Возникновение города Серпухова связано с обороной Москвы от внешних врагов. Изначально он задумывался важным стратегическим пунктом Московского княжества на реке Ока. Как крепость на окских рубежах город родился в период длительной борьбы с монголо-татарскими полчищами и польскими интервентами.
Впервые Серпухов упоминается в завещании московского князя Ивана Калиты (1339 г.) как наследное владение младшего сына Андрея. Следующий Cерпуховский князь по прозвищу Хоробрый прославил город как соратник Дмитрия Донского, решивший со своим Засадным полком исход Куликовской битвы.
Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, Серпухов часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов земли Русской - Тохтамыш в 1382 году, Едигей в 1408, и Свидригайло в 1410. Под Серпуховом устраивались сборы войск, на которых обычно присутствовали цари, великие князья, бояре и воеводы.
С постройкой в 1556 году каменного кремля город стал значительной крепостью на южных русских границах. В 1618 году он с успехом выдержал осаду войск украинского гетмана П.К. Сагаидачного. Но самое страшное в судьбе города и России могло случиться на полстолетия раньше.
После набега-нашествия и сожжения Москвы 1571 года, ставшего самым удачным для Крымского ханства в XVI веке, Девлет Гирей решил стать вторым Батыем. Вместе с турецким султаном он надеялся захватить и отделить от Московского царства бывшие территории Казанского и Астраханского ханств, а затем восстановить зависимость Москвы от татар, теперь уже крымских - турецких вассалов. 30 июля 1572 года у селения Молоди под Серпуховом, в 60 километрах от Москвы, началось пятидневное сражение. Его значение можно ставить в один ряд с Куликовской и Полтавской битвами. Ведь в случае поражения Московское царство опять могло потерять свою независимость, завоеванную в тяжелейшей многолетней борьбе.
Но история благоволила России. Опытный воевода Воротынский зашел татарам в тыл и отрезал их от обозов. В результате сражения большинство татар было разбиты, а остальные едва успели переправиться за Оку. Битвой при Молоди могуществу Крыма нанесен серьезный удар, а для Ивана Грозного победа стала последним толчком, заставившим отменить опричнину.
И вольным ветром овладев
Россия все больше, крепчала и расширяла свои территории. Вскоре, Серпухов потерял свое значение как важный сторожевой пост Москвы. Укрепившись на суше, страна потянулась к морским просторам. Новая жизнь по освоению моря в городе началась с отправки местных кузнецов на строительство первого Русского флота в Воронеж. И серпуховичей выбрали не случайно. Ведь добыча и обра¬ботка металла в Серпухове были хорошо развиты. "Серпуховское" железо продавалось в Москве, Вологде, Туле и Сибири.
Однако к концу правления Петра Первого экономическая жизнь Серпухова довольно сильно изменилась. Железоделательный промысел был свернут, но зато город выдвинулся в ряд крупных центров текстильного мануфактурного производства.
Быстро развивающемуся отечественному флоту требовались много парусного полотна. Местное население же имело давние навыки в производстве пряжи и грубой ткани из пеньки. Серпуховские купцы обладали необходимыми капиталами, а один из них, Федор Сериков, включенный по указу Петра в число основателей Московского суконного двора, имел известный опыт в организации мануфактурного производства.
К началу правлению Екатерины Второй Серпуховская текстильная выходит на ведущие позиции в производстве парусины. При этом почти треть общего экспорта парусины России составляла продукция Серпухова.
Прогресс, дарующий свободу
Из Века Екатерины перенесемся теперь на два столетия вперед в век двадцатый. Серпуховская земля снова стала передовым форпостом. Однако если в начале истории это был ратный рубеж, то в век, отворивший дорогу в космос, здесь расположился передовой дозор науки.
Новые научные центры, расположившиеся в серпуховском районе, дали старт исследованию новых просторов от микромира, до макрокосмоса. Так Серпуховская радиоастрономическая обсерватория Физического института РАН, в Пущино, исследует космическое радиоизлучение тел Солнечной системы, галактики и внегалактических объектов. А с помощью протвинского ускорителя исследуются частицы размером, не то, что меньше атома, меньше его составляющих. И атом раздробили и протоны с нейтронами. Но на Серпуховской земле заботятся не только свободе для новых пределов разума человеческого, но и о самих людях не забывают. Особенно о тех, которые из-за болезни или в силу обстоятельств попали в трудное положение.
«Голубая кровь»
Одной из разработок призванных помочь человеку является «голубая кровь». В конце 60-ых в различных странах приступили к интенсивным исследованиям по созданию различных кровезаменителей. В связи с общей международной напряженностью, пользовались научные проекты, которые могли бы быть важны, в случае если холодная война перерастет в «горячую». Для спасения людей необходимы большие запасы донорской крови. А где взять в необходимых количествах как хранить, если даже в мирное время донорской крови не хватает? Безвредные, не боящиеся нагревания искусственные кровезаменители, пригодные независимо от группы крови пациента, их можно долго хранить, не опасаться инфекций, которые могут быть у доноров. В этом был смысл разработки.
Исследования проводились в Пущинском институте теоретической и экспериментальной биофизики. Однако при этом было задействовано более 40 академических и отраслевых организаций. В 1982 году был создан новый кровезаменитель – перфторан препарат, который позже окрестят как «голубая кровь». Путь этого препарата к людям оказался тернист и труден. Едва начавшиеся клинические испытания были тут же остановлены, а работы по доведению «голубой крови» до клиники массового производства были задержаны на 6 лет.
Перед величайшим завоеванием нашей науки стали возникать всевозможные барьеры, неожиданно началась кампания по его дискредитации. Недруги Белоярцева уверяли, что разработанная им "голубая кровь" приносит больше вреда, чем пользы. Постепенно развернулась самая настоящая травля выдающегося ученого.
Началось с анонимок. В медицинские институты, дававшие положительные отзывы о перфторане, стали поступать подметные письма со ссылками на авторитетные мнения академиков. Такие же злобные послания приходили и в партийные органы с той, однако, разницей, что здесь упор делался на "авантюризм" ученых из Пущино и даже на "вредительство". Конечно, партийные руководители не могли не откликнуться. Скоро в Институт биофизики приехала проверочная комиссия. Понятно, члены ее в свойствах искусственной крови ничего не понимали, но зато отметили, что у биофизиков не налажена политическая учеба, что ученые слабо участвуют в заседаниях парткома, и тому подобное. И в хозяйственной деятельности заметили промахи. К партийным следователям присоединились контролеры из ОБХСС. И пошло, поехало.
В публикациях прессы того времени достаточно подробно, хотя и противоречиво изложены эти события. Их названия довольно точно характеризуют то бурное время «Еще не кровь, но уже не водица», «Можно ли дышать жидкостью?», «Быть или не быть «голубой крови»?», «Заменитель чести», «Время релаксации».
В результате гонений погиб врач Белоярцев. После расправы над врачом директор института теоретической и экспериментальной биофизики Генрих Романович Иваницкий поклялся очистить имя Ф.Ф. Белоярцева от клеветы и довести перфторан до клиники. Он принял удар на себя и сделал все возможное и невозможное, чтобы довести «голубую кровь» до реального использования в медицине. Благодаря стараниям ученых препарат спасет множество жизней солдат в Афганской войне.
Перфторан был допущен к применению и широко практиковался. Более 20 тысяч пациентов встали на ноги, пролечившись препаратом. Для перфторана найдены новые области в медицине уже не только в качестве кровезаменителя. Этот препарат оказался полнофункциональным. Обнаружены новые свойства, которые позволяют использовать его при лечении гепатита, для улучшения микроциркуляции крови, а также как реанимационный препарат.
«Мои вторые ноги»
- Это действительно мои вторые ноги, – так говорили об этом маленьком, удобном автомобиле «Ока» многие люди, которых судьба ограничила в передвижении на своих ногах.
Появлению проекта "Оки" во многом способствовали молодые специалисты Серпуховского мотосборочного предприятия. На серпуховском мотозаводе долгое время производили мотоколяску "СЗД" – неказистое и невероятно трескучее средство передвижения, предназначенное для людей с ограниченными возможностями. Эта модель производилась уже 20 лет и конечно успела устареть и порядком надоесть. Еще в 1979 году группа молодых конструкторов мотозавода занялась разработкой нового вида транспорта для инвалидов – автомобиля особо малого класса. Эта машина и получила название «Ока». Ее создали молодые серпуховские конструкторы А. Попов, С. Шеметов и другие. Первый опытный образец был представлен уже в июле 1981 года.
После долгих хождений по коридорам власти, представители серпуховского мотозавода со своей разработкой новой машины, приехали на Волжский автомобильный завод. Проект был признан достаточно интересным. Однако представителей автомобильного гиганта не устроило то, что предназначен он был исключительно для инвалидов. Главная беда «Оки» заключалась в ее двигателе. Ведь он был всего лишь мотоциклетным. Страна тогда еще не имела собственных разработок небольшого "железного сердца" для автомобилей такого класса. Впоследствии выход нашли в том, что от 4-цилиндрового движка "ВАЗ-2108", условно говоря, отрезали половину и явили на свет двухцилиндровый модифицированный двигатель. Впрочем, в первоначальный проект было внесено немало изменений.
Теперь эта малолитражка могла служить не только в качестве транспортного средства для инвалидов. Отличная маневренность, хороший обзор, небольшой расход бензина, достаточно просторный для малолитражки салон, легкость парковки, и невысокая цена делали «Оку» привлекательной для многих целей.
Несмотря на все достоинства, новый автомобиль мог бы очень долгое время оставаться только лишь проектом, как это случалось с другими более ранними разработкам. Однако в период товарного голода в 1985 году появилось постановление ЦК КПСС о выпуске всеми предприятиями на рубль зарплаты равного количества товаров народного потребления. «Жигули» АВТОВАЗа не считались в то время таким товаром, а вот маленькая юркая «Ока» к этой категории как раз подходила. «Народному автомобилю» вскоре был дан зеленый свет, а серпуховское мотосборочное предприятие стало автозаводом.