Ключевое слово
26 | 04 | 2024
Новости Библиотеки
Шахматы Онлайн
Welcome, Guest
Username: Password: Remember me
  • Page:
  • 1

TOPIC: Война Севера и Юга в США

Война Севера и Юга в США 04 Июль 2014 06:39 #1

  • Vladimirovich
  • Vladimirovich's Avatar
  • OFFLINE
  • Инквизитор
  • Posts: 106862
  • Thank you received: 2079
  • Karma: 105
Проблемы человеческой цивилизации начались, когда победил Север :hobo:
Каждому - своё.

Война Севера и Юга в США 04 Июль 2014 06:39 #2

  • Vladimirovich
  • Vladimirovich's Avatar
  • OFFLINE
  • Инквизитор
  • Posts: 106862
  • Thank you received: 2079
  • Karma: 105
www.bbc.co.uk/russian/international/2011...l_war_150years.shtml
Ровно 150 лет тому назад, 12 апреля 1861 года, в Америке южане-конфедераты обстреляли находившийся в руках центрального правительства Форт-Самтер, стоявший посреди бухты города Чарльстона (штат Южная Каролина).
Так началась гражданская война между Севером и Югом, оказавшаяся самой кровопролитной в истории Америки.
Боевые действия продолжались 4 года и унесли 620 тысяч жизней, эквивалентных нынешним 10 миллионам. Это больше, чем Америка потеряла в обеих мировых войнах.
Погибли 10% северян от 20 до 45 лет и 30% южан от 18 до 40. Война по большей части велась на территории южных штатов и далеко не всегда по-рыцарски. Генерал северян Уильям Шерман использовал в Джорджии тактику выжженной земли, которая предвосхитила тотальные войны следующего столетия.
Это был один из первых конфликтов индустриальной эпохи. В нем были задействованы телеграф, железные дороги, пароходы и оружие массового производства.
Тогдашние медики не знали обезболивающих, помимо опиатов, и тысячи солдат сделались в результате войны морфинистами. Военные хирурги ампутировали конечности ножами, которые точили о свою кожаную подошву.
Когда война кончилась, на полях сражений оставались десятки тысяч безымянных трупов, сваленных в неглубокие братские могилы и ожидавших приличного погребения. В других местах в траве валялись тысячи костей. Окрестные фермеры жаловались, что их свиньи жрут мертвечину и не годятся в пищу.
В 1867 году конгресс принял закон о национальных кладбищах и выделил в его рамках средства на опознание и захоронение трупов - 9 долларов 75 центов на каждый гроб. В течение 4 лет были перезахоронены более 300 тысяч тел.
Но это были в основном останки победителей. На павших южан забота Вашингтона не распространялась, и их захоронением занимались частные благотворительные организации, обычно состоявшие их южанок, которые потеряли своих мужчин на войне.
Война стоила не только большой крови, но и больших денег. Историк Дэвид Голдфилд подсчитал, что она обошлась в 6,7 млрд тогдашних долларов.
Он задается вопросом, а стоила ли игра свеч, и доказывает, что вместо братоубийственной распри можно было выкупить и освободить все 4 млн рабов в Америке и выделить каждой их семье по 40 акров земли. На это ушло бы 3,1 млрд, а на оставшиеся 3,6 млрд можно было бы выплатить бывшим рабам репарации в размере зарплаты, которую они недополучили за столетие.
"И ни один человек бы не погиб", - говорит профессор Голдфилд, в марте опубликовавший свою 16-ю книгу "Америка в огне. Как Гражданская война создала нацию". Рецензенты отзываются о его трудах весьма высоко, но называют выдвигаемое им решение утопическим.
Полтора века спустя война продолжает вызывать споры. Убежденные сторонники южан называют ее "войной против агрессии Севера" или "войной за независимость Юга".
Доцент Томас Вудс в своей книге "Политически некорректное руководство по американской истории" доказывает, что войну развязали северные плутократы, опасавшиеся, что коммерция утечет из их рук на Юг "с его низкими тарифами и режимом свободной торговли".
Знаменитый американский журналист Генри Луис Менкен писал, что северяне "на самом деле воевали против самоопределения; конфедераты же воевали за право людей на самоуправление". "Ну, положим, не всех людей", - язвит публицист Макс Бут, имея в виду, что южная концепция самоопределения не распространялась на чернокожих.
Многие уверены, что президент Авраам Линкольн начал войну ради отмены рабовладения, хотя и в своей инаугурационной речи 4 марта 1861 года, и в послании конгрессу 4 июля он заявил, что не ставит целью "ни прямо, ни косвенно противодействовать рабовладению в тех штатах, в которых оно существует".
"Мы ввязались в эту войну не для того, чтобы покончить с рабством", - говорил президент, который отменил в начале конфликта ряд гражданских вольностей, закрыл множество оппозиционных газет и арестовал более 13 тысяч противников войны, в том числе мэрилендца Джона Мерримана.
Глава верховного суда США Роджер Тэйни приказал военным привести Мерримана к нему на слушание. Военные ему не подчинились. Тогда Тэйни издал эдикт, объявивший драконовские меры Линкольна противоречащими конституции. Президент и военные его проигнорировали.
Линкольн начал войну не ради отмены рабства, а ради сохранения целостности государства, от которого попытались отколоться 11 рабовладельческих штатов. Некоторые считают, что их нужно было просто отпустить с миром, и рабовладение бы неизбежно умерло своей смертью. Им возражают, что экономика американского Юга слишком сильно зависела от рабского труда, и поэтому добровольно от него отказались бы очень нескоро.
Еще больше споров о том, почему в войну ввязался Юг. Для большинства американцев этот вопрос давно решен: южане хотели сохранить рабовладение. Приводят слова их вице-президента Александра Стивенса, заявившего в 1861 году, что "краеугольным камнем Конфедерации является та великая истина, что негр не ровня белому человеку; и что рабство, подчинение высшей расе есть естественное и нормальное положение дел".
И тем не менее критики с возмущением отмечают, что в официальном пособии для подготовки к экзамену на гражданство США даже при Бараке Обаме даются три допустимых ответа на вопрос о причинах Гражданской войны: рабовладение, экономические факторы и права штатов.
"Это нонсенс!" - фыркает в либеральном сетевом журнале "Салон" профессор права Стивен Лубет, который с одобрением цитирует губернатора Миссисипи и возможного кандидата республиканцев в президенты Хейли Барбура, недавно заявившего, что война велась прежде всего из-за рабства.
"Гражданская война была необходима для того, чтобы отменить рабовладение, - сказал Барбур. – Печально, что для этого потребовалась гражданская война".
Каждому - своё.

Война Севера и Юга в США 04 Июль 2014 06:39 #3

  • Vladimirovich
  • Vladimirovich's Avatar
  • OFFLINE
  • Инквизитор
  • Posts: 106862
  • Thank you received: 2079
  • Karma: 105
territa.ru/publ/2-1-0-135
Мифы о Гражданская войне в США ( + 37 рисунков )
Первое из наиболее прочно засевших в умах неправильное мнение, это, как ни странно, само название войны. В силу ряда причин и для удобства терминологии был принят термин «Гражданская война». Более полное ее название «Гражданская война Севера и Юга 1861 – 1865 гг.» Уже в этом кроется самая первая ошибка. Военно-энциклопедический словарь (М.,1983 г.) так трактует понятие «гражданская война - организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны» (с.207). В Большой Советской Энциклопедии (М.1979г.) при всей ее идеологизированности определение "гражданской войны" приводится теми же самыми терминами. Особо выделим здесь слова «борьба за государственную власть». Так вот, в Гражданской войне 1861-65 гг. Юг не стремился захватить власть и свергнуть правительство Линкольна, как ни странно это звучит. Более правильная терминология в отношении той войны будет Война между Штатами, Война 1861 года, Мятежная война, Война за независимость Юга. На Юге США в ходу термины также «Война», «Война сецессии», «Обреченное дело», «Великая Неприятность». Соответственно, употребление самого термина Гражданская война по отношению к событиям 1861 года некорректно. Известно, что название зачастую определяет суть. В данном случае суть определена неверно, ибо Юг воевал за независимость, за свой собственный образ жизни, а не преследовал экспансионистские цели.
Из этого вопроса явно вытекает другой – о целях войны. И он, пожалуй, являлся самым сильным мифом о той войне, Если спросить любого человека о том, почему воевали Север и Юг, за крайне редким исключением ответ будет наподобие такого: «Север сражался за освобождение рабов, а Юг хотел всех поработить». На этом заблуждении, увы, построена история той войны. Проще говоря, господствует всеобщее убеждение, что война была по поводу рабства. Но вот это-то и в корне неверно.
Джек Лондон сделал крылатым выражение: «Победитель получит все». Победитель в войне 1861-65 годов действительно получил все, в том числе и право переписывать историю (право, подкрепленное силой) и утвердить ее в качестве официальной истории. В принципе, в этом нет ничего удивительного. На протяжении всей мировой истории именно так все и происходило. В данном же случае, переписывание и утверждение истории было необходимо было для оправдания начала и хода войны, в т.ч. и военных преступлений. Нарушение конституционных принципов, попрание гражданских свобод, нарушение права на жизнь, частную собственность – такие вещи трактуются, как правило, однозначно. В случае с Войной 1861 г. они были официально призваны быть необходимыми, чтобы сохранить Союз (миф!), освободить рабов (миф!), и сохранить единое законное правительство (еще один миф!). Президент Конфедеративных Штатов Америки Джефферсон Дэвис предсказывал, что если Юг проиграет войну, то Север будет писать ему историю. Так и получилось.
Итак, первейший миф о Войне 1861 – это тот, что война была «по поводу рабства». Опровергнуть это также трудно, как объяснить средневековому крестьянину, что земля круглая и вращается вокруг Солнца. Он просто не поверит по той простой причине, что «все знают, что это не так». В данном случае «все знают», что в Войну 1861 сражались из-за несчастных рабов. Правда еще 500 лет назад «все знали», что есть ведьмы, а по ночам на кладбище ходят вампиры, а за океаном есть земля, где живут драконы и т. д. Так что аргумент «все знают» нельзя рассматривать в качестве научного.
Перед Войной 1861 была опубликована книга Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Книга, к сожалению, талантливо написана. А, как известно, с талантливо написанным бороться значительно труднее. Более лживой книги о предвоенном Юге трудно найти, даже если искать специально. Но почему-то всякий раз, когда заходит речь о Войне 1861-65 гг., она всплывает на поверхность, как один из аргументов. Странное дело, почему, например, роман А.Толстого «Петр I» не используется в качестве исторического источника, а вот эта книга – пожалуйста. Могут возразить, что, мол, Бичер Стоу была современником и, де, знала прекрасно свое время. Увы, сие трудно признать правдой. Б.Стоу принадлежала к аболиционистам, причем, к наиболее одиозным кругам этой группы. И в своей книге она прежде всего выражала мнение этой части общества, что именно она сама думала о Юге, и то, что от нее хотели услышать.
Итак, общественное мнение утвердилось в той точке зрения, что рабство - это плохо. И практически все соглашались, что с этим надо что-то делать. Но дело в том, что никто не хотел делать «это что-то». И уж конечно никто не стремился давать рабам (читай - неграм) равные права. Рассмотрим это на примере самого видного «освободителя» Авраама Линкольна. При упоминании его имени обычно срабатывает ассоциация – Декларация об Освобождении. (Правильнее ее будет называть «Прокламация» - The Emancipation Proclamation). Но, если копнуть поглубже, то выясняется что с текстом Прокламации мало, кто знаком. Если ее внимательно прочитать, то выяснится, что это всего лишь одна из мер ведения войны, призванная обелить вторжение северян на Юг. (Да, Юг первым начал военные действия, но именно Север отправил свою армию в южном направлении, чтобы разгромить восстание). Правда состоит в том, что Прокламация не была предназначена для освобождения рабов. В ее тексте говорится, что объявлены свободными те рабы, которые находятся «в штате или части штата, население которых находится в состоянии мятежа против Соединенных Штатов». Другими словами, Линкольн объявил свободными тех рабов, чью территорию пребывания он не мог контролировать. Поскольку любой закон, не подкрепленный силой превращается в пустой звук, именно таковым и явилась Прокламация. Но, что же по поводу остальных рабов? Тринадцать приходов Луизианы и 48 графств Виргинии (позднее означенных как штат Западная Виргиния) были особым образом исключены из этой Прокламации, оставлены в том порядке «как если бы Прокламация не была опубликована». Эти территории находились на тот момент под контролем Севера, и освобождения рабов там не произошло.
Вопрос – что мешало Линкольну провести этот закон в жизнь и освободить всех рабов на оккупированных федеральными войсками территориях если все условия тому благоприятствовали? Пожалуй то что Прокламация преследовала иную цель нежели дарование свободы рабам, а именно – экономическая диверсия против Юга. Понятно, что на Юге никто не собирался объяснять неграм смысл Декларации, негры просто слышали о «слове массы Линкума», о том что все негры будут свободными, они называли это день Юбилея. Но если раньше с Юга негры бежали и это можно было сравнить с протекающей крышей, то теперь уже хлынули ручьи которые в конце концов соединились в поток. Декларация подрывала тыл Юга экономически. Понятно, что когда все здоровые мужчины на фронте а дома остались старики, женщины, дети и те кто по каким-либо причинам не смог воевать, то ситуация когда негры бежали Югу ничего хорошего не принесла.
Нельзя сказать что Декларация ознаменовала коренной перелом в ходе войны, как это оценивал Карл Маркс. На самом деле в Европе о Гражданской войне в США думали не так, как считал Маркс. Заокеанские события Европу интересовали, но на войну не смотрели как на событие эпохальное. Маркс же писал, что это великая революционная война, которая окажет великое всемирное историческое значение на весь мир и всячески приветствовал Декларацию Линкольна об освобождении рабов, называя эту «войной по-революционному». Возникает вопрос – а что значит война «по-революционному»? В переводе на обычный язык - это значит «война без правил»
Надо сказать, что война «по-революционному» иногда принимала довольно странные формы. Генерал Джон Турчин, он же полковник Иван Васильевич Турчанинов, дезертировавший из русской армии, воевал в рядах северян, был подвергнут суду военного трибунала за явное нарушение приказа - Турчин своей властью освободил рабов, на территориях, занятых его бригадой, то есть начал воевать «по-революционному» руководствуясь не приказами и законами как положено профессиональному военному, а чем-то иным. Было это сделано в нарушение всех приказов, еще до выхода Прокламации. По законам того времени раб, как ни крути, считался собственностью, т.е. его освобождение являлось отчуждением собственности, иначе говоря, преступлением (кроме как по суду сделать этого было нельзя). Линкольн вмешался в судебный процесс и своей властью освободил Турчина, более того, присвоил ему чин бригадного генерала. В Луизиане генерал северян Батлер, который оккупировал Новый Орлеан, заслужил прозвище «Мясник». Батлер воевал, не признавая никаких правил войны, руководствуясь только своей жестокой волей. Но, увы, прославился он не как талантливый стратег на поле брани, а своей войной с мирным населением. О печально известном марше Шермана через Джорджию, когда впервые была применена тактика «выжженной земли» говорить не приходится. Таковы примеры войны «по- революционному» и таких – множество.
Население Юга перед Войной 1861-65 гг. составляло 12 млн. человек, из них - 9 млн. белых, 3 млн. цветных. Чтобы называться плантатором необходимо было иметь минимум 20 рабов. Таким образом, получается, что к 1860 году на Юге было всего 46 274 плантатора, из них менее 8000 владели 50-ю рабами, у 2892 было 100 рабов, 11 обладали 500 рабами и трое (!) владели тысячью рабами. Выходит, что число плантаторов на Юге составляло менее 0,5% населения. За что же сражались те южане, у которых было один-два раба? Даже если сосчитать всех южан, как мужчин так и женщин, у которых был хотя бы один раб и в таком случае их число не превышало 350 000. Между тем во всех Армиях Юга стояло под ружьем около 600 000. За что же воевали они? Ответ один – они сражались потому, что считали, что их право на собственную независимую жизнь было попрано. Они сражались потому, что ощущали себя нацией, которой угрожает опасность.
За что же сражались парни в синем (северяне). За что сражался ирландский иммигрант из Нью-Йорка, пенсильванский немец, массачусетский англосакс? За то, чтобы освободить из рабства негров? В это верится с трудом. Обыкновенный янки не мог не понимать, какие последствия вызовет поток освобожденных африканцев на Север (а он был неминуем). Прежде всего это грозило ему возможной потерей работы из-за наплыва дешевой рабочей силы. И он шел в бой потому, что ему сказали, что Юг – это плохо, Юг – это – зло, Юг хочет захватить Север и поэтому надо защитить страну. Солдат вообще по натуре своей размышлять на глобальные темы не склонен. У него есть тяжелая неблагодарная работа, которую надо исполнять, а о большем пускай командир думает. Примерно такова психология любого солдата, и Война 1861 исключением не является.
Итак можно с уверенностью сказать, что называть Войну 1861 войной из-за рабства – это заблуждение. К сожалению, заблуждение, переросшее в миф, прочно утвердившийся в умах. Парадокс состоит в том, что «рабский вопрос» не был выгоден никому. На Юге «status quo» устраивало большую часть населения и традиционно консервативный край знать не хотел ни о каких переменах, хотя, возможно, и понимал, что будет вынужден изменить положение вещей. Северян же рабство не устраивало по моральным причинам, но в целом, расистские настроения здесь были гораздо выше, чем на Юге, и никому не улыбалось иметь негра своим соседом. Причины же войны кроются в другом. Любая война имеет в своей основе экономические резоны, которые как правило, задрапированы в благостные декларации.
Каждому - своё.

Война Севера и Юга в США 04 Июль 2014 06:40 #4

  • Vladimirovich
  • Vladimirovich's Avatar
  • OFFLINE
  • Инквизитор
  • Posts: 106862
  • Thank you received: 2079
  • Karma: 105
abhoc.com/arc_an/2011_09/608/
Улисс Грант: анекдоты о 18-м президенте США и его времени
Восемнадцатому президенту США Улиссу Гранту (1822-1875) однажды сказали, что сенатор от Массачусетса Чарльз Самнер (1811-1874) не признаёт Библию. Грант на это отреагировал так:
"Только потому, что не он сам её написал".
Это сенатор Чарльз Самнер был ярым сторонником отмены рабства и прославился на все Штаты историей, которая произошла с ним в 1856 году. В июне он произнёс резкую речь против рабства, в которой задел сенаторов Стивена Дугласа (1813-1861) от Иллинойса и Эндрю Батлера (1796-1857) от Южной Каролины. Среди прочих оскорблений Самнер сказал, что эти люди
"Дон Кихот и Санчо Панса, которые выступают не в защиту прекрасной дамы, а шлюхи, называемой рабством".
Другие его высказывания были ещё более резкими и оскорбительными.
Конгрессмен от Южной Каролины Престон Брукс (1819-1857), племянник Батлера, решил заступиться за честь дяди и хотел вызвать Самнера на дуэль, но его отговорили.
Тогда 22 мая 1856 года Брукс в сопровождении конгрессменов Лоуренса Кейта (1824-1864) от Южной Каролины и Генри Эдмундсона (1814-1890) от Вирджинии вошёл в помещение Сената и подошёл к Самнеру. Брукс сказал, что он дважды внимательно прочитал речь Самнера и находит её оскорбительной не только для его дяди, но и для всего народа Южной Каролины.
После этих слов Брукс начал избивать Самнера своей тростью с золотым набалдашником. Самнер вскочил и попытался убежать, но Брукс сбил его с ног и продолжал избивать до тех пор, пока не сломал свою трость.
Многие сенаторы попытались помочь Самнеру, но их остановил Кейт, размахивавший своим револьвером.
После этой экзекуции Брукс и Кейт подали в отставку со своих постов, но стали героями всего Юга. Вскоре героев снова переизбрали в Конгресс США, а Бруксу вручили новую трость с золотым набалдашником и памятной надписью.
Сенатор Самнер стал мучеником в глазах северян, но он болел в течение трёх лет и не мог посещать заседания Сената.
Каждому - своё.
  • Page:
  • 1
Moderators: Grigoriy
Рейтинг@Mail.ru

Научно-шахматный клуб КвантоФорум