Главный редактор сайта Chessbase.com Фридерик Фридель побывал в субботу на праздновании 80-летия Виктора Корчного, которое состоялось в Цюрихе, и сделал фоторепортаж. Мы публикуем фотографии и наиболее интересные фрагменты комментариев Фриделя в переводе.
Легендарный советский, а ныне швейцарский шахматист Виктор Корчной в интервью специальному корреспонденту агентства спортивных новостей "Р-Спорт" Олегу Богатову рассказал, чем было вызвано его желание приехать в Россию на турнир в честь столетнего юбилея патриарха советских шахмат Михаила Ботвинника, за что он признателен шестому чемпиону мира, а также о перипетиях матчей за шахматную корону с Анатолием Карповым.
- Виктор Львович, для многих поклонников шахмат стало удивлением, что вы в столь почтенном возрасте (Корчному восемьдесят лет) решились приехать из Швейцарии в Суздаль на турнир ветеранов памяти Михаила Ботвинника. Чем было вызвано ваше решение?
- Видите ли, дело в том, что если мне больше нечего делать на свете и я отказываюсь от (подобных) приглашений, то мне нужно спокойненко отправляться на кладбище.
- Каковы ваши воспоминания о Михаиле Моисеевиче Ботвиннике, чей столетний юбилей был отмечен 17 августа?
- Мы играли не так много и были мало связаны отношениями, поскольку принадлежали к разным поколениям - он мне, скорее всего, был бы за папашу. Но я бы отметил особо, что когда 31 (советский) гроссмейстер подписался под хамским письмом против меня (после эмиграции Корчного в 1975 году), он был единственный (из ведущих шахматистов СССР), кто не сделал этого.
- Как бы вы охарактеризовали его игровой стиль?
- Как боевой - он старался искать борьбу любым цветом и против любого противника. И действительно находил возможности бороться и побеждать - и чемпионов мира, и сильнейших гроссмейстеров Советского Союза и Запада.
- Если вернуться в 1974 год, то для многих было удивлением, что Анатолий Карпов, прежде чем завоевать право на матч за звание чемпиона мира с американцем Робертом Фишером, провел гораздо более сложный финальный матч претендентов против вас, нежели полуфинальный против Бориса Спасского?
- Я ничего не могу сказать по данному поводу, кроме того, что Карпову было труднее по той причине, что в тот момент я уже играл сильнее, чем Спасский.
- А что не получилось у вас в тот момент, ведь счет по результативным партиям был минимальным - 3-2 в пользу Карпова?
- В том матче Бог выступил против меня. И было договорено советскими (органами), что если я выиграю матч, то буду убит. По-видимому, Бог выступил и пожелал, чтобы я еще десятки лет поиграл в шахматы - вместо того, чтобы быть убитым после выигрыша матча.
- 1978 год, Багио, матч с Анатолием Карповым за звание чемпиона мира. Вы проигрываете по ходу поединка со счетом 2-5, потом выигрываете три партии подряд и сравниваете счет. Чего не хватило вам в 32-й, заключительной партии, чтобы стать чемпионом мира, ведь вы в тот момент были на подъеме?
- Я только что сказал вам кое-что про Бога. И больше я ничего на эту тему говорить не буду.
- Некоторое время назад, перед шестидесятилетним юбилеем Анатолия Карпова, я разговаривал с ним. И для меня стали неожиданностью его слова, что после двух столь напряженных и скандальных матчей за звание чемпиона мира вы достаточно быстро восстановили отношения - гораздо раньше, чем все про это узнали...
- Карпов сказал, что мы с ним имели отношения раньше, чем другие узнали об этом?
- Анатолий Евгеньевич сказал, что, если не ошибаюсь, в 1987 году вы играли в одном турнире в Голландии и в выходной день сошлись за карточным столом и восстановили отношения.
- Это неправда, и в карты мы никогда не играли. Карпов никогда правду не говорит. И когда вы ссылаетесь на Карпова, учтите, что он никогда не говорит правду. Давайте поговорим о чем-нибудь другом.
- В памяти многих любителей шахмат остались три ваших матча с Карповым - в 1974, 1978 и 1981 годах. А когда, на ваш взгляд, вы достигли максимальной степени расцвета в шахматах?
- По всей видимости, в период с 1977 по 1979 годы, когда я выиграл несколько важных матчей.
- Принято считать, что шахматы - это сочетание искусства, спорта и науки. А чем в большей степени видятся шахматы в вашем понимании?
- Я считаю шахматы смесью искусства и спорта. К сожалению, современные компьютерные шахматы не попадают в данный разряд, не имея отношения ни к искусству, ни к спорту. Я очень пессимистичен в отношении компьютерных шахмат.
- Если вернуться в семидесятые годы, в матчах с Анатолием Карповым, как считают многие эксперты, против вас работала вся советская машина, весь Советский Союз. Вас называли отщепенцем, беглецом, а что давало вам внутренние силы, чтобы бороться против целой системы?
- Против меня работала и побеждала (государственная) система. Вероятно, я черпал силы в чувстве противоречия, которое свойственно моему характеру.
- А не было обиды на страну, в которой вы выросли и представители которой столь негативно относились к вам?
- Обида была, и поэтому я уехал из СССР.
- В 1975 году вы в Голландии попросили убежища. За шаг до того, как вы открыли дверь в соответствующие органы другой страны, у вас были какие-либо сомнения в своем решении или вы были твердо убеждены, что делаете правильный выбор?
- Мое решение - это не просто желание открыть дверь. Человек должен созреть, чтобы принять такое политическое решение. И когда я ехал на турнир в Голландию, я уже был близок к тому, чтобы остаться.
- Если оценивать всех чемпионов мира, кого бы вы поставили на первое место или их нельзя сравнивать подобным образом?
- Когда в 2001 году многих ведущих - порядка тридцати человек - гроссмейстеров мира попросили ответить на вопрос, кто является сильнейшим шахматистом XX века, я назвал Гарри Каспарова. А остальные люди, причем подавляющим большинством голосов, выбрали Роберта Фишера. Фишер таким образом, признан сильнейшим шахматистом XX века и вообще лучшим в мире. Следовательно, признано, что Фишер превосходит и шахматистов XIX века, являясь сильнейшим шахматистом современности. И я присоединяюсь к этому (коллективному) мнению.
Я не вижу у Карлсена шахматных данных и не совсем понимаю, почему он добивается таких невероятных успехов. Я догадываюсь почему, но это не имеет прямого отношения к шахматам.
В новое издание книжки моих избранных партий (она вышла к 80-летию Корчного на английском языке – В.Б.) я добавил кое-что. Например, партию, которую выиграл в матче 1974 года у Мекинга. Центральная партия всего матча – седьмая. Я мог ее проиграть, и тогда Мекинг, возможно, выиграл бы матч. Я был переигран в дым!.. Мне все же удалось отложить партию в эндшпиле без пешки. Он крупный шахматист, выиграл два межзональных турнира, а я без пешки; в общем, я себя похоронил… И что же? Я выиграл эту отложенную! Без пешки, в эндшпиле! И задумался: как же такое возможно?
Рассказ о партии я начинаю так: «В мире шахмат есть несколько человек с совершенно невероятными гипнотическими способностями. Я считаю, что Энрике Мекинг находится в группе из трех человек, которые добивались успехов не всегда шахматным путем. Это Михаил Таль, Магнус Карлсен и Энрике Мекинг».
Я это написал. Кто мне возразил? Каспаров не согласен, но это его дело! У меня свое представление о жизни и свое представление о шахматистах. Человек, который за доской заставляет соперника играть так, как он хочет. Потом он приходит домой, а противника напротив нет; и в результате он проигрывает ничейную позицию. Это не шахматы, а совсем другое! Вот так.
– Но ведь Карлсен сейчас на самом верху, он первый номер рейтинг-листа.
– Удивительно! Я не могу признать, что это правильно.
– И при этом он отказался от борьбы в матчах претендентов.
– Да, я об этом тоже хотел сказать. И вот еще что. Сергей Карякин и Магнус Карлсен недавно разделили первое место на турнире в Румынии, и на обложке шахматного журнала напечатали снимок: счастливый Карякин и улыбающийся сквозь зубы Карлсен. Я бы хотел сказать Карякину: конечно, это очень приятно – сфотографироваться с первым шахматистом мира. Но не нужно забывать, что Вы, Карякин, хотите стать чемпионом мира, и для этого Вы отправились в Москву. А Магнус Карлсен – он принципиально стоит на позициях не профессиональных, а любительских. Вот он любитель, и он прибивает профессионалов! То есть Магнус Карлсен – он против Вас! Против Вас лично как претендента на мировое первенство. Вы не забывайте этого, Карякин, когда фотографируетесь с ним! Это все, что я хотел сказать.
– А кого из молодых шахматистов вы считаете наиболее талантливыми и перспективными?
– Я не подготовлен к этому вопросу. Я действительно мало слежу за шахматами, поскольку плохо отношусь к Интернету. Могу сказать только, что Непомнящий тоже поднимается, но мне кажется, иногда он делает неожиданные ходы просто для того, чтобы было неожиданно.
В Женеве состоялся матч между Шахматным клубом этого города и командной легенд, за которую выступили Виктор Корчной, Золтан Рибли, Кевин Спраггетт, Ульф Андерссон и Властимил Горт. Дружину хозяев представляли далеко не такие громкие имена, среди которых не было ни одного носителя гроссмейстерского звания. Их единственное преимущество перед ветеранами - возраст, - тем не менее, не позволило им избежать разгрома. Играли по шевенингенской системе - пять на пять, каждый с каждым в два круга. Общий счет матча 33-17 в пользу легенд.
Лучшие результаты показали Корчной, Спраггетт и Рибли - по 7 очков из 10. В активе Андерссона 6.5, Горта - 5.5. У каждого из их соперников - менее "полтинника".
Матч В.Корчной - В.Ульман
В Лейпциге сегодня первую партию матча из четырех партий Виктор Корчной - Вольфганг Ульман выиграл Корчной, игравший белыми. Корчной 23 марта отметил 83-летие, Ульману завтра исполнится 79. www.e3e5.com/
Уже не единожды за последнее время я затрагивал различные случаи бойкотов в шахматах, но все они не могут сравниться с самым громким бойкотом прошлого века. Имею в виду бойкот Виктора Корчного.
Корчной, оставшийся на Западе в июле 1976 года, сохранил за собой право участвовать в начинавшихся через несколько месяцев претендентских матчах. Хотя советская федерация резко возражала против участия в них невозвращенца, утверждая, что он теперь никого не представляет, ФИДЕ сохранила за ним это право.
И Злодей, как стали называть Корчного на покинутой родине, не преминул этим правом воспользоваться. Победив последовательно Петросяна, Полугаевского и Спасского, он вышел на Карпова.
Отказываться от борьбы за первенство мира на любой стадии для советских функционеров не было резона: они наказывали бы в этом случае самих себя. Но после поражения от Карпова время официальных матчей закончилось, и начался настоящий бойкот Корчного. Этот бойкот осуществлялся не отдельным лицом, а государством, причем не просто рядовым членом ФИДЕ, а самым влиятельным и могущественным.
Советские функционеры всегда отрицали официальный бойкот, утверждая, что бывшие коллеги Корчного сами отказываются играть с «предателем». На деле же бойкот существовал. И какой! Корчной уверяет, что потерял за cемь лет бойкота 43 крупных турнира. На чем основывается такая цифра, сказать трудно, но что второй тогда шахматист мира не сыграл в десятках турниров, приглашения в которые получить был должен, - факт.
Схема была незамысловатой: советская федерация, перед тем как послать своих представителей на заграничный турнир, заблаговременно запрашивала у организаторов список участников и, обнаружив там имя Корчного, оказывала давление на устроителей соревнования, с тем чтобы отстранить того от участия. Если это не удавалось, попросту сообщала, что участие советских гроссмейстеров в турнире невозможно. Грустная правда заключалась в том, что кое-кто из устроителей на Западе быстро понял действие этого несложного механизма, и Корчной попросту не получал приглашения, гарантируя таким образом участие представителей Советского Союза.
Разумеется, Корчной не был единственным, кто очутился в то время на Западе. Но если имена Солженицына и Тарковского, Ростроповича и Нуриева, Макаровой и Ашкенази, Барышникова и Бродского в стране, вытолкнувшей их, можно было не упоминать, не издавать книг, замалчивать концерты и спектакли, с Корчным было много труднее. Регулярно встречаясь за шахматной доской с представителями Советского Союза, играя матчи на мировое первенство, он вызывал глухую ярость у власти, постоянно напоминая о себе миллионам своих бывших сограждан. В газетных статьях, радио и телепередачах имя его чаще всего было скрыто за безликим «соперник», «претендент», а в официальных статьях – «изменник», «предатель» или «отщепенец». Но именно поэтому ненапечатанное и произносимое только шепотом, оно гремело внутри страны громче всяких фанфар. Он сделал шахматы тогда делом государственной важности, и о ходе матчей на первенство мира руководителям Советского Союза докладывали по прямому проводу, как будто это были сводки с полей военных сражений.
Семь тощих лет кончились для Корчного в январе 1984 года, когда в Вейк-ан-Зее играли Белявский и Тукмаков, а еще через некоторое время подоспела перестройка.
Ну и логика...
Что мешало тогда Советскому Союзу выдавить Корчного например с Олимпиад и прочих командных турниров?
Да и в матчах предоставить ультиматум - или Предателя заменяете на Ларсена или Полугаевский/Спасский/Петросян/Карпов/Пупкин играть не булут?
Если послушать Сосонко, так организаторы турниров прям спали и видели, как бы заполучить себе советских участников
Воистину не читайте Сосонко ни до обеда, ни во время, ни после...
Оказывает Львович сыграл матч с Ульманом (2 - 0)
Бегло посмотрел партии... вроде интересно.
Да, недооценил я характера Злодея, смог-таки вернуться в большие шахматы
В таком случае, мой стратегический план остаётся в силе - подождать ещё лет 20, когда Карпов в маразме не будет отличать коня от слона, и вызвать его на матч-реванш до 20 побед, где взять измором
А вот Алехин, проиграв в Вене (1922) Грюнфельду в защите, носящей имя австрийского маэстро, вместо сдачи в сердцах запустил своего короля через турнирный зал. Примерно то же самое сделал Корчной на недавнем чемпионате мира среди сениоров, попав под неотразимую атаку Васюкова.
Виктор Львович Корчной в последние годы очень болезненно реагирует на поражения. Разгневанный, ставит закорючку на бланке (если ставит) и, случается, не пожимая руку, начинает разнос соперника. Одержавшие победу над Корчным могут порассказать, что думает прославленный гроссмейстер о силе их ходов в только что закончившейся партии, да и вообще об уровне их игры.
Рецидивы раздражения случались у Корчного и раньше. На турнире в Брюсселе в 1987 году партия Корчного с Карповым приняла явно ничейный характер. Были разменены ферзи, ладьи, да и остальные фигуры исчезали с доски одна за другой. Дерева почти не оставалось, и Корчной предложил сопернику ничью. Карпов отказался. Было видно, как Корчной закипает, лицо его исказила гримаса и...
...не обращая внимания на последний ход черных, он дотронулся до короля. Посмотрев на доску и поняв, что его конь остается под боем, Корчной закричал: «Вы не имеете права играть со мной такие позиции!» - после чего смахнул фигуры с доски и покинул турнирный зал. Анатолий Евгеньевич спокойно выслушал тираду, проставил результат 0-1 на бланке и расписался.
Матч В.Корчной - В.Ульман
В Лейпциге сегодня первую партию матча из четырех партий Виктор Корчной - Вольфганг Ульман выиграл Корчной, игравший белыми. Корчной 23 марта отметил 83-летие, Ульману завтра исполнится 79. www.e3e5.com/
Я об одной из причин поражения Корчного в Багио. В шахматах он, конечно же, Сальери, но Моцартом он стать никак не мог по причине ничтожности мужского начала. В такой фактуре и такое нутро. Очень жаль, но не дал ему Бог силы Духа. На всех же не хватит. Так бывает.
Корчному мучительно больно признать, что и без КГБ в Багио у него не было шанса победить, и счёт 5-5 этого не опровергает. Был у Великих и счёт 5-0, и чё?
Поэтому Корчной и валит по привычке на агентов КГБ, а у нас в Багио были чисто защитные функции.
А в той партии напротив Карпова сидел очень сильный, но изнурённый медвежьей болезнью гроссмейстер. Вот вам банальная причина поражения Корчного в Багио. Так бывает.
Все относительно. Супротив нашего Толика Витя как раз может и слабоват духом был.
Если бы не сила духа, Корчной бы слетел Карпову как какой-нибудь там Спасский или Полугаевский, и никто бы о нём и не вспомнил.
Таланта у него было мало (сам признавал это), играл хреново, бригада хуже карповской - но характер то мощнейший, ненависть в лучших традициях Патриарха, энергии куда как больше - за счёт этого и вывозил понемногу...
Но и у Карпова характер тоже очень сильный, поэтому поломать его об колено не вышло.
но Моцартом он стать никак не мог по причине ничтожности мужского начала. В такой фактуре и такое нутро. Очень жаль, но не дал ему Бог силы Духа
Ну вообще, да. Неспортивное истеричное поведение чем вызвано быть может? Отсутствием мужских гормонов.
Смотря что считать истерикой...
Драка это ведь тоже истерика - а ведь быдлопредставители мужского пола решают свои проблемы насилием, не так ли?
Что касается недостатка мужских гормонов, то вообще непонятно причём тут они - у Карпова вот их вообще минимум (один бабский голос чего стоит) разве от этого его чемпионский характер стал слабее...
а ведь быдлопредставители мужского пола решают свои проблемы насилием, не так ли?
Ну это алкаши, биомусор.
Зачем драться, если можно убить потом, тихо и незаметно. BB wrote:
Что касается недостатка мужских гормонов, то вообще непонятно причём тут они - у Карпова вот их вообще минимум (один бабский голос чего стоит) разве от этого его чемпионский характер стал слабее...
Да, но видимо у Карпова настолько их мало, что это уже ангелоподобное существо.