Министерство образования и науки представило в правительство и разослало по федеральным ведомствам расчеты, согласно которым без работы с 2011 по 2015 г. могут остаться около 100 000 преподавателей вузов, рассказывают чиновники Минфина и Минобрнауки. Такая проблема действительно есть, она связана с сокращением рождаемости в 1990-х гг., признает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков: «Из-за демографической ямы того времени мы и получим сокращение абитуриентов в ближайшем будущем». Если в этом году у нас около 7 млн абитуриентов, то в 2015 г. будет 4,5 млн, посчитало Минобрнауки. Представитель Минобрнауки от комментариев отказался.
Будет хороший повод посокращать вузы, у правительства давно руки чешутся. Оставят несколько федеральных университетов, заодно и расходы можно сократить.
Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.
У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни - тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?
Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо и вместе с ним - чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?
Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов - пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.
Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»
Эту тему Капица некоторое время назад обсуждал с Арнольдом на ТВ. Арнольд вместе с ним возмущался проектом новой учебной программы, где были изъяты из школьной программы целые разделы математики и физики (химии тоже). Тогда же Арнольд рассказывал, что пожаловался американским коллегам ученым на эти процессы, на что в ответ услышал, что американская интеллектуальная элита тоже в свое время (гораздо раньше) поднимала этот вопрос и сенаторы им ответили: великой Америке нужен электорат и потребители, а не философы.
Мой приятель дОцент, преподающий информатику (защищал степень по радиофизике), для вразумления студентов, которые пытаются с сети скачивать курсовые, контрольные, дипломы и за взятки сдавать экзамены, показал им видео этой беседы. При этом добавил, что если студенты думают, что они такие хитрые, что получают дипломы ничему не научившись, то ошибаются: это государственная программа подготовки дебилов для удобства управления стадом. Многие призадумались.
- Я специально просчитал, какое финансирование приходится на исследователя в Академии наук России и в аналогичных организациях в Западной Европе, к которым относятся Центр национальных научных исследований во Франции и институт имени Макса Планка в Германии. Оказалось, что на исследователя в академии приходится в 8-9 раз меньше денег и точно в такое же количество раз меньше его продуктивность.
О чем это говорит? Только о том, что единица продукта на открытом рынке стоит примерно одинаковую сумму, независимо от того, где он произведен - в Германии или в России. Ведь основные затраты - примерно 80 процентов - идут на приобретение оборудования и материалов, которые производятся фирмами-монополистами и стоят в России даже дороже, чем за рубежом.
Поэтому конкурентоспособность Академии наук России в первую очередь зависит от политического решения об уровне финансирования. Если завтра правительство увеличит финансирование в десять раз, мы сможем конкурировать с Германией или Францией. Чтобы стать конкурентами США, надо вложить еще больше денег.
Академик Угрюмов: трудно ожидать конкурентоспособности от российской науки, когда по уровню финансирования она отстает от Запада в 10 раз.
При нынешнем бизнес-климате все достижения фундаментальной науки будут использоваться лишь более развитыми технологически странами. Нужна своя крепкая прикладная наука, которая будет кормиться передовыми идеями. Южная Корея вообще обходится без фундаментальной науки, зато с прикладной у нее проблем нет. Шустрые донельзя.
. Только время и подъём экономики вернут деньги в науку, а до тех пор можно её любить и заниматься за бесплатно
Понятное дело.
Крыс написал(а):
При нынешнем бизнес-климате все достижения фундаментальной науки будут использоваться лишь более развитыми технологически странами. Нужна своя крепкая прикладная наука, которая будет кормиться передовыми идеями. Южная Корея вообще обходится без фундаментальной науки, зато с прикладной у нее проблем нет. Шустрые донельзя.
Да, но без промышленности не получится. Нефть проще продавать.
все достижения фундаментальной науки будут использоваться лишь более развитыми технологически странами
Почти все достижения с технологическим значением можно считать прикладными, хотя некоторые могут быть довольно дорогими при реализации, наверное они и фундаментальны
На фоне разговоров о модернизации происходит сворачивание грантовой системы.
Открытое письмо Президенту Российской Федерации
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Вы, как и другие руководители государства, не раз говорили о важности науки для создания в нашей стране высокоразвитой экономики. За последние годы, не раз и не два, наука называлась в числе основных государственных приоритетов. Произносится немало правильных слов о необходимости повышения эффективности вложения средств в науку, проведения открытых и честных конкурсов, отказе от финансирования вывесок и т.д.
Однако действия органов власти часто не имеют с правильными словами ничего общего. Важнейшие решения принимаются в закрытом режиме на основе согласования ведомственных, а иногда и персональных интересов. Предложения и требования самих ученых не принимаются во внимание, несмотря на обещания с высоких трибун. Утверждения, что планы правительства открыты и широко обсуждаются научной и образовательной общественностью, не соответствуют действительности. Доказавшие свою эффективность системные механизмы подменяются временными мерами. О принятых ранее решениях быстро забывают, не обеспечивая их нормального выполнения.
Необходимо изменить систему выработки и принятия решений, иначе чиновничья имитация полезной деятельности добьет российскую науку. Но некоторые простые и понятные шаги в области конкурсного финансирования науки следует предпринять прямо сейчас. Эти шаги не требуют вложения десятков миллиардов рублей и будут не на словах, а на деле способствовать повышению эффективности научных исследований.
Одна из острых проблем связана с положением ведущих научных фондов. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) являются сегодня наиболее эффективными из государственных организаций, финансирующих научные исследования. Выделяемые ими средства направляются на финансирование наиболее результативных научных групп независимо от их ведомственной принадлежности. При поддержке РФФИ и РГНФ работают тысячи научных групп. Однако бюджет фондов резко сокращен; средний размер грантов РФФИ и РГНФ сейчас недопустимо мал. Кроме того, нынешняя редакция Бюджетного кодекса РФ ставит под угрозу нормальную работу фондов после 2010 г.
Одновременно с этим, без проработки ключевого для успеха дела момента - деталей организации конкурсов и экспертизы, - учреждается новая система распределения больших грантов для стимулирования создания сравнительно небольшого числа новых научных групп в ВУЗах. На это выделяются деньги, сравнимые с суммарным финансированием всех проектов РФФИ. Таким образом, поддержка тысяч успешно работающих научных групп оказывается менее важной, чем поддержка групп, которые еще даже не созданы. Трудно понять логику тех, кто принимал такое решение.
Другой серьезной проблемой является распределение средств на исследования и разработки в рамках госзаказа: Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. практически не учитывает специфики научно- образовательной сферы, что самым негативным образом сказывается на эффективности принимаемых государством мер. Из-за этого, в частности, ФЦП Научные и научно-педагогические кадры инновационной России, принятая для решения острейшего кадрового вопроса в научно-образовательной сфере и высокотехнологичной индустрии, работает год от года всё менее эффективно. Те же недостатки присущи и конкурсам, проводимым в рамках других ФЦП, ориентированных на развитие научно- технического потенциала нашей страны. Обещания внести необходимые изменения в Федеральный закон № 94-ФЗ пока не выполнены, а разрабатываемые чиновниками поправки в закон не позволят существенно изменить ситуацию к лучшему.
Мы рассчитываем, что Вы обратите пристальное внимание на степень проработанности и согласованности принимаемых решений в сфере науки и образования. Ситуация не изменится к лучшему, пока научная общественность не будет оказывать реального влияния на подготовку таких решений. Необходимо, в частности, чтобы при проведении любых конкурсов определяющую роль в разработке регламентов, выработке критериев оценки и проведении экспертизы играли активно работающие ученые, а не чиновники.
В качестве первого шага мы призываем Вас дать поручение обеспечить нормальную деятельность научных фондов и увеличить их бюджет минимум в два раза уже в следующем году, а также внести поправки в Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г., которые отражали бы специфику научно-образовательной сферы.
Профсоюзы российской Академии наук в октябре намерены провести масштабную акцию протеста для привлечения внимания к проблемам в области фундаментальной науки. Ученые будут митинговать в крупных городах России. Последняя из этих акций протеста будет проведена у здания правительства РФ в Москве, заявили представители профсоюза РАН на пресс-конференции в Екатеринбурге.
Представители науки требуют отставки министра образования и науки РФ. По их мнению, именно на Сергее Фурсенко лежит ответственность за плачевное состояние, в котором оказалась российская фундаментальная наука.
Лично для себя ученые ничего не требуют. Раньше мы просили зарплат, стипендий. Теперь мы просим: дайте нам условия для работы в интересах страны. Нам нужны деньги на оборудование, на содержание институтов. Мы требуем качественного увеличения финансирования российской науки, и в первую очередь - обновления материально-технической базы, - говорится в заявлении академиков.
Еще одно материальное требование к государству касается стипендий для аспирантов. В настоящий момент ее размер составляет всего 1,5 тыс. рублей. Ученые настаивают, что ее базовый уровень должен вырасти более чем в пять раз. Из-за этого приток молодых ученых в российскую науку практически приостановился, они предпочитают покидать страну.
На выездном заседании в столице Урала обструкции также была подвергнута идея о строительстве научного центра в Сколкове. Вокруг Москвы есть масса академгородков, куда можно вложить деньги и привлечь молодых специалистов. Если они надеются на зарубежных ученых, то это не поможет, - приводит Московский комсомолец слова одного из профсоюзных лидеров РАН Анатолия Попкова.
В 2009 г. финансирование Академии наук в связи с кризисом сократилось на 15%. В бюджете на следующий год объем средств, выделяемых на фундаментальную науку стал меньше еще на 10%. Ранее денежный дефицит РАН покрывала за счет Российского фонда фундаментальных исследований, но и он был упразднен несколько месяцев назад. В настоящий момент бюджет Академии наук составляет 49 млрд рублей, из которых 31,5 приходится на центральную часть и 17,5 млрд - на региональные отделения.
В эти выходные в рунете обсуждали весьма нетипичную для большей части интернет-сообщества тему – сайт Российской академии наук (РАН). Точнее, не весь сайт, а только его англоязычную часть. Внимание блогеров привлекли названия некоторых уважаемых академических институтов и учреждений, которые и правда на английском языке выглядели несколько странно.
Например, пущинский Институт белка трансформировался в Институт белки (Squirrel Institute), а Ботанический сад-институт УНЦ РАН и вовсе превратился в загадочный Ботанический печальный институт ран (Botanic sad-institute of wounds UNTs). Ранеными вообще оказалось немало институтов РАН, а президент академии Юрий Осипов в полном соответствии с этим был поименован президентом ран (president of wounds). Но самой выдающейся (и повсеместной), пожалуй, оказалась трансформация, произошедшая с именными институтами. К примеру, Институт органической химии имени Н. Д. Зелинского стал Institute of organic chemistry of them. N of D of Zelinskogo. Для не говорящих по-английски читателей поясним, что сокращение “им.” было переведено как созвучное местоимение “them” (им).
Блогеры, имеющие отношение к переводам и научному процессу, предлагали различные версии, объясняющие, как на официальном сайте РАН могли появиться все эти перлы. Наиболее правдоподобным пользователям Сети показался следующий сценарий: задание перевести основные сведения об академических институтах было спущено с верхних этажей рановской иерархии и постепенно перемещалось по цепочке исполнителей до тех пор, пока его не поручили совсем уж далеким от науки людям, например, секретарям. В итоге информация с русских страниц была переведена при помощи автоматических программ-переводчиков (вот здесь собраны примеры того, на что они способны).
Шум по поводу вольного обращения с английским языком в академических структурах поднялся изрядный (Институт белки появился, например, в ЖЖ дизайнера и когда-то самого популярного блогера рунета Темы Лебедева), и в итоге сотрудникам, занимающимся сайтом РАН, пришлось править обнаруженные огрехи ночью в выходные. Тем не менее, дотошные блогеры до сих пор находят раненые институты, Institute of Vostokovedeniya и прочие шедевры.
Вся эта история выглядит особенно пикантно, если вспомнить слова Юрия Осипова, сказанные им в интервью корреспонденту “Газеты.Ру” в феврале 2010 года. Комментируя высказывание журналиста о том, что статьи, написанные на русском языке, не смогут прочитать ученые из-за рубежа, президент РАН заявил следующее: “Знаете, если человек – специалист высокого класса, то он будет и русский язык изучать, и читать статьи на русском. Это что за странная постановка вопроса? Почему мы, российские наши люди, должны учить английский язык, чтобы читать работы на английском языке, а там – нет?”
Таким образом, казус с названиями институтов вполне укладывается в официальную концепцию развития российской науки. В принципе, ответственные за сайт РАН могли бы вообще удалить его англоязычное “зеркало”, чтобы в полной мере соответствовать предложенному руководством курсу. Сейчас уже трудно что-то поправить – скриншоты страниц самых смешных институтов разошлись по всему рунету – но на будущее можно учесть.
Госфинансирование Академии наук к 2013 году может быть снижено вдвое. Прогноз предварительный, поскольку проект бюджета находится на пути из правительства в Госдуму и статьи расходов на фундаментальную науку еще не утверждены. Однако «все политические решения уже приняты» и деньги уйдут на вузовскую науку, убеждены в РАН. Тем временем, ученые по всей стране собираются митинговать.
В ближайшее время научным институтам РАН будет едва хватать денег на оплату коммунальных расходов, средства на развитие придется искать самим. К 2013 году бюджетное финансирование Академии может быть сокращено вдвое, по сравнению с 2009 годом, когда государство выделяло более 60 млрд. рублей.
В эти выходные в рунете обсуждали весьма нетипичную для большей части интернет-сообщества тему – сайт Российской академии наук (РАН). Точнее, не весь сайт, а только его англоязычную часть. Внимание блогеров привлекли названия некоторых уважаемых академических институтов и учреждений, которые и правда на английском языке выглядели несколько странно.
По-хорошему, надо найти, кто за это отвечал и добиться его как минимум увольнения.
Кроме того, большое подозрение, что деньги были, но... растворились по дороге.
Если растворился штуцер баксов на перевод, то это чепуха. Думаю, что распил идет на других суммах. А на такие мелочи даже внимание не обращают. Это же не империалисты-жлобы.