы уже затронули: а не меняет ли этот мир идей сам ученый своими размышлениями?
хотите сказать, что научные теории вообще никакого отношения не имеют к объективному миру? Что ученый изучает только то, что сам же и создает - вне всякой связи с реальностью? Вообще-то я не удивился бы, если бы это действительно было так.
Несомненно модели претендуют на некоторое отражение (по Ленину
) якобы реальности, хотя такое взаимоотношение остаётся шатким, фривольным и непредсказуемым
То есть вы хотите сказать, что научные теории вообще никакого отношения не имеют к объективному миру? Что ученый изучает только то, что сам же и создает - вне всякой связи с реальностью?
Не совсем. Естественная научная теория содержит (должна содержать) некие аксиомы связывающие реальность и ее наблюдаемое ( тем или иным способом) отражение.
В отличие от теории математической, коей аксиомы данного типа не нужны.
Также модель содержит в себе аксиомы, касающиеся уже самого отражения безотносительно к реальности и его связи с моделью.
Если наблюдаемое отражение у независимых исследователей совпадает, то это считается хорошо и повышает веру в установленные аксиомы
Вот эксперименты ППГ может воспроизвести только сам ППГ, поэтому ППГ считает, что научный мир против него ополчился
Ежели находится бодрый исследователь, который ставит новый эксперимент, входящий в противоречие с системой аксиом, то теория перестраивается. Например появляются всякие кварки, суперструны и прочая хрень.
Опять же без всякой гарантии на достоверную связь с реальностью.
И количество разных объяснений будет не меньше количества философов
Думаю, это в точности число сочетаний, если число философов целое и больше нуля.
Кстати, действительно, не припомню таких случаев чтобы философы пришли к общему согласию хоть по одному нетривиальному вопросу. Это еще один аргумент, почему ф. не является наукой
Например появляются всякие кварки, суперструны и прочая хрень.
Опять же без всякой гарантии на достоверную связь с реальностью.
Протестую! Кварки были еще до того как. Правда, был момент когда еще не было кварков. Склонен считать, что сами кварки - это лишь молекулы, а атомами являются их квантовые числа: странность, очарование и т.д. Т.е. шесть первоэлементов.
Странность, очарование... Неужели действительно есть такие первоэлементы?
ЗЫ. Какой все-таки бардак царит в естествознании! В этом смысле весьма почетно для философии, что она - не наука.
Как и логика, наука всегда абстрагируется от всякого содержания познания. Вообще чистое наукоучение представляет собой логику, по большому счету. А всякие попытки в науке выковырнуть объект познания будут представлять из себя.. тщетными попытками )) Короче, напрасным трудом.
Что до философии - она базируется на совершенно иных принципах ))
Вроде уже где-то об этом говорилось.
Нет, есть конечно попытки сделать философию наукой, навязать, так сказать..
Такая болтология давно имеет определенное название - идеология.
Философия же, если проще сказать, это больше религия, где разрешена свобода думать, сомневаться. Для кого-то та же болтология, а для кого-то философия привлекает психологической потребностью. И это главная причина популярности.
Ну да, философия имеет личный характер, как наверно и любое искусство. Согласен с Шопенгауэром. Добавлю - это всегда потребность в поиске смысла и содержания!
/А как вы думали иначе, Хайдук?
Наука она как раз наоборот - абстрагируется от содержания. Матчасть надобно знать, хотя бы в объеме школьной программы ))
рs
Извиняюсь канеш, но больно уж вопрос о содержании Хайдука улыбнул
Уж поверьте, что количество погибших при научных испытаниях хиросим для самой науки (как таковой) - немножко пофиг..
В иронию Владимировича даже не вникал ))
философия всегда имеет личный характер, как наверно и любое искусство. Это всегда потребность в поиске смысла и содержания!... Наука она как раз наоборот - абстрагируется от содержания
В чем заключаются смысл и содержание по Вашему, РАР?
Что такое категория содержание?
Сам термин ввел еще Гегель (который, кстати, и указывал на полное совпадение содержаний религии и философии)
Хотя ещё Платон с Аристотелем отмечали, что всё воспринимаемое мы делим на форму и содержание (материю)
Объяснять отличия научного формализма той же математики от вечных вопросов философии? (для чего всё это и тд) ...
Думаю, что не стоит ))
Хотя на пальцах можно попробовать.
Например, понятие дуб более содержательно, чем понятие дерево, тк в описании понятия дуб будет обязательно понятие дерево, а для описания понятия дерево понятие дуб не обязательно.
Если и это непонятно, то сорри, Хайдук, извиняйте.
До кислот нет вапще никакого интереса.
Содержание философии и религии совпадает. Это ещё Гегель отметил
Гегель не мог этого не отметить, поскольку иначе лишился бы кафедры. Вспомните обстановочку, в которой находились тогда философы. Канту запрещали публиковать свои произведения и едва не выгнали из университета. Фихте пережил шумный скандал в связи с обвинением его в атеизме. Так что Гегелю, претендовавшему на статус государственного философа, ничего другого не оставалось, как утверждать, что его философия отличается от протестантизма только по форме. И всячески корректировать свою философию в этом направлении...
Пиррон, насчет Гегеля вы не точны. Гегель ставил религию выше философии, это да. Но какое это имеет отношение к вопросу о содержании??...
Фихте, тот да, подвергался обвинениям в атеизме. По недомыслию наверно, здесь согласен. Хотя.. он как раз свою философию делал какбы наукоучением и во многих выводах был несостоятельным идеологом, номинально являясь учеником Канта. Всё же это другое. У Канта философия лишь поправка к здравому смыслу и это цельная и законченная система.
Объяснять отличия научного формализма той же математики от вечных вопросов философии? (для чего всё это и тд) ... Думаю, что не стоит ))
А Вы все-таки попробуйте на пальцах, РАР, может и поменяте своё мнение под нажимом обстоятельств или мной
. Чтобы хоть как-то помочь Вам скажу, что математика далека от формализма как отсюда до звёзд, её абстракции локальности, отделимости/прерывности и (инфинитезимального, бесконечно-малого) смещения/изменения и глобальной/нелокальной целостности/непрерывности суть самые фундаментальные составляющие как объективного мира/бытия, так и нашего мышления, того познающего
РAР написал(а):
понятие дуб более содержательно, чем понятие дерево, тк в описании понятия дуб будет обязательно понятие дерево, а для описания понятия дерево понятие дуб не обязательно.
Здрасьте - об этом ещё Гегель глаголил, см. диалектику абстрактного (дерева) и конкретного (дуба)
РAР написал(а):
Если и это непонятно, то сорри, Хайдук, извиняйте.
Надеюсь, уже почувствовали, что подобная ирония в Вашем положении как-бы не к месту и отдаёт скорее недостаточной информированностью
А по существу так и не поняли в чем, if any, по Вашему заключаются смысл и содержание, РАР?