У нас в приходе одна мама девочку младшую не отдала в школу, потому что она считает, что девочка будет ей помогать с малышом, которого она родила. Это же важнее - семилеточку научить обходиться с ребенком, а не читать и писать, что она уже и умеет. Чего там в этой школе делать? Учиться зависти, обзыванию, скверным словам, хамству учителям? Чему? А так она будет уже готовая мама. Всё будет уметь.
Видел я однажды одну советскую деревенскую школу. Народу в ней было немного: в начальных классах училось всего четверо учеников, все они были родными братьями, трое, в том числе и старшие братья, учились в первом классе, только один учился в четвертом( поскольку ни разу не оставался на второй год). Родители их были известные всей деревне запойные пьяницы, хотя приобрести такую известность в этой деревне было не так-то просто: за воротник там закладывал, конечно, каждый - даже во время "битвы за урожай", в обеденный перерыв, на столе стояли бутылки водки в изрядном количестве. Кстати, на свежем воздухе водка усваивалась настолько легко, что даже я, хоть и не привык к такому интенсивному употреблению алкоголя, после трех-четырех стаканов не ощущал фактически никаких последствий для моего организма и мог спокойно продолжать биться за урожай. Так что родители этих четверых учеников должны были действительно совершить что-то выдающееся, чтобы прослыть в этой деревне запойными пьяницами. Скорее всего, они вообще никогда не трезвели, умудряясь напиваться вдрызг уже за завтраком. Их детям школа действительно была не так уж сильно нужна. И все-таки протоиерей не прав - ведь он, подлец, фактически предлагает вообще отменить даже начальное образование. А если бы, к примеру, Владимирович родился в этой деревне? Из него тоже надо было бы делать "готового папу"? Какой бы светильник разума тогда угас, так и не сумев разгореться по-настоящему.Нет, не прав протоиерей - слишком сильное, наверно, впечатление произвела на него местная школа, и подвигла к излишне смелым обобщениям.
Все равно - какому там еще обхождению с ребенком она должна учиться? Корми его специально приготовленной фигней, меняй ему памперсы, вывози его на свежий воздух в коляске, таскай время от времени на руках, разговаривай с ним, показывай ему с глупой улыбкой какие-нибудь игрушки, чтобы он учился их хватать и что-нибудь с ними делать - вот и вся наука. Человек должен быть настоящим дебилом, чтобы не научиться всему этому максимум за час. Женщины умеют поднять немыслимый шум вокруг этих поистине нехитрых обязанностей - вот и поддался их тлетворному влиянию протоиерей.
Да что там протоиерей - даже Толстого женщины смогли обвести вокруг пальца: внушили ему, что делать вот это все даже с помощью нянек, гувернанток, кухарок, повара, слуг - это удивительно трудоемкая и сложная задача. Целый день таскалась такая мать семейства бестолку по своей усадьбе, только мешая прислуге своими придирками, а Толстой при этом думал: как же нелегка женская доля, какой это великий труд - материнство!
я думаю, протоиерей боится, что если женщины по своему недоразумению чем-то вдруг заинтересуются помимо борща и памперсов, то их потом за уши не оттащишь от этого коварного и заразного увлечения, а значит сам протоиерей рискует чаще поститься, нежели предписывает его и без того диетическая вера. я уж не говорю о смене памперсов и стирке своих портков. вот эти не очень радостные тернистые перспективы безмятежной церковной службы и заставляют священника искать витиеватые пути ограждения рабынь божьих от смердящих увлекательностью наук и интересных прегрешений, пренебрегая риском выглядеть средневековой зачерствелой коркой. уж больно часто современное бабье норовит слинять с предписанных простынь под звук пустых кастрюль на празднование 8 марта
"Молодая, симпатичная девушка приходит в церковь, подходит к священнику. На ней ни макияжа, ни бижутерии, одежда консервативно-строгая. Потупив голову, спрашивает:
- Батюшка, а как вы понимаете концепцию протеирея Феофана о социально-патриархальном единении души человека с Господом Богом на основании его религиозных воззрений, высказанную для русской православной епархии в Париже?
Батюшка:
- Замуж, дура! Срочно замуж!!!" (с)
10 марта в Казанский собор в Санкт-Петербурге привезли частицу мощей Иоанна Крестителя. Несмотря на распространение коронавирусной инфекции, приложиться к святыне пришли сотни людей. Журналисты, побывавшие в соборе, утверждают, что следы поцелуев вытирает тряпкой волонтер, но успевает не за всеми — и это единственная мера предосторожности.
Религиозным людям надо бояться не коронавируса, а только двух вещей — Бога и греха. Об этом в эфире радио «Радонеж» сказал глава патриаршей комиссии РПЦ по делам семьи Димитрий Смирнов.
«Жизнью и смертью распоряжается не вирус, а один господь Бог», — сказал протоиерей.
«ЗОНА РИСКА» (авторская рубрика епископа Григория): Служение ближнему вещественное, телесное и словом Божиим. Беседы на Четыре сотницы о любви Максима Исповедника, главы I, 21-27 (05/18.03.2020)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы продолжим наши беседы на «Сотницы о любви» святого Максима Исповедника, и сегодняшние главы продолжают тему прошлой беседы – тему любви к ближнему. Но если раньше мы говорили о самых общих положениях, то здесь начинается конкретизация.
Несмотря на то, что все эти главы написаны блоками, состоящими из нескольких глав, но есть и рефрен, как припев в песне – самые главные положения, которые пересказываются разными словами для того, чтобы их не забывать. И вот наш сегодняшний отрывок с этого начинается:
«21. Сохраняющий тело свое неуслажденным (свободным от наслаждений) и безболезненным имеет в нем соработника в служении лучшему.»
То есть с болезнью сравнивается и получение телесных удовольствий. Кто получает телесные удовольствия, тот получает что-то вроде болезней. Кто от них ограждается, а также от того, что люди называют болезнью, что бывает от всякой неумеренности в жизни, в том числе от неумеренной аскетики, тот имеет в своем теле соработника в служении лучшему.
То сеть как надо держать свое тело? Его надо удерживать и от болезней всяких лишних, и от того, чтобы оно получало много удовольствий. И далее тоже:
«22. Бегающий всех мирских похотей поставляет себя выше всякой мирской печали.»
Почему мы оказываемся не выше мирской печали, почему она нас захватывает? Причина одна и та же: мы не бегаем всех мирских похотей. Может быть, от двух бегаем, а от всех остальных уже нет. Мирская печаль всегда является проявлением того, в чем у нас дурная привязанность к мирскому.
И следующая глава о любви к ближнему теперь с конкретизацией:
«23. Любящий Бога непременно и ближнего любит. А таковой не может беречь имение, но боголепно распоряжается им, подавая каждому требующему (нуждающемуся).»
Что значит боголепно? Так, как соответствует Богу, как подобает Богу. Отношение к вещам, которые нам принадлежат, должно быть таким же. Мы должны делать так, как Бог, который распоряжается вообще всем миром, подает всем нуждающимся так, как Он считает нужным. Здесь надо добавить, что подразумевается рассуждение – любая добродетель не будет добродетелью без рассуждения.
Мы должны подавать нуждающемуся боголепно – определять, в чем он на самом деле нуждается. Люди могут просить о том, что им на самом деле совсем не полезно – мы это все понимаем. Какие родители будут выполнять все просьбы детей? Тут должно быть рассуждение – что выполнять, а что не выполнять. И рассуждение о пользе должно быть не только по отношению к детям.
Важно, что человек не должен смотреть на материальные ресурсы, которыми он располагает, как на свою собственность, а он должен, подобно Богу, их раздавать всякому нуждающемуся. И дальше будет объясняться, что это такое:
«24. Тот, кто творит милостыню, подражая Богу, не знает различия между злым и благим, между праведным и неправедным в потребностях телесных. Но всем равно разделяет, соразмерно с нуждою; хотя добродетельного, за благое расположение воли его, предпочитает порочному.»
То есть он знает о различиях, но в потребностях телесных не знает – это для него неважно. В добродетельном есть его благое расположение, почему его можно предпочитать порочному, но в отношении материальной помощи это все неважно. Тут люди все одинаковые, надо сообразовываться с их материальной потребностью. И дальше продолжается:
«25. Как Бог, по естеству благий и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом ("свободой выбора", гномической волей), а порочного милует по благости Своей, и, наказуя (обучая) в веке сем, обращает его: так и человек по своей (гномической) воле благой и бесстрастный любит равно всех человеков, – добродетельного по естеству, и за благое произволение, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего.»
То есть по естеству мы любим всех людей, независимо от того, какого они нрава. И если они благого нрава, то мы еще и за это их любим и доверяем им, выстраиваем отношения определенным образом, а других мы жалеем, если они не такого нрава, но тоже стараемся делать для них что-то полезное, как и Бог старается сделать что-то такое, чтобы они вразумлялись. Но если мы не можем для них сделать ничего такого, то можем, по крайней мере, пожалеть.
Но это касалось во многом материальной милостыни, которая, конечно, происходит от любви к ближнему. Но это не главное, не лучшее, хотя необходимое проявление этой любви. И вот он продолжает:
«26. Не раздаянием только имения оказывается (т.е. обнаруживает себя, обозначает себя, подает признаки) расположение любви, но еще более преподанием слова Божия и телесным служением.»
Итак, есть три вида помощи ближнему: материальная милостыня, о которой было столько говорено; но гораздо выше нее – преподание слова Божия и телесное служение. Что такое телесное служение, которое не является материальной милостыней? Это какая-то помощь вроде ухода за больными и не только больными. В духе этой главы оптинские старцы говорили в ΧΙΧ веке, что кто ухаживает за лежачим больным, тот совершает великий подвиг, что за это даются венцы. Так же говорилось про лежачих больных и в древнем монашестве – там тоже были такие монахи, за которыми другие монахи ухаживали.
Но телесное служение – вещь, конечно, необходимая, но монахи не должны предпочитать телесное служение тому, что составляет суть монашества, а миряне должны сообразовываться с тем, какие у них обязанности. Почти у всех и так есть большие обязанности по телесному служению разным ближним, и нельзя всем служить одинаково — приходится служить кому-то больше, кому-то меньше, — поэтому тут нужно некое рассуждение.
И наконец, последнее:
«27. Подлинно отрекшийся мирских вещей, и нелицемерно из любви служащий ближнему, скорее освобождается от всякой страсти, и становится причастным Божественной любви и Божественного ведения.»
Вот какой самый главный смысл для нас во всем этом служении ближнему. Надо понимать, что в служении ближнему главное – это не ближний. Вот в чем отличие христианства от гуманизма. Это способ достижения Бога. То есть Бог всегда главный. Действительно, метод этот хороший, потому что, при прочих равных, как замечает святой Максим, те, кто служит ближним, достигают преуспеяния в ведении Бога скорее, чем те, кто не служит. Конечно, каждый выбирает с рассуждением то, что ему полезно.
Итак, самое главное проявление нашего отношения к ближним, которое должно по естеству быть равно к благим и злым, – это материальная помощь, телесное служение, преподание слова Божьего. Но кто из нас что может из этого предпринять и в каком случае, можно понять, только используя дар рассуждения. Если нам его не хватает, то надо с кем-то посоветоваться. Не надо ко всем подряд лезть со своей помощью, особенно с преподанием слова Божьего, — как любят наши православные, потому что этого добра им совершенно не жалко, им кажется, что у них его полно. — Конечно, это не надо делать. Надо аккуратнее помогать ближнему.
Епископ Каменский и Камышловский Мефодий призвал прихожан приходить в храмы, несмотря на пандемию коронавируса, так как «мы все равно умрем, днем раньше - днем позже», а в храме можно заразиться только «вечной жизнью»
Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион заявил, что отказывается признавать существование иных цивилизаций за пределами Земли, и приравнял инопланетян к бесам.
По словам представителя РПЦ, в Священном Писании не сказано ни слова о пришельцах. Следовательно, их не существует.
Митрополит Иларион, рассуждая на эту тему, вспомнил о книге известного богослова Русской зарубежной церкви иеромонаха Серафима Роуза «Православие и религия будущего». В произведении описано несколько историй о том, как люди сталкивались с НЛО. Серафим Роуз сравнивает в книге эти рассказы с историями о явлении человеку бесов.
Он доказывает, что те люди, которые якобы видели инопланетян, они как раз видели тех самых демонов, в существовании которых многие сейчас отказываются верить, — заявил митрополит в эфире телеканала «Россия 24».
Вот какой продвинутый митрополит... Про инопланетян слышал...
Коронавирус ниспослан людям за грехи мира, забывшего про Бога, считает настоятель храма святителя Алексия в Рогожской слободе, кандидат биологических наук Владимир Духович.
«Мы должны прекрасно понимать, что это не просто болезнь. Я абсолютно убежден, что эта болезнь сейчас ниспослана людям за грехи мира, забывшего про Бога. И никогда не надо думать, что это за грехи кого-то другого — это и за твои собственные грехи. И надо это принимать именно так»
По мнению Духовича, в том, что распространение вируса пришлось на Великий пост, есть особенный «духовный смысл». Это время дано людям для осмысления их греха.
Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской православной церкви считает уместными мозаики с изображением первых лиц государства и Иосифа Сталина в главном храме Вооруженных сил РФ
Настоятель Среднеуральского женского монастыря схиигумен Сергий (Николай Романов) проклял всех, кто поддерживает закрытие храмов из-за пандемии коронавируса. Заявление прозвучало во время его проповеди, запись которой размещена на YouTube.
Сергий заявил, что за закрытием храмов скрывается малодушие и трусость. Он предложил всем, кто предлагает самоизолироваться и общаться с богом онлайн, запретить ходить в церковь, а лучше выселить их «в Биробиджан или на остров Мартиника, либо на остров Спиналонга». Такое решение, по мнению настоятеля монастыря, способствует завершению коронавирусной эпидемии, которую он назвал несуществующей.
Представители епархии РПЦ в Уфе в переписке обозвали прихожанина, который спросил, уместно ли торговать водой из автомата на территории у храма, сообщает «Подъем» в Telegram-канале.
Россиянин адресовал свой вопрос епархии на электронную почту. Там ему написали, что «всякими глупостями не занимаются». «Всяким шизофреникам и придуркам не обязаны давать ответы», — добавили в письме.
Свердловский схиигумен Сергий (Романов), попавший под суд после призывов о неподчинении церковному руководству и властям, заявил, что патриарху Кириллу и двум митрополитам следует сложить полномочия.
"Патриарху Кириллу, митрополитам Иллариону, Кириллу и многим другим до церковного суда надо сложить свои полномочия. Попишите во все церковные суды о привлечении их к ответственности", - сказал он в видеозаписи, опубликованной на одном из Youtube-каналов в пятницу.
Схиигумен также добавил, что до решения церковного суда будет "поминать только правоверных патриархов и архиереев, в РПЦ они есть".
Как сообщалось, ранее получила распространение видеозапись выступления схиигумена, где он назвал пандемию коронавируса мифом и призвал к неподчинению церковному руководству и властям. Среди прочего отец Сергий проклял тех, кто закрывает храмы во время пандемии, и предупредил о создании "электронного лагеря сатаны".
Затем появилась другая видеозапись выступления схиигумена, где он призывает открывать храмы и говорит об угрозе чипирования, которое для большинства якобы окажется смертельным.
Схиигумен проклял тех, кто закрывает храмы во время пандемии COVID-19. Екатеринбургская епархия запретила схиигумена в служении и лишила права ношения наперсного креста.
По-моему, возвышенный образ жизни как-то плохо сказался на этом схиигумене и привел его к излишней экзальтации. Как сказал бы основатель его религии: кто не может вместить, да не вместит.
асельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Герман (Чесноков) умер после заражения коронавирусом. Об этом сообщается на сайте обители.
В сообщении говорится, что архимандрит умер от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. «Братия обители скорбят о потере отца Германа и просят молитв о новопреставленном рабе Божием», — сказали в монастыре.
Священнослужитель известен обрядами экзорцизма, которые он проводил в Петропавловском храме рядом с лаврой. В православной традиции их называют отчитками или чином исцеления одержимых нечистыми духами.
Опальный священник Сергий (Романов), которого также называют бывшим духовником депутата Натальи Поклонской, заявил о ее прелюбодеяниях, назвав их показателем того, что церковь погрязла в ереси и разврате.
Обращение клирика к митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому опубликовал его пресс-секретарь Всеволод Могучев на своей странице во «ВКонтакте».
— Но недавно Папа Римский якобы заявил, что он не против однополых браков, но впоследствии Ватикан отказался от такого заявления, сказав, что его слова неправильно трактовали. При этом не секрет, что в рядах католиков немало сторонников однополых браков. Поддерживаете ли вы такое и возможна ли легализация однополых браков в Украине?
— Я категорически против, потому что Господь за этот грех уничтожил Содом и Гоморру. И я должен защищать божественное учение, а не приспосабливаться к тому, как грешные люди искажают нормальный образ жизни. Я к этому не должен приспосабливаться, я не приспосабливался к советскому безбожию, поэтому выступаю против и однополых браков и всего, что делается против христианского и нравственного учения. И поэтому, если бы Папа не отказался бы от того, что он поддерживает эти однополые браки, то скажите — какой он непогрешимый? Он считает, что он непогрешим, а тут грех называет добром. И я рад, что он отказался от этого, потому что не может не только Папа, а любой епископ или христианин принимать это учение, потому что это противоречие божественному учению.
— А в Украине такое возможно? То есть, не исключаете ли Вы, что такое может быть легализовано на законодательном уровне?
— Мы будем бороться до последнего, чтобы такого не было. Когда мне в Европейском парламенте задавали такой же вопрос, я ответил, что Украина никогда не согласится на это. И если у нас Верховная Рада будет выступать за однополые браки, то мы не будем выбирать таких депутатов.
— Надо знать, что коронавирус имеет не естественное происхождение, а человеческое происхождение. Так говорят исследования и ученые. То есть, коронавирус придумали люди и выпустили его. Бог попустил. И возникает вопрос, почему Бог попустил такое зло, как коронавирус, который захватил собой весь мир? Причем мгновенно. Бог попустил для того, чтобы с одной стороны наказать за различные грехи, а с другой — чтобы обратить людей к себе. Когда человек страдает от коронавируса и чувствует, что может умереть, будет ли он обращаться к Богу? Будет. И, несмотря на то, что он готов умереть, но умереть с Богом. Так вот, для того, чтобы обратить людей к себе, Господь попускает это, а других наказывает за разные грехи, в том числе и за эти однополые браки. Но грехов много. Ну, например, коррупция — грех? Не меньший, чем однополые браки.