Понимание полностью без счета невозможно так же, как и счет без понимания. Особенно человеческий, то есть очень медленный. Интуитивные шахматисты типа Капабланки, Карпова и Карлсена считали меньше счетчиков Таля и Каспарова, хотя в целом играли не хуже.
Что касается блефа, то Таль так хорошо мог интуитивно (до конца точно не рассчитывая) оценивать счетные положения, то даже если его комбинации и были объективно некорректными, то это было крайне сложно установить. Например, вариантное опровержение талевской жертвы коня в знаменитой партии против Ларсена в 1965 было полностью найдено с помощью компьютера в 2000.
получается, что у Таля/Каспарова была иная, динамическая, но тоже интуиция, как у первых трёх (четырёх с ... Крамником? ); нужно отличать общую силу игры от понимания, поскольку последнее должно по определению быть связано с (нелокальными, на фсю доску и в принципе подверженными логическому доказательству ) закономерностями/паттернами, if any. В этом духе, для того, чтобы определить величайшего, надо как-то посчитать число таких стратегических партий с "пониманием" и объявить на всеуслышание имя Володино ведущего понимальщика всех времён и народов
В этом духе, для того, чтобы определить величайшего, надо как-то посчитать число таких стратегических партий с "пониманием" и объявить на всеуслышание имя Володино ведущего понимальщика всех времён и народов
Величайший определяется по своим ощущениям, в основном от анализа партий (а не только по спортивным результатам). Есть разница между Володиной тягой к домашним заготовкам и полнокровной борьбой за доской
Для меня есть разница в том случае, если заготовку придумал Чепаринов, а использует ее Топалов. Если же человек сам( или даже при помощи бригады помощников, как Каспаров)колдует над вдоль и поперек перепаханными дебютами, находит какие-то интересные идеи, то в этом даже больше творчества и "понимания", чем в "полнокровной борьбе" . Даже Набоков, считавший шахматы искусством, это понимал. Его Лужин перед турниром каждый день возится со своими записями, пытаясь найти противоядие против дебютной находки своего главного конкурента. И как раз в этой работе переживает своего рода озарение. А дальше - уже тяжкие трудовые будни на пути к переутомлению и трагической развязке
Для меня есть разница в том случае, если заготовку придумал Чепаринов, а использует ее Топалов.
В наши дни уже и Чепаринов особо не нужен, достаточно Рыбковарова..Pirron. wrote:
Если же человек сам( или даже при помощи бригады помощников, как Каспаров)колдует над вдоль и поперек перепаханными дебютами, находит какие-то интересные идеи, то в этом даже больше творчества и "понимания", чем в "полнокровной борьбе" .
Это почему же? Бригада, как Вы выражаетесь, сидит перед монитором и давит на пробел, потом игрок зубрит вариант и ловит на него соперника. Где тут спрашивается понимание/творчество или хоть намек на него?
Если же человек сам( или даже при помощи бригады помощников, как Каспаров)колдует над вдоль и поперек перепаханными дебютами, находит какие-то интересные идеи, то в этом даже больше творчества и "понимания", чем в "полнокровной борьбе" .
Большей частью это утомительный перебор бесчисленных нюансов. Великие озарения редки, в основном обыденное ремесленничество по клавише пробел
Для меня есть разница в том случае, если заготовку придумал Чепаринов, а использует ее Топалов.
В наши дни уже и Чепаринов особо не нужен, достаточно Рыбковарова..Pirron. wrote:
Если же человек сам( или даже при помощи бригады помощников, как Каспаров)колдует над вдоль и поперек перепаханными дебютами, находит какие-то интересные идеи, то в этом даже больше творчества и "понимания", чем в "полнокровной борьбе" .
Это почему же? Бригада, как Вы выражаетесь, сидит перед монитором и давит на пробел, потом игрок зубрит вариант и ловит на него соперника. Где тут спрашивается понимание/творчество или хоть намек на него?
Этим занимаются все, начиная с четырехсотников. Речь же шла о людях, способных добиться таким образом определенного преимущества над элитными гроссами. Рассчитывать на то, что этим элитным гроссам неизвестны какие-то более или менее очевидные варианты, было бы очень наивно. Поэтому хороша уже та новинка, с помощью которой можно без потерь увести гросса "вбок",- тут шахматист получает преимущество в том, что он этот вариант смотрел и знает, как в нем следует играть, а соперник должен все находить за доской. Если даже он не ошибется - по крайней мере, потратит больше сил и времени, что тоже неплохо. Найти же реальное усиление в такой ситуации, как нынешняя, исключительно тяжело, и одним нажатием на пробел тут вряд ли можно обойтись.
Каспаров, кстати, однажды рассуждал на тему перехода от классических шахмат к фишеровским. В принципе, он этот переход отчасти одобрял, но с серьезными ограничениями: начальных позиций должно быть относительно немного, они должны быть более или менее "гармоничны", и у игроков должна быть возможность домашней подготовки - то есть они должны заранее знать, какие позиции будут играть в турнире. Шахматы без домашней подготовки он счел в том давнем интервью неполноценными.
Если же человек сам( или даже при помощи бригады помощников, как Каспаров)колдует над вдоль и поперек перепаханными дебютами, находит какие-то интересные идеи, то в этом даже больше творчества и "понимания", чем в "полнокровной борьбе"
Тогда Вам надо восхищаться шахматистами-заочниками.
Потому что в их партиях гораздо больше борьбы чем у тех что играют за доской.
А вам, ВВ, надо восхищаться теми безразрядниками, чью дебютные познания точно соответствуют познаниям в этой области гроссмейстера О.Бендера. Только в их турнирах на кухне и во дворе идет настоящая борьба, без этих постыдных дебютных "костылей".
Кстати, что тут далеко за объектами восхищения ходить - примерно таким багажом дебютных знаний я как раз и располагаю. Но если компу не удается придушить меня в дебюте - я душу его в эндшпиле.
Что касается игры по переписке - ее в принципе нельзя превратить в динамичное, щекочущее нервы зрителям зрелище, даже если эти зрители - квалифицированные шахматисты и преданные шахматам одноглазые любители. А где нет зрелища - там нет денег, нет престижа, нет классных профессионалов.Тем не менее до сих пор есть не только любители заочных шахмат, но и любители шашек( классических русских!) по переписке. В девяностые годы они даже создали свою особую федерацию, и получили таким образом возможность присваивать себе спортивные звания. Я знал одного из них - возможно, он даже был среди них самый главный.. Он писал какие-то сбивчивые статейки, публиковал их в интернете и подписывал(имя условное): Иван Иванов, гроссмейстер. При этом он был не только человеком не очень образованным, но и законченным психопатом. Я, впрочем, никогда ему об этом не сообщал. Возможно, он до сих пор об этом не знает.