Шаттл американского космического агентства NASA в понедельник, 6 мая, отправился в свой последний космический полет к Международной космической станции, сообщает NASA.
В следующем году американские исследователи планируют запустить первый в истории наноспутник размером с буханку хлеба. Его единственной задачей станет обнаружение возможных признаков жизни на экзопланетах, расположенных за пределами Солнечной системы.
Сотрудник Draper Laboratory, которая работает над созданием спутника ExoPlanetSat в сотрудничестве с Технологическим институтом Массачусетса, Симус Туохи рассказал о предстоящей миссии.
По словам ученого, до сих пор запускалось множество маленьких спутников, которые, как правило, используются для коммуникации или наблюдения за поверхностью Земли. Как отметил Туохи, на этот раз исследователи решили сделать то, чем до сих пор не занимались вплотную - обнаружить внеземную жизнь.
Стоимость миниатюрного устройства шириной всего 10 см и длиной 30 см составляет около 4,86 млн долларов, сообщает The Daily Mail. По словам эксперта, крошечный спутник был специально разработан таким образом, чтобы иметь возможность работать во взаимодействии с таким крупным аппаратом, как запущенный два года назад Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) зонд Кеплер.
Наноспутник, работающий на солнечных батареях, будет снимать звезду в тот момент, когда перед ней проходит орбитальная планета. Определив изменение яркости планеты, ученые смогут вычислить ее размер, удаленность и предположить наличие на ней жизни. Поскольку такие измерения можно делать только при полной неподвижности спутника, была разработана специальная технология для сведения его передвижений в момент съемки к минимуму.
По прогнозам, в будущем каждый подобный спутник будет стоить в среднем 620 тыс. долларов и срок эксплуатации его составит от одного года до двух лет. Ученые надеются в будущем запустить в космос целую флотилию наноспутников для того, чтобы они могли изучить сотни звезд и, возможно, найти жизнь на других планетах.
По прогнозам, в будущем каждый подобный спутник будет стоить в среднем 620 тыс. долларов и срок эксплуатации его составит от одного года до двух лет. Ученые надеются в будущем запустить в космос целую флотилию наноспутников для того, чтобы они могли изучить сотни звезд и, возможно, найти жизнь на других планетах.
Я скажу больше, если инопланетная жизнь сунется на Землю, то такие буханки быстро расхреначат их звездолеты. Кирпич на скорости 8 км/с - это больше чем кирпич!
Отстыковка «Индевора» от МКС прошла в штатном режиме в понедельник, 30 мая, в 07:55 по московскому времени. Приземление шаттла на космодроме в штате Флорида запланировано на 1 июня. По предварительным расчетам, «Индевор» совершит посадку в 10:35 по московскому времени.
30/05/2011 [12:52:31]
[вжик - зарегистрированный пользователь]
вжик:
спасиб. ща вот красота на насовском тв
30/05/2011 [12:53:41]
[вжик - зарегистрированный пользователь]
вжик:
Mishk:
Отстыковка «Индевора» от МКС прошла в штатном режиме в понедельник, 30 мая, в 07:55 по московскому времени. Приземление шаттла на космодроме в штате Флорида запланировано на 1 июня. По предварительным расчетам, «Индевор» совершит посадку в 10:35 по московскому времени.
==================
наверное пьянка затянулась))) запаздывают на пару тройку часиков)))
30/05/2011 [12:56:24]
[вжик - зарегистрированный пользователь]
вжик:
Mishk:
Отстыковка «Индевора» от МКС прошла в штатном режиме в понедельник, 30 мая, в 07:55 по московскому времени. Приземление шаттла на космодроме в штате Флорида запланировано на 1 июня. По предварительным расчетам, «Индевор» совершит посадку в 10:35 по московскому времени.
==================
наверное пьянка затянулась))) запаздывают на пару тройку часиков)))
даже ворота не закрыли.
30/05/2011 [12:56:49]
[Mishk - зарегистрированный пользователь]
Mishk:
Так посадка только послезавтра,зачем им створки закрывать?
30/05/2011 [13:01:36]
[вжик - зарегистрированный пользователь]
вжик:
блин. точно завтра. значит проветривают.
30/05/2011 [13:06:17]
[вжик - зарегистрированный пользователь]
вжик:
извиняюсь.послезавтра.
30/05/2011 [13:07:58]
[Mishk - зарегистрированный пользователь]
Mishk:
На Шаттлах в створках система терморегуляции,так что они и должны быть постоянно открытыми.
Никогда не понимал,фигли там эта толпа делает ( в ЦУПе) - бабенка флиртует с мужичком,поигрывая литровым стаканом с колой,тот точит ноготочки под столом, третий сложил руки на груди - смотрит между двух мониторов - старается не уснуть и т.д. и т.п. ...
Поздравляю с завершением Эры Шатлов, какими мы их себе представляем. Теперь, только на картинках и на торрент-трекерах запуски скачивать в Full HD. Старший сын (11 лет) так и не понял исторического момента . . .
It is a stunning image and one that is bound to be reproduced over and over again whenever they recall the history of the US space shuttle.
The picture was taken by Italian astronaut Paolo Nespoli as he left the International Space Station in May in a Soyuz capsule to return to Earth.
Safety procedures mean the Russian vehicle would never normally be in transit when a shuttle is present.
It makes this the first-ever image of an American orbiter docked to the ISS.
Endeavour sits firmly on the bow of the station, which is moving across the surface of the Earth at a speed of 27,000km/h (17,000mph) and at an altitude of approximately 355km (220 miles).
Nespoli's camera is looking along the ISS's truss, or backbone, which carries the four sets of giant solar wings. The stern is occupied by Europe's robotic freighter - the Johannes Kepler ship.
Китайский спутник зондирования Луны Чанъэ-2 покинул в четверг орбиту Луны и был направлен в открытый космос на расстояние 1,5 миллиона километров от Земли, сообщило агентство Синьхуа со ссылкой на государственное управление оборонной науки, техники и промышленности КНР.
Чанъэ-2 был запущен 1 октября 2010 года. Одной из основных задач спутника стал сбор необходимых сведений для осуществления успешной посадки следующих китайских космических аппаратов на поверхность Луны. Запуск Чанъэ-3 должен состояться в 2013 году.
Орбитальный аппарат Чанъэ-2 завершил выполнение всех задач к 1 апреля, как и планировалось, однако поскольку в нем оставались запасы топлива, ученые решили поставить перед аппаратом дополнительные задачи по изучению космического пространства. Предполагается, что Чанъэ-2 сможет продолжить работу до конца 2012 года.
Китайская программа зондирования Луны Чанъэ включает три этапа: облет вокруг спутника Земли (Чанъэ-1 и Чанъэ-2), посадка на Луну (Чанъэ-3 и Чанъэ-4) и возвращение с Луны на Землю (Чанъэ-5 и Чанъэ-6).
Первый лунный спутник Чанъэ-1 был запущен в 2007 году и работал до 2009 года. Собранные им данные позволили китайским ученым создать, в частности, первую тепловую карту Луны.
Запуск спутника Чанъэ-5, с которого начнется третий этап китайской лунной программы и которому предстоит доставить китайским ученым образцы лунного грунта, ожидается в 2017 году.
Российская обсерватория «Спектр-Р» в середине июля будет выведена на уникальную орбиту, сообщил во вторник генеральный конструктор – генеральный директор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.
«Вчера было заседание государственной комиссии, которая разрешила его отправку на полигон. 24 июня рано утром он улетает на Байконур, и 18 июля будет запуск», – сказал он на авиационно-космическом салоне в Ле Бурже, передает «Интерфакс».
Хартов отметил, что в настоящее время на космодроме идет заправка разгонного блока «Фрегат-СБ» производства НПО имени Лавочкина.
«Это очень любопытный запуск, потому что у спутника будет очень хитрая орбита – сверхвысокий эллипс высотой 340 тыс. километров, то есть апогей (наибольшая высота над поверхностью Земли – прим. ВЗГЛЯД) доходит практически до орбиты Луны», – сказал он.
По его словам, в дальнейшем под действием Луны орбита спутника будет «помаленьку» менять наклонение своей плоскости. «За счет этого будет идти сканирование неба 10-метровой антенной-телескопом», – пояснил Хартов.
Он также сообщил, что аппарат будет работать вместе с наземными телескопами. «В результате получается научный прибор с базой длиной 340 тыс. километров. Это позволит залезть в дальние дали Вселенной и с очень высокой точностью – миллионные доли угловой секунды – получать данные о внегалактических явлениях. Ученые всего мира такие данные ждут», – добавил Хартов.
Космический аппарат «Спектр-Р» создается в рамках международного проекта «Радиоастрон» по заказу Роскосмоса. Спутник предназначен для изучения солнечного ветра и межпланетного магнитного поля, галактик, квазаров, черных дыр и нейтронных звезд. Время активного существования спутника – не менее пяти лет.
Космический аппарат сделан на базе универсальной платформы «Навигатор» разработки НПО имени Лавочкина. Разработчиками комплекса научной аппаратуры являются Астрокосмический центр Физического института Академии наук и зарубежные партнеры.
«Спектр-Р» будет выведен на орбиту с помощью ракеты-носителя «Зенит-2SБ» с разгонным блоком «Фрегат-СБ» с космодрома Байконур.
Один из главных вопросов, связанных с осуществлением той или иной космической программы, – сколько она будет стоить. Вопрос отнюдь не праздный. Освоение космоса – весьма дорогостоящее предприятие, и стоимость планируемой космической миссии должна быть «подъемной» для той страны, которая хочет ее реализовать.
Во что обошелся космос СССР/России и США
Обратимся к истории. Подсчитать, во что обошлись Советскому Союзу запуск первого спутника, полет Юрий Гагарина, первые космические станции, «Буран» и прочие проекты, практически невозможно. Почему – рассказал в книге «Неизвестный космодром» журналист Анатолий Покровский:
«До сих пор помню, как маялся на международной пресс-конференции в 1975 году тогдашний председатель «Интеркосмоса» академик Борис Петров. Американские журналисты задали ему естественный и привычный для них вопрос: «В какую сумму выливаются расходы СССР на стыковку “Союза” с “Аполлоном”?» Потом я спрашивал знающих людей: неужели опять секретность помешала? Да какая секретность, отмахивались они, когда мы всю технику астронавтам показали. Как стоимость подсчитать, когда, сам знаешь, Центр подготовки космонавтов – это одно, Центр управления полетами – другое, Байконур – третье, фирмы-изготовители – четвертое, пятое, десятое…»
Правда, есть основания полагать, что академик Петров либо не знал точных цифр, либо просто их скрывал. По словам одного из руководителей РКК «Энергия», возглавлявшего во времена ЭПАСа (Экспериментальный проект «Аполлон-Союз») отдел технико-экономического обоснования на данном предприятии, «стоимость проекта была очень точно подсчитана и доподлинно известна. Просто цифры обсуждались в узком кругу».
Однако, возможно, была еще одна причина, по которой средства, тратившиеся в СССР на космос, не подвергались строгому учету. Как отметил журналист Александр Минкин (кстати, отнюдь не поклонник советского прошлого), никто не подсчитывал, во сколько обошелся стране полет Гагарина, ибо «на хорошее дело денег не жалко».
С американскими гражданскими космическими проектами проще. По оценке канадского журналиста и научного обозревателя Клода Лефлера, с начала 1950-х годов и по 2010 год включительно США потратили на пилотируемую деятельность 486 млрд долларов, или в среднем 8,3 млрд в год. В эту смету входят проекты «Меркурий» «Джемини», «Аполлон», «Скайлэб», ЭПАС, «Спэйс шаттл» и, конечно, МКС.
Из них наиболее грандиозный и «прорывной», без сомнения, «Аполлон», в рамках которого 12 американцев достигли Луны и благополучно вернулись на Землю. Согласно Лефлеру, стоимость «Аполлона» с учетом современной покупательной способности доллара составила бы 109 млрд долларов (20 млрд по ценам начала 1970-х годов). Правда, ведущий специалист США по вопросам космической политики профессор Джон Логсдон назвал цифру 150 млрд.
Предшественники «Аполлона» – «Меркурий» и «Джемини» – обошлись американской казне, по подсчетам Лефлера, в значительно меньшую сумму. Первый проект, продолжавшийся с 1959 по 1963 год и включивший в себя шесть полетов одноместных кораблей (здесь и далее – в ценах 2010 года), стоил 1,6 млрд долларов. Второй, осуществленный в 1962-1967 годах, включал в себя 10 полетов двухместных кораблей и имел уже «ценник» с цифрой 7,3 млрд.
Проект первой околоземной станции США «Скайлэб», разработка, строительство и эксплуатация которой продолжались с 1966 по 1974 год, забрал из бюджета НАСА 10 млрд долларов. ЭПАС, осуществленный в 1975 году – 1 млрд. Программа «Спэйс шаттл» обошлась с 1972 по 2011 год включительно в 198,6 млрд. Наконец, стоимость разработки, строительства и эксплуатации МКС, начиная с 1984 года, когда эта станция еще называлась «Фридом», и по 2015 год (первоначально намеченный срок окончания ее полета), Лефлер оценил в 150 млрд долларов. Даже если станция благополучно пролетает до 2020 года, стоимость ее достраивания и использования не должна превысить 170-180 млрд.
Было в США и несколько нереализованных крупномасштабных программ/проектов. В 1989 году президент Джордж Буш-старший выдвинул так называемую «Инициативу по исследованию космического пространства» (Space Exploration Initiative – SEI). Она предполагала сооружение на околоземной орбите станции «Фридом» (прообраз будущей МКС), возвращение американцев на Луну «с тем, чтобы остаться там», а также миссию на Марс. Все это предполагалось осуществить к концу первого десятилетия 21-го века. Общая смета SEI составила 500 млрд долларов – сумма, которую Конгресс посчитал неподъемной для американского бюджета, а потому данную программу даже не начали реализовывать.
В 2004 году президент Джордж Буш-младший предложил «Видение исследования космоса» (Vision for Space Exploration – VSE). Программа VSE предполагала возобновление пилотируемых полетов на Луну к 2020 году (стоимость данного этапа 104 млрд) и строительство на ней базы к 2024 году (плюс еще 230 млрд). VSE также была закрыта, но не столько по причине стоимости (Конгресс согласился с ее финансированием в данном объеме), сколько из-за отсутствия инновационности.
Действительно, тратить сотни миллиардов долларов на то, чтобы воспроизвести «Аполлон», пусть и в многократно увеличенном масштабе, не находило должного отклика ни в душах налогоплательщиков, ни политиков. Неудивительно поэтому, что вступивший в должность в 2009 году президент Барак Обама переориентировал Америку с «повторения пройденного» на покорение новых космических рубежей, лежащих за пределами лунной орбиты. Напомним, что это: к 2025 году пилотируемая миссия к астероиду, а к 2035 году – к Марсу.
Анализ затрат на продолжительные и крупномасштабные космические программы США позволяет сделать вывод: стоимость подобных предприятий, чтобы обеспечить их «живучесть», должна лежать в диапазоне от 100 до 200 млрд долларов США («Аполлон», МКС, VSE, «Спэйс шаттл»).
Сколько стоит космическое будущее
Но все это уже прошлое. А во сколько обойдется нам обозримое космическое будущее, главная цель которого – Марс?
В прошлом году в США была опубликован сборник научных статей под редакцией Джоэла Левина, старшего научного сотрудника из Исследовательского центра НАСА имени Лэнгли и Рудольфа Шилда, астрофизика из Гарвардского университета и одновременно главного редактора «Журнала космологии». Сборник получил название «Пилотируемая экспедиция к Марсу: колонизируя Красную планету». Среди его авторов – ведущие ученые и специалисты США в области космической деятельности, в том числе и работающие в системе НАСА.
Один из упомянутых ими сценариев назывался «Прямо на Марс» (Mars Direct), разработанный Марсианским обществом США еще в 1990 году. Он предусматривал полет на Марс экипажа из четырех человек с нахождением на Красной планете в течение полутора лет (разумеется, в этом, как и в последующих сценариях подразумевалось, что экипаж вернется на Землю). Данный проект был подвергнут всесторонней экспертной оценке сотрудниками Космического центра имени Джонсона по прямому указанию в то время ассоциированного администратора НАСА (после – главы агентства) Майкла Гриффина. Причем Гриффин попросил рассмотреть вариант с увеличенным вдвое составом экипажа. Вывод экспертов, сделанный в первой половине 1990-х годов: проект можно осуществить за 10 лет за сумму не превышающую 50 млрд.
В 2002 году Европейское космическое агентство (ЕКА) предложило проект совместной российско-европейской пилотируемой экспедиции на Марс с экипажем из шести человек. Продолжительность миссии – 440 суток, из которых два месяца три человека из этой экспедиции провели бы на поверхности Марса. Предполагаемая стоимость миссии – не более 20 млрд долларов.
В 2007 году глава НАСА Гриффин высказал предположение, что пилотируемая экспедиция на Марс, осуществленная по минимальному «аполлоновскому» сценарию (высадиться на Марс, оставить там американский флаг, набрать некоторое количество грунта, после чего вернуться на Землю) может стоить 11 млрд долларов. С учетом того, что США «нацелились» на Марс лишь к середине 2030-х годов, авторы вышеупомянутого сборника посчитали данную цифру несколько нереалистичной. По их мнению, вполне реально «уложиться» в сумму, не превышающую 150 млрд на протяжении 10 лет, которые пойдут на подготовку и осуществление данной экспедиции. Причем речь в данном случае идет не об «аполлоновском» сценарии, а о создании на поверхности Марса обитаемой колонии с необходимой инфраструктурой.
Интересно, что, по мнению авторов сборника, необходимые 150 млрд поступят не только из федерального бюджета США. 10 млрд долларов из этой суммы можно будет получить благодаря умелому маркетингу и рекламе, 30 млрд – за счет продажи эксклюзивных прав на освещение марсианской миссии ведущим мировым СМИ, от 30 до 90 млрд – от корпоративных спонсоров и.т.д… Причем авторы не включили в данную сумму продажу прав на эксплуатацию природных ресурсов Марса негосударственными компаниями (вспомним, что Договор о космосе от 1967 года не запрещает частному капиталу объявлять своей собственностью участки на небесных телах, где он будет вести разработку полезных ископаемых).
Что же касается «аполлоновского» сценария применительно к Марсу, то, как полагают авторы сборника, его можно осуществить за сумму, не превышающую 20 млрд долларов. Подчеркнем еще раз: эта и предыдущие суммы определены экспертами с учетом покупательной способности доллара на 2010 год и с учетом того уровня развития, которого достигла космическая техника к концу первого десятилетия 21-го века.
А что есть у России?
РКК «Энергия» разработала проект гибридной (пилотируемой с максимально широким использованием автоматических аппаратов) облетно-орбитальной миссии к Марсу, которую можно было бы подготовить и осуществить в течение 12-14 лет. Высадки на планету в ходе первой миссии не будет – необходимо убедиться в том, что техника и люди смогут нормально перенести полет до Марса и обратно. Стоимость этого проекта в 2000 году была оценена в 12-15 млрд долларов (по состоянию на 2011 год с учетом инфляции американской валюты и снижения ее покупательной способности – не более 30 млрд).
Данная сумма вполне реальная. Вспомним, что рыночная стоимость станции «Мир» была оценена во второй половине 1990-х годов в 3-4 млрд долларов (в 2011 году эта сумма составила бы 10-12 млрд). Вспомним, также, что 30 млрд – общая сумма затрат как государства, так и частных спонсоров, на проведение Олимпиады в Сочи. Осуществление облетно-орбитальной миссии к Марсу (первой в мире) принесло бы России не меньше пользы как с научно-технической, так и с политической точки зрения.
Интересно, что Космический центр имени Хруничева также предложил свой вариант колонизации Марса за сумму, эквивалентную 160 млрд долларов. Этот вариант предполагает создание орбитальных станций вокруг Луны и Марса с последующим строительством постоянно обитаемых баз на этих планетах к 2040–2050 г.
Предложение Центра имени Хруничева по колонизации Марса, равно как и аналогичные, сделанные в США, страдают одним существенным недостатком. Их авторы пытаются придать созданию таких колоний роль «аполлоновских», первопроходческих миссий. О тупиковости подобного подхода говорит пример экспедиции Колумба. Как известно, великий генуэзец с трудом смог собрать средства лишь на три корабля. Это был тот минимум, на который согласились пойти спонсоры, давшие деньги на столь рискованную экспедицию.
Представим теперь, что Колумб стал бы просить денег не на три, а на 15 кораблей с тем, чтобы вместе с ним в Индию могли бы отправиться будущие колонисты. Можно с уверенностью утверждать, что его плавание через океан никогда бы не состоялось, ибо вряд ли нашлись бы желающие оплачивать покупку и снаряжение 15 кораблей, успех плавания которых был отнюдь не гарантирован. Поэтому, говоря о пилотируемом освоении Красной планеты важно понимать, что первая пилотируемая экспедиция к Марсу или на Марс, должна носить «колумбовский», или «аполлоновский» характер. Лишь ее успех побудит государство и частный капитал начать вкладывать серьезные средства в колонизацию Красной планеты.
Представим теперь, что Колумб стал бы просить денег не на три, а на 15 кораблей с тем, чтобы вместе с ним в Индию могли бы отправиться будущие колонисты. Можно с уверенностью утверждать, что его плавание через океан никогда бы не состоялось, ибо вряд ли нашлись бы желающие оплачивать покупку и снаряжение 15 кораблей, успех плавания которых был отнюдь не гарантирован. Поэтому, говоря о пилотируемом освоении Красной планеты важно понимать, что первая пилотируемая экспедиция к Марсу или на Марс, должна носить «колумбовский», или «аполлоновский» характер. Лишь ее успех побудит государство и частный капитал начать вкладывать серьезные средства в колонизацию Красной планеты.
Современные технологии не позволяют никакой колонизации. Помрут все
Ракета-носитель (РН) Союз-У в понедельник вывела на целевую орбиту российский космический аппарат (КА) военного назначения серии Космос, сообщил РИА Новости официальный представитель Космических войск (КВ) подполковник Алексей Золотухин.
Стартовавшая 27 июня 2011 года в 20.00 (мск) с государственного испытательного космодрома Плесецк ракета-носитель Союз-У в 20.08 успешно вывела на целевую орбиту российский КА военного назначения серии Космос, - сказал он.
По его словам, старт и выведение на орбиту космического аппарата прошли в штатном режиме.
После выведения космическому аппарату присвоен порядковый номер Космос-2472, - добавил собеседник агентства.
Как ожидается, в 23.17 мск управление аппаратом примут средства наземного автоматизированного комплекса, которые в дальнейшем будут управлять им в процессе орбитального полета.
Экипаж МКС во вторник был вынужден эвакуироваться в корабли Союз из-за обломка космического мусора, пролетевшего в опасной близости от станции. Об этом сообщает Интерфакс. В настоящее время все члены экипажа вернулись на станцию.
Расстояние от МКС до обломка составило около 250 метров. Фрагмент мусора был обнаружен слишком поздно для выполнения маневра уклонения. Космонавты Роскосмоса Александр Самокутяев и Андрей Борисенко, а также астронавт NASA Рональд Гаран укрылись в корабле Союз ТМА-21, а россиянин Сергей Волков, японец Сатоси Фурукава и американец Майкл Фоссум - в корабле Союз ТМА-02М. Опасное сближение с обломком произошло около 16 часов по московскому времени.
На видео Борис Евсеевич Черток, один из ближайших соратников Королева и один из главных конструкторов, которые запускали Гагарина в космос. Ему задают вопрос: какое событие для вас главное в жизни? И он отвечает -когда я 2-го мая 1945-го года расписался на Рейхстаге.
Экипаж последнего в истории шаттла Атлантис, старт которого намечен на 19.26 мск, занял свои места, сообщает американское космическое агентство НАСА. Люк Атлантиса был закрыт в 17.29 мск.
На стартовой площадке на мысе Канаверал в штате Флорида заканчиваются последние приготовления к последнему рейсу космического корабля многоразового использования.
Старт неоднократно откладывался из-за отвратительной погоды во всем регионе Мексиканского залива. Проливной дождь и молнии мешают работам.
Это не может не тревожить сотни тысяч туристов, которые собирались прибыть на мыс Канаверал, чтобы стать свидетелями последнего полета корабля Атлантис.
Если координаторы старта отменят запуск в пятницу, то следующая попытка будет сделана не раньше воскресенья, чтобы дать возможность экипажу отдохнуть.
Последний полет
Ожидается, что на лужайках вокруг стартовой площадки соберется от 500 до 750 тысяч зрителей.
Экипаж Атлантиса состоит из четырех астронавтов - командира Криса Фергюсона, пилота Дуга Хёрли, специалистов Мэнди Магнус и Рекса Уолхайма.
Основной задачей полета, который продлится 12 суток, станет доставка более 3,5 тонн грузов на борт Международной космической станции.
Примерно треть этой нагрузки составляют продукты питания, которые пополнят запас продовольствия, рассчитанный на год автономной работы станции.
Старт Атлантиса станет 135-м полетом шаттла и последним в программе многоразовых космических кораблей США.
НАСА вынуждена отказаться от программы из-за высокой ее стоимости. Первоначальные расчеты на экономичность этого космического транспорта не оправдались.
НАСА считает, что разработку новых средств доставки людей на орбиту следует передать коммерческим компаниям.
Ожидается, что первые ракеты-носители и корабли нового поколения, разработкой которых занимается сразу несколько компаний, войдут в строй в средине нынешнего десятилетия.