31 мая 1961 года, после 31-летнего правления был убит правитель Доминиканской республики Рафаэль Трухильо.
В этой теме я расскажу об этом по причине того, что заговор, приведший к его гибели, был составлен при прямой помощи Штатов.
Почему так произошло, чем примечателен Трухильо и его правление, я и поведаю ниже. Многобукв, так что кому интересно.
К моменту прихода к власти в 1930 году Доминикана представляла собой на редкость плачевное зрелище. Огромный внешний долг, партийные междоусобицы, и столица, практически разрушенная ураганом. Что же стал делать Трухильо?
Трухильо создал однопартийный авторитарный режим, опиравшийся на Доминиканскую партию — рыхлый, но всепроникающий политический механизм, служивший одной из ключевых опор режима и обеспечивавший ему оперативную связь с отдалёнными регионами и населёнными пунктами страны. Партия строила свою идеологию на антикоммунизме, доминиканском католическом национализме, культе независимости и личности Трухильо. Она существовала за счёт ежемесячных членских взносов в размере 10% месячной зарплаты.
Экономически режим Рафаэля Трухильо представлял собой довольно странную модель, которую можно было бы охарактеризовать как цезаристское национал-либертарианство. В сущности, она сводилась к следующей цепочке тезисов: Доминикана зависима от внешних акторов; контроль осуществляется посредством надзора за государственным долгом, госрасходами, Вооружёнными силами, внешней торговлей и таможенными сборами. Накопить достаточный объём средств в таких условиях невозможно. Следовательно, как можно большая часть государственных активов должна перейти в частные руки; однако, поскольку частники коррумпированы и недостаточно патриотичны, то лучше всего сосредоточить собственность в руках каудильо, который будет распоряжаться ею на всеобщее благо. По факту Трухильо осуществил «приватизацию Доминиканской Республики», сделался крупнейшим создателем рабочих мест в стране (до 50% всех рабочих мест приходились на его компании), ввёл масштабные социальные гарантии и таким образом реализовал индепендентный националистический доминиканский проект ХХ века.
Почему было не назвать такую модель обычным термином «коррумпированная непотистская диктатура»? Проблема в том, что социальная и десаррольистская политика Трухильо не позволяют сказать, что он прежде всего заботился о себе или преследовал свои частные цели. Исходя из пропагандистского штампа о «Трухильо, положившем страну в собственный карман», невозможно объяснить фанатичную страсть Трухильо к реформам, созданию инфраструктуры, развитой социальной политике, трате своих собственных денег на не выгодные для частника проекты, и абсолютно не поддающиеся «коррупционному» объяснению, не несущие материальных выгод, шаги его правительства.
Сразу после прихода к власти Трухильо принялся работать над восстановлением столицы, её пригородов и распределением пострадавших от урагана Сан-Сенон, пронёсшегося над городом в 1930 и превратившего Санто-Доминго в руины. В этот момент Трухильо впервые столкнулся не только с инфраструктурным коллапсом, но и с глубокой и запущенной проблемой — катастрофической неразвитостью Доминиканы в области медицины.
До 1930 года в Доминиканской Республике было около 30 коек для рожениц. Были два специализированных госпиталя, где лечили лепру и душевные болезни и несколько слабо оснащённых больниц.
К 1955 году в стране было 5000 койко-мест, плюс ещё две-три тысячи находились в ведении других секретариатов. Значительные средства были брошены на борьбу с малярией и туберкулёзом. Для борьбы с ЗППП были построены госпиталь для лечения венерических заболеваний, открыто отделение венерологии (в столице), а в регионах построили кожно-венерологические диспансеры. Отдельную статью можно было бы посвятить развитию педиатрии, гинекологии и психиатрии. Секретариат здравоохранения, бюджет которого в 1930 году (когда Трухильо только взял власть) составлял 160 855 долларов, в 1950 распоряжался суммой в 21 226 727 долларов.
Сразу же по приходу к власти Трухильо приступил к кодификации старых и конструированию новых правовых аспектов жизни в Республике. Сказать, что в этой сфере царил хаос — значит промолчать. В 1930 был принят Закон №1312. Этим законом в стране впервые создавался новый государственный орган — Секретариат труда и коммуникаций. В полномочия секретариата входило следующее: налаживание взаимоотношений между рабочими центрами и организациями внутри страны; отслеживание и изучение резолюций и инициатив, которые принимались на рабочих конференциях по всему миру; защита доминиканского рабочего («доминиканскость» последнего подчёркивалась особо); принятие мер по созданию рабочих мест для доминиканцев; определение продолжительности рабочего дня и выходных; страхование рабочих; формулирование обязанностей работодателя и работника; создание сберкасс для трудящихся; и создание жилищного фонда для них же. Новый орган работал быстро и чётко, ведь у всех на слуху была фраза Трухильо: «Мои лучшие друзья — трудящиеся».
В начале 30-х были приняты Закон №352 о несчастных случаях на производстве, а также Закон о доминиканизации труда, определивший жёстко националистический характер трудового законодательства Республики. Последний ограничивал количество иностранцев, которое допускалось к найму в доминиканские компании. В 1934 власть нанесла удар по коррупционерам, имевшим привычку выплачивать зарплаты ваучерами, которые принимались к оплате только на складах и точках, принадлежащих работодателю. Закон №740 запрещал подобную практику.
Радикальные реформы Трухильо привели к противоречивым последствиям. С одной стороны, доминиканские рабочие были готовы носить своего лидера на руках, а молодой урбанизированный бизнес буквально молился на него, поскольку Трухильо разрушал косную и коррумпированную систему, которая не позволяла молодым и инициативным проявлять себя. С другой стороны, такие меры привели к масштабным увольнениям гаитян, которые в поисках работы потянулись на границу и в удалённые регионы, усугубляя и без того тяжёлую ситуацию. Именно в этом стоит видеть истинные причины событий, связанных с резней 1938 года.
При Рафаэле Трухильо Доминикана включилась в драматическую, но малоизвестную за пределами региона «гонку за цементом», в которой участвовало большинство стран Латинской Америки. В 40-е, когда Трухильо затеял масштабную индустриализацию, одной из задач, стоявших перед правительством, стало полное обеспечение страны цементом собственного производства, чтобы добиться независимости и создать собственный внутренний рынок жилья и стройматериалов, не зависящий от внешних факторов. 28 февраля 1947 года была открыта фабрика по производству цемента. Она быстро доказала свою эффективность: если в 1945 году Доминиканская Республика закупала порядка 39.5 тысяч тонн цемента, то в 1950 она импортировала всего около 3.5 тысяч. Вскоре власти объявили, что страна полностью обеспечила себя цементом.
В Эру Трухильо правительство Республики реализовало масштабное строительство гинекологической и педиатрической инфраструктуры. В стране появились финансовые и жилищные программы для многодетных семей. Кроме того, в каждом городе страны были созданы гинекологические консультации и убежища (приюты.) Последние создавались для сирот и несовершеннолетних беженцев (напр. из Испании, охваченной гражданской войной.) Активно велась борьба с торговлей женщинами, исчезновениями женщин и детей на доминикано-гаитянской границе, и с человеческим траффиком.
Согласно трухильистской социальной стратегии, доминиканские дети в первую очередь должны были получить право на квалифицированную медицинскую помощь, право на приют (в случае сиротства или серьёзных проблем в семье) и право на образование. «Лучшей наградой для меня, как для государственного деятеля, — говорил Трухильо — станет тот день, когда все мои соотечественники смогут прочитать своими глазами и написать своими руками три слова, которые составляют немеркнущую суть наших национальных институтов: Бог, Отечество, Свобода». К первой половине 50-х в стране была создана полная инфраструктура, рассчитанная примерно на 100 000 школьников. Она включала в себя больше количество технически оснащённых и построенных в соответствии с новейшими медицинскими требованиями и трухильистской урбанистической концепцией (красота, простор, эффективность, забота о здоровье) школ и гимназий; спортивные комплексы, бассейны, дворцы студентов и санатории.
Всё перечисленное может показаться слишком натужно-радостным, и читатель может усомниться в том, что коррумпированный правый режим мог создать всё это без завышения показателей, «потёмкинских деревень» и тому подобного. Следует помнить, что речь идёт о небольшом островном государстве, которое не только элементарно просматривалось при помощи вездесущей Доминиканской Партии и весьма грозных трухильистских спецслужб, к которым прислушивались и с которыми не стеснялись консультироваться даже американцы и испанцы, но и в буквальном смысле легко проезжалось насквозь. Большая часть расходов на социальные программы не просто была прозрачна для диктатора — она проходила через его руки. Сочетание национализма, жёсткого авторитаризма и «монопольно-либертарианского» цезаристского подхода, смешавшего государство и личную казну каудильо, породили любопытный антикоррупционный эффект в сферах строительства и социального обеспечения (следует ещё раз повторить, что это справедливо лишь для небольшой и в силу этого легко управляемой страны): воровство при создании инфраструктурных проектов стало бессмысленным занятием. Украсть деньги, выделенные на социальный проект — с вероятностью 90% означало украсть у самого Трухильо, что автоматически означало либо тюрьму, либо лишение чинов и имущества.
На Эвианской конференции 1938 года, где решался вопрос беженцев-евреев, Доминикана не отступала от своего стиля. Она была единственной страной из тридцати двух, которая не осторожничала, выкраивая для себя выгоду и не вводила квоты, а сразу объявила, что готова принять до 100 000 беженцев (США, например, заявили, что их квота исчерпывается 27 370 человеками) и предоставить им место для проживания.
Иммигранты и беженцы сделали значительный вклад в развитие страны. Они принимали участие в развитии доминиканской медицины, культуры, образования, строительного бизнеса и даже военной промышленности. Говоря о военной промышленности, можно вспомнить деятельность венгерского инженера, организатора производств и талантливого менеджера Шандора Ковача, который собрал в Доминикане группу из восьмидесяти девяти экспертов-проектировщиков-инженеров, среди которых был оружейник Пал Кирай, имевший опыт разработки оружия для военных нужд Венгрии, и убедил Трухильо запустить оружейный завод и построить арсенал. Пал Кирай разработал доминиканский карабин Кристобаль, который использовался доминиканскими Вооружёнными силами, на Кубе и в Колумбии. Доминиканские власти искали варианты с поставкой Кристобалей в США и Испанию, где карабин вызвал интерес. Увы, открытый рынок и антикоммунистическая политика в исполнении США оказались больше позой, нежели реальностью. Американцы регулярно накладывали санкции на Республику и стремились контролировать её внешнюю торговлю, оружие не получило широкого распространения за пределами страны, а доминиканская военная промышленность после гибели Трухильо пришла в упадок.
Важнейшей задачей с т.з. трухильистской экономической доктрины было — добиться максимальной независимости Республики от иностранцев. Для этого следовало выплатить внешний долг и забрать контроль над доминиканской таможней у американцев.
Выплата внешнего долга и получения контроля над таможней.
Его размер в 1930 составлял 16 млн. долларов. Сумма была неподъёмной для страны, а устаревшее слабое производство и разрушенная ураганом столица, казалось, не оставляли шансов на успех.
В 1931 Трухильо инициировал переговоры с американскими финансовыми партнёрами. Он предлагал ввести мораторий, который бы позволил Доминиканской Республике сплачивать только набегавшие по кредитам проценты до конца или хотя бы стабилизации экономического кризиса. Переговоры прошли успешно, и Трухильо смог начать аккумулировать бо´льшие средства. В конце 30-х доминиканский диктатор смог убедить американцев передать контроль над таможней доминиканцам. После продолжительных переговоров Рафаэль Трухильо и госсекретарь Корделл Хулл подписали соответствующее соглашение 24 сентября 1940 года. Оно было ратифицировано 15 февраля 1941.
В 1947 году Доминиканская Республика полностью выплатила свой внешний долг.
В целом, Эра Трухильо, конечно, была достаточно противоречивым временем. Однако с моей стороны было бы неправильно не развеять ряд мифов вокруг имени Трухильо.
Касательно самого его убийства можно лишь сказать, что для США предавать своих союзников - достаточно обыденное явление.