В возрасте 98 лет скончался английский историк Роберт Конквест, автор двух эпохальных книг, посвященных сталинским годам советской истории. Первая вышла в 1968 году, в разгар «пражской весны», послужив более чем выразительным комментарием к этой попытке построить социализм с человеческим лицом. Книга называлась: «Большой террор: сталинские чистки тридцатых годов».
По подсчетам Конквеста, на пике террора в 1937-38 годах было арестовано около семи миллионов человек, миллион был расстрелян и около двух миллионов умерли в лагерях. Конквест не имел в то время доступа к советским архивам сталинских лет, действовал более методом экстраполяции, но его оценки оказались на редкость точными, что подтвердилось, когда после 1991 года открылись многие ранее секретные архивы. «Большой террор» Конквеста по праву ставят рядом с монументальным трудом Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» — его книга не меньше, чем солженицынская, способствовала изживанию леволиберального мифа в кругах прогрессистской западной интеллигенции.
Но Конквест не ограничил свои исследования советской истории книгой «Большой террор». Вскоре он написал вторую — «Скорбный урожай: советская коллективизация и голодный террор», посвященную спланированному Сталиным голоду, в частности тому, что на Украине называют Голодомором. Невеселый итог подвел Конквест советским сталинским годам: общее число жертв достигло двадцати миллионов человек — это в мирные годы, когда, как до сих пор еще многие думают, советская страна бурно развивалась под руководством эффективного менеджера.
Сегодняшняя, самая что ни на есть злободневная история по-прежнему рифмуется с тем, что писал Конквест. Российским правительством принято постановление об уничтожении пищевых запасов, поступивших в страну путями, которые объявлены незаконными. В этом есть что-то до предела, сверх всяких пределов циничное. Давно уже говорят, что такое не совсем легальное продовольствие нужно раздать малоимущим, которых в России более чем достаточно. Но в самом уничтожении пищи, еды, резервов человеческой жизни обнажаются какие-то уже не политические соображения и расчеты, а некий кошмарный колдовской атавизм, тень Кощея и Бабы Яги ложится на страну. И главное: история, совсем недавняя, которая у всех в памяти, ничему не учит российскую власть, ничего не переменила в ее метафизическом составе: власть как враг народа — вот формула новейшей, с 1917 года российской истории.
В советское время в вузовских курсах истории философии изучался Людвиг Фейербах, считавшийся непосредственным предтечей Маркса и Энгельса. Лучшая и самая читаемая книга Фейербаха называлась «Сущность христианства». В религии зашифрована великая правда о человеке, писал Фейербах, нужно только правильно перевести ее тексты с теологического языка на язык человеческий, ибо правда религии — не теологична, не божественна, а человечна, антропологична. Чему мы поклоняемся в образе Божией Матери? Земному материнству, святости человеческой жизни. Что мы вкушаем в святом причастии — плоть и кровь господню? Нет, мы поклоняемся дарам, которые мы сами добыли и которыми живы. Теологическая возгонка, сублимация исконных реалий человеческого бытия — момент высокой поэзии человеческого существования. Дары земли святы — вот антропологическая истина любой религии.
И сейчас в России, после десятков лет террора и голода, после гонения на церковь и нового ее подъема что-то не слыхать возмущенных голосов отъевшихся в тучные годы иереев. Идет неправый поход на святые дары бытия — вот смысл этого события. Смело можно сказать: после 1991 года не было в российской истории ничего равного этому онтологическому кошмару.
Полицейское досье на задержанного преступника. Кстати, это сам Генрих Ягода - будущий сталинский палач и шеф ОГПУ-НКВД. Понятно, почему революционеры после февральской революции первым делом бросились громить полицейские архивы - ведь там на каждого из них хранился компромат.
Справка начальника Симбирского губернского жандармского отделения полковника Никольского о Генрихе Ягоде.
2 января 1913
Подлинник
"По агентурным сведениям Московского охранного отделения Генрих Ягода в 1907-1908 годах принадлежал к нижегородской группе анархистов-коммунистов; … В 1911 году на Генриха Ягоду было возложено поручение: завязать сношения с московской группой анархистов для совместного ограбления банка"
ГАРФ. Ф.102. 00. 1912. Д.5. Ч.70. Л.Б. Л.26-27. Кат.312
В те времена, как очевидно из цитаты, партия ему не доверяла и доверять не могла, он был из конкурирующей партии
Анархисты и коммунисты, как очевидно следует из даты, ещё не конкуренты, но друзья и единомышленники.
И цель у них общая - уничтожить замшелый, гнилой царизм
В деле уничтожения царизма у нас нет права воротить носом от любой помощи - по идеологическим расхождениям рассчитаемся с анархистами позднее. И не только с ними...
Все они друг с другом враждовали больше, чем, собственно, с проклятым самодержавием.
Белые сепаратисты вообще друг друга презирали, но цель у них была тоже одна.
Не надо путать здоровую конкуренцию за аудиторию с целью идеологической борьбы.
Принципиальная статья Ильича "Анархизм и социализм" вышла аккурат в 1905 году, как я и предполагал.
Исключение анархистов из боевого союза, проводящего, так сказать, нашу демократическую революцию, вполне необходимо с точки зрения и в интересах этой революции. В боевом союзе место только тем, кто борется за цель этого союза.
В деле уничтожения царизма у нас нет права воротить носом от любой помощи - по идеологическим расхождениям рассчитаемся с анархистами позднее. И не только с ними...
Принципиальная статья Ильича "Анархизм и социализм" вышла аккурат в 1905 году, как я и предполагал.
Исключение анархистов из боевого союза, проводящего, так сказать, нашу демократическую революцию, вполне необходимо с точки зрения и в интересах этой революции. В боевом союзе место только тем, кто борется за цель этого союза.
Партия ему доверяла, да.
Ну и что? Это лишь политика. Исключили-приняли, дело десятое. Когда они им понадобились - влились без проблем.
Как тот же Ягода в 1917...
Повторюсь, в таком важном деле как Революция можно по 200 раз на дню ссориться и мириться, но лишь уничтожив Режим царьков, можно начать по-настоящему делить власть
Ну и что? Это лишь политика. Исключили-приняли, дело десятое.
Учите историю, блин
Это я могу Вас поднатаскать.
Вижу очевидные пробелы в умении устанавливать причинно-следственные связи и проведении исторического анализа
А уж с фактами обращаетесь как Горбатый с вверенной ему страной
Вижу очевидные пробелы в умении устанавливать причинно-следственные связи и проведении исторического анализа
Прежде чем видеть очевидные пробелы, подучите историю, с вами невозможно дискутировать. Хотя бы гуглите, что ли, прежде, чем отвечать - избежите совсем уж откровенных ляпов.
Прежде чем видеть очевидные пробелы, подучите историю, с вами невозможно дискутировать.
Я её знаю значительно лучше чем Вы, а дискутировать Вам со мною невозможно, потому что Вам нечего в итоге предъявить как контраргумент.
И большевики, и анархисты шли к единой цели. Большевикам повезло больше - они оказались в нужное время в нужном месте, но это не значит, что анархисты не внесли свой вклад в уничтожение режима...
но лишь уничтожив Режим царьков, можно начать по-настоящему делить власть
Анекдот в тему
1910 год: жандарм ведет в тюрьму революционера 1917 год: революционер ведет в тюрьму жандарма 1937 год: оба сидят в ГУЛАГЕ 1955 год: оба выходят по амнистии 1993 год: престарелый жандарм идет по улице и вдруг встречает того самого едва живого от старости революционера, торгующего своими пирожками. и тут говорит. : "Неужто Семеныч, наш Царь-батюшка-то тебе революционеру запрещал пирожками торговать?! ? " anekdotov.net
Вам что, милейший ВВ, царь батюшка мешал дешевые шмотки из Китая челночить?
А сейчас хорошо отпилили себе власти?
Полные карманы небось...
Это зависит от того, почему этот человек стал революционером, и какие у него взгляды.
Если он еврей - сразу понятно, национальный вопрос.
А может он не имел доступа к образованию, а ему пообещали что он сможет его получить бесплатно?
А может он или его семья пострадала от царского режима (так революционером стал например Ленин)?
Да мало ли чего он хотел, начиная свою борьбу...