Почитал, Владимирович, Пелевина.Чапаев и Пустота. Лет пять назад я уже начинал читать этот роман, но почему-то бросил - хотя текст мне и тогда понравился. А сейчас все-таки приступил опять к чтению, увлекся, дочитал до конца и, откровенно говоря, дня два потом пребывал в состоянии своего рода приятного шока. По-моему, сильная вещь.
Почитал, Владимирович, Пелевина.Чапаев и Пустота. Лет пять назад я уже начинал читать этот роман, но почему-то бросил - хотя текст мне и тогда понравился. А сейчас все-таки приступил опять к чтению, увлекся, дочитал до конца и, откровенно говоря, дня два потом пребывал в состоянии своего рода приятного шока. По-моему, сильная вещь.
Я какбе не хочу, упаси Господь, кому то что-то рекомендовать...
Но вот посты подобного рода от гостя с очередным новым ником очень рискуют быть в дальнейшем снесенными автоматически в мусор, особенно на фоне последней атаки спамеров на наш форум.
Повторяю свой пост о Бакине - может я его не запостил? Или почему-то его стёрли?
Есть замечательный писатель Бакин, имхо гораздо более сильный, чем Пелевин(которого я ставлю очень высоко). Но после великолепного сборника "Страна происхождения" он вроде завязал
Мальчишкой двенадцати лет он пришел в поселок со стороны поля, так что река была у него по левую сторону, а лес по правую, и прежде чем попасть в поселок, прошел через кладбище без ограды по тропинке, усыпанной речным песком, и его босые ноги, нечувствительные к острым камням и битому стеклу, чувствовали неизменный холод земли. Он пересек пустырь, миновал дом на отшибе, не постучавшись, потому что знал - на отшибе живут угрюмые, жесткие люди, готовые к бегству,- миновал второй дом, потому что тот был слишком велик, миновал обломки третьего дома, а в четвертом был принят грязным одноруким мужчиной и крепкой подслеповатой женщиной, семнадцать лет бездетности ожидавшими прихода Иисуса Христа. Некоторое время они молча смотрели на него, потом ушли в соседнюю комнату и о чем-то тихо говорили, потом вернулись. Однорукий мужчина сел за стол, а женщина стояла сбоку и смотрела в стену. Мужчина спросил - ты откуда?; он молчал, глядя мужчине в грудь; мужчина сказал - ты родился в этом доме до войны; глядя мужчине в грудь, он сказал - нет; мужчина поднял руку и указательным пальцем ткнул в сторону незастеленной кровати - вот здесь; он сказал - нет; муж чина хмуро сказал - ты родился двенадцать лет назад, тебе двенадцать лет, ты родился в августе; женщина, по-прежнему глядя в стену, сказала - в первое воскресенье сентября; мужчина повернул к ней застыв шее, сосредоточенное лицо, челюсть его задвигалась, потом отвернулся и сказал - в сентябре; он сказал - нет; мужчина встал и сказал - точка.
Наутро он был умыт, подстрижен, накормлен супом из крапивы и прибит гвоздями к фамилии Бедолагин. Три раза он пытался бежать из дома одноруко го мужчины и подслеповатой женщины и три раза был пойман - два раза в лесу, где ел улиток после дождя, отыскивая их под камнями или отдирая от на мокших коряг, и один раз на железнодорожной станции, где ждал поезда, не заметив, что рельсы разобраны. После этого он больше не пытался бежать, молча делал все, что просили, старательно избегая смотреть на людей. Однорукий мужчина как-то сказал - ему стыдно за нас. Но женщина сказала, что это - смирение.
Когда военнопленные немцы уложили рельсы на новые деревянные шпалы и укрепили насыпь там, где она была разрушена взрывами бомб, и путь к бегству был открыт для каждого, умер однорукий мужчина. Перед тем, как умереть, он две недели не вставал с кровати, если не считать тех редких случаев, когда вы ходил на улицу по нужде, что случалось все реже, по мере приближения смерти, потому что он ничего не ел и не пил. Под двумя одеялами и рыжей от сырости шинелью, под туго натянутым чехлом высохшей кожи его кости не чувствовали ни жары, ни холода - как раз тогда он сказал женщине, что человек чувствует жару и холод костями и голод и жару костями. Больше он ничего не сказал, потому что имел полное право забыть значение всех слов. Руководимый теми, кто дав но умер, он подчинил каждую клетку своего организма стремлению к смерти, отказываясь от лекарств и целебных настоек, которые пыталась влить в него женщина в минуты забытья.
Сидя в углу и все еще чувствуя себя чужим, Бедолагин-младший впервые с тех пор, как пришел в посе лок со стороны поля и попал в этот дом, открыто, не пряча глаз, разглядывал подслеповатую женщину и однорукого мужчину, который умирал. Женщина говорила что-то мужчине глухим, мрачным голосом, звучавшим неторопливо и размеренно, точно бой часов, а потом поняла, что он ничего не ответит, потому что не понимает больше человеческих слов. Она выпрямилась, медленно отошла от кровати и посмотрела на Бедолагина-младшего. Он смотрел ей в лицо и в глаза, не отводя взгляда, ибо знал уже, что останется в этом доме навсегда и займет место однорукого мужчины по неписаному земному закону, когда жизнь занимает место, освобожденное смертью, и на нее обрушивается наследство.
Бедолагин-младший, который стал просто Бедолагиным и открыто смотрел на людей, не пошел на кладбище, куда понесли однорукого мужчину, подняв на гребень волны одинокого плача, после того, как бабка, проживавшая на отшибе, обмыла его и побрила, припудрив синие щеки пыльцой красного цветка. Но те, которые несли однорукого мужчину, и те, которые сопровождали гроб, не могли избавиться от уверенно сти, что Бедолагин-младший следует за ними, прячась в подворотнях, перебегая от дерева к дереву, от дома к дому, а потом, спрятавшись за могилами, следит, как они его хоронят"
Я оборвал на полуслове - дальше можете сами читать
Влияние Платонова очевидно, и столь же очевидно, что это не подражание, а просто он перенял форму, подходящую для того, что ему надо сказать.
Два больших рассказа Дмитрия Бакина были поочередно опубликованы в «Огоньке» эпохи «перестройки» (когда тираж этого журнала превышал два миллиона экземпляров). Эти рассказы были внимательно прочтены самым массовым читателем и вместе с тем произвели потрясающее впечатление на чутких ценителей литературы. Вышедшая в приложении к тому же журналу тоненькая книжечка Бакина закрепила первоначальное ощущение: в русской прозе появился новый значительный мастер. Притом - очень молодой, и эти ошеломляющие рассказы пред положительно - только начало….
В творчестве Бакина сочетаются огромный и трагический жизненный опыт, глубокое знание людей и обстоятельств, высокое словесное мастерство. Его речь одухотворенна, экзистенциальна, многосложна. Одними и теми же словами писатель говорит о разных сторонах бытия, и это - первый признак немалого дарования. Говорится же всегда о самом главном…
Фигура Д. Бакина в современной русской литературе таинственна. Очевидно, его жизнь отягощена заботами, необходимостью тяжелым трудом добывать для семьи хлеб насущный. Известно, что писатель работает водителем грузовика (эту профессию он, вероятно, приобрел еще в годы военной службы, описанной в одном из рассказов). По собственному признанию Бакина у него «мало времени для литературы». Его публикации эпизодичны, полного признания еще нет. Отрадное исключение - книга, изданная во Франции… Образ жизни Бакина в передаче радиостанции «Свобода» назван «литературным самоубийством». Тем не менее, все на этот день изданные произведения Бакина являются бесспорным литературным фактом. Как не вспомнить слова одного американского критика, который в 20-х годах на семинаре «Задачи американской критики» заявил, что у американской критики - одна задача: всемерная поддержка молодого Уильяма Фолкнера.
Русская проза - одно из величайших явлений мировой культуры. В советские годы ее уровень катастрофически понизился; можно назвать только нескольких больших писателей, сумевших осуществиться, вопреки нажиму «советизма». Десятилетие назад русская литература потеряла Юрия Казакова, последнего писателя еще в какой-то мере соотносимого с мастерами начала века. Все остальное - отдельные удачи… Впрочем, и во всем сегодняшнем мире мало по-настоящему крупных прозаиков, сравнимых с нобелиатами первой половины века. Теперь получается так, что премия Нобеля чаще дается стране, чем действительному гению. Поэтому каждое (столь редкое в наши дни) открытие действительно незаурядного дарования - мировое культурное событие и общая надежда.
Когда-то о Поле Валери было сказано, что он вошел в Академию, не будучи «обременен литературой». Действительно: горстка стихотворений, и - первый поэт Франции!.. Тем не менее все же существует закон относительного количества. Качество сделанного Бакиным высоко, и уже существующие его рассказы останутся в русской литературе. Если ему удастся при том же качестве дать количество, он станет великим писателем."
Я тут далеко не со всем согласен, но с окончанием помню когда прочёл сборник(лет 10 назад) помнится согласился: потенциально великий писатель, но уже сейчас - очень большой.
Насколько в курсе, больше он ничего не написал
"На четвертый день дождя Раталов, напившись в дым, встретит крупную, невозмутимую женщину с бесстрастным, загорелым лицом, длинными, черными волосами, тихим спокойным голосом и сумрачным взглядом. Он никогда не вспомнит, как они встретились и как он оказался у нее в доме - Жиган скажет ему, что он вышел на улицу по нужде и не вернулся. Раталов проснется в маленькой, незнакомой комнате, под сумрачным взглядом невозмутимой черноволосой женщины. За вытянутой, отталкивающей рожей Раталова, перебитым носом, гнилыми зубами и скошенной челюстью, она сумеет рассмотреть его истинное назначение - творить добро, сумеет рассмотреть детскую способность верить в сказки, если их достоверно рассказать - способность, которую так и не успели вытоптать в нем другие женщины. Она накормит его и, убирая со стола, коснется грудью его затылка, а рядом будет крутиться ее смуглый семилетний сын, хитрый и злой, как самка.
На пятый день дождя Раталов соберет шмотки и перейдет жить к ней.
Он проживет у нее два месяца, в течение которых о чем не попросит. Под ее сумрачным взглядом он починит покосившийся от дождя и ветра забор и выкрасит в синий цвет, не думая о том, что когда-нибудь краску смоет дождь, а забор разнесет ветер; одержимый стремлением делать навечно, одержимый ненавистью к самоуничтожению и жизни на из нос и растлению до срока, возомнив себя художником эпохи Возрождения, своим появлением изгонит миражи запустения, спилит старую, изъеденную червями грушу и наколет дров на десять зим, поставит новую конуру облезлой собаке, а она бросится на него движением едва уловимым для глаз, на наэлектризованное движение василиска, но ее опрокинет цепь; укрепит готовый рухнуть сарай, на деньги за проданный бензин и привезенный соседям уголь купит ребенку какую одежду, набор игр и плюшевых зверей, забьет полки погреба консервами, купит оранжевую и голубую скатерти, купит вазу для цветов, расписанную танцующими фигурами, твердо зная, что чем бы все ни кончилось, эти дни будут лучшими в его жизни.
Изредка встречаясь с Брагиным и Жиганом, он узнает, что Шадрину сделали операцию, а потом отправили домой - забудет, погруженный в возрождение Возрождения, и вспомнит о Шадрине лишь один раз за два месяца, лежа на узком жестком диване рядом со спящей черноволосой женщиной, под картиной, на которой высоко в горах охотился леопард, в минуту, когда ночь будет бродить в нем, обкрадывая душу.
Потом, когда Раталов, рожденный творить добро, выйдет из тюрьмы и поймет, что покой и опустошенность - одно и то же, он будет часто вспоминать Шадрина, рожденного для тюрем и войн, истратившего чудовищные запасы силы и ярости на борьбу с самим собой и бесславно пораженного язвами и раком.
Вернувшись к прежней жизни, он вспомнит многое другое.
Они мало разговаривали между собой - он молча чинил, красил, укреплял, а она молча раздевалась, сумрачно глядя на него, и ложилась с ним в постель.
Он привез ей уголь, щебень, который потом смешал с цементом и укрепил порог. Привез овес и зерно, работая на элеваторе.
Впоследствии, когда соседям надоело смотреть, как невозмутимой, черноволосой суке достается даром то, за что они вынуждены платить, и кто-то заявил на Раталова, уголь и щебень сошли ему с рук, а овес и зерно расценили, как хищение государственного имущества, а продажу бензина, как спекуляцию государственным имуществом с целью личной наживы."
Да, я то же самое скачал, и тоже про Платонова вспомнил. Надо бы самого Платонова перечитать. Стыдно сказать, с 19-ти лет не перечитывал, хотя он мне вставил тогда дико.
Grigoriy wrote:
Влияние Платонова очевидно
Да, я то же самое скачал, и тоже про Платонова вспомнил. Надо бы самого Платонова перечитать. Стыдно сказать, с 19-ти лет не перечитывал, хотя он мне вставил тогда дико.
оглянитесь на улицу
- тут мы либо - читатели чевенгура, либо считатели скорости быстрее света, либо еще какая нибудь херня
Прочёл "Там" Анны Борисовой(Борис Акунин). Неровная, но хорошая вещь, местами очень сильная. Особенно замечателен Вада - человек, проживший жизнь в 3 страсти
1. Стать японцем(он маньчжур) - достигнуто подвигами и самоотречением
2. Стать богатым - достигнуто умом, упорством и самоотречением.
3. Самая сильная - после того, как его дети и внуки погибли в авиакатастрофе по пути на курорт(он задержался в Токио по делам) - умереть. Это заняло 17 лет - никогда он так не следил за своим здоровьем - уступить страсти в этот раз было бы слабостью и порчей кармы.
Всех с Всемирным Днем Книг! А вы какую книгу сейчас читаете? pic.twitter.com/Otrsh4m2ro
Я читаю Маркеса и еще мемуары пианиста Андрея Гаврилова.А вы???
Читаю Автобиографию Донцовой; невероятно здорово! всё замечательно интересно, но особенно выделю упоминания о поддержке, оказанной ей разными людьми в трудные минуты - Ниной Петровной Хрущёвой, Никитой Михалковым( в момент похорон отца), вдовой Катукова, безвестной женщиной в метро, коллегами по Вечёрке, ... book-online.com.ua/read.php?book=1319
Вы, знаете, Григорий, я сейчас читаю с сыном Трех мушкетеров, и у меня возникла - вероятно, сумасбродная - теория, объясняющая странное стремление публики к идеализации этих героев, описанных автором, в общем-то, вполне реалистично. Дело в том, что они - не аморальны, как та же миледи, а воплощают другую, языческую, дохристианскую мораль, мораль в первую очередь древней военной аристократии, и именно притягательность этой исконной, вытесненной христианством морали и делает их настолько для публики привлекательными.Заранее говорю - защищать эту теорию в дискуссии я не готов, поскольку она возникла у меня в голове буквально минуту назад и проверку временем не прошла.
А я разве спорю?! Ссылкой порадуете?
Единственно, я говорил, что даже по меркам морали военной аристократии Д Артаньян (да и его товарищи) - законченный мерзавец. Если порка вместо зарплаты в "мораль" аристократии укладывается, то нарушение присяги, клевета на дворянина(письмо миледи от имени де Варда) и способ, каким Д Артаньян попал в постель Миледи - не укладывается. Зато в гогентотскyю - да, вполне.
Единственно, я говорил, что даже по меркам морали военной аристократии Д Артаньян (да и его товарищи) - законченный мерзавец.
При чтении этих книг надо все-лишь правильно расставить приоритеты, представлять, что эпоха была иная и знать, что идеальных людей нет.
И вот тогда, вместо гадостного ощущения, которое Вы, Григорий, испытываете от одной из великих книг человечества, появится совсем другое.
Долг дворянина, как и самурая, это служба сюзерену. Увы, в те времена, кандидатов в сюзерены было больше, чем до хрена.
И четыре мушкетера выбрали себе Королеву. Пусть неверную, неблагодарную, но Королеву. И служили ей до конца жизни.
И когда ее надо было спасти, они нарушили присягу, ибо присяга - это другой сюзерен.
Заодно сохранив королевский брак и предотвратив этим возможную войну с Испанией.
Что по сравнению с этим порка слуги, утомившего своим занудством, не вошедшая, кстати, ни в один фильм? Притом, слуга после этого проникся к господину уважением и перешел в конструктивное русло.
Эпизод с постелью миледи опять же издержки рыцаря плаща и кинжала, ибо работал в этот момент ДАртаньян Штирлицем
Да и все мелкие юношеские шалости к сорока годам практически исчезли и они превратились в трех Брюсов Уиллисов и одного Шварценегггера (Портос)
И даже "вредный" поначалу граф Рошфор оказался потом вполне нормальным парнишей.