Надо же...
inosmi.ru/social/20201013/248298496.html
Yahoo News Japan, Япония
В этом году исполнилась 70-я годовщина начала войны между КНДР и Южной Кореей. Более того, 70 лет назад начались первые воздушные бои между реактивными самолетами. Особенно стоит отметить ожесточенные столкновения между американским истребителем F-86 Sabre и советским МиГ-15, которые начались в декабре 1950 года. Обе эти модели практически равны по характеристикам, и в итоге победили южнокорейские F-86, которыми управляли пилоты-ветераны армии США.
Что касается самолетов КНДР во время Корейской войны, если исключить МиГ-15, то парк в основном состоял из истребителей времен Второй мировой войны с поршневыми двигателями (Як-3 и Ил-10). Они не могли сравниться по характеристикам не только с F-86, но и с другими самолетами. Их боевые возможности в воздухе были на крайне низком уровне.
Тем не менее у КНДР была одна модель самолета, которая уничтожила американских F-86 больше, чем МиГ-15. Это — биплан По-2, разработанный Поликарповым, который применялся в 1920-х годах.
Абалдеть...
Другое название По-2 — У-2. Его самым большим «коммерческим аргументом» был слабый двигатель мощностью всего сто лошадиных сил и максимальная скорость чуть более 100 километров в час. Он был настолько медленным, что реактивным самолетом было его сложно сбить.
Интересный факт: он доводил реактивные истребители до скорости сваливания в штопор и сбивал их за счет маневрирования. На самом деле, было много реактивных самолетов, которые были сбиты По-2.
Несмотря на это, возможности По-2, который был не только медленным, но и плохо вооруженным самолетом, были ограничены. Поэтому ВВС КНДР в основном задействовали эти самолеты ночью. Они пролетали над войсками ООН и сбрасывали небольшие бомбы. Или же двое членов экипажа бросали ручные гранаты, стреляли из пулеметов и уходили.
У По-2 нет эффективного радиолокационного прицела для ночной бомбардировки, поэтому чаще всего две 50-килограммовые бомбы, которыми они оснащались, не причиняли никакого ущерба. Они лишь создавали громкий шум и мешали спать. Это был не что иное, как бомбардировки с целью выведения из психологического равновесия. Солдаты ООН, которых внезапно будили посреди ночи, возненавидели бомбардировки По-2, который они называли «караульным ночного мочеиспускания». Тем не менее 17 июня 1951 года примерно в час ночи «караульный» принес совсем другую весть. Из-за плохой маскировки пилоты По-2 обнаружили аэродром в Сувоне. Они сбросили на стоянку для самолетов одну 50-киллограмовую бомбу. Она попала точно в истребитель F-86, который взорвался. В результате было уничтожено еще четыре самолета, а другим четырем были причинены незначительные повреждения. Это попадание было критическим.
Для американских ВВС факт уничтожения девяти F-86 за одну ночь стал шоком. На тот момент в Южной Корее и Японии было около 90 F-86, что означает поражение 10% от всего парка самолетов.
Кроме того, за период с декабря 1950 года, когда были задействованы истребители F-86, по этот день в ходе воздушных боев пострадало всего два этих самолета. Если брать в расчет только F-86, то результаты ночных бомбардировок биплана По-2 намного превзошли результаты МиГов.
Американские ВВС, которые отнеслись к ситуации со всей серьезностью, начали активные бомбардировки северокорейских аэродромов. В связи с этим активизировались также МиГ-15 КНДР, и начались самые ожесточенные воздушные бои Корейской войны.
Из-за этого американским истребителям F-86 стал наноситься больший ущерб: всего за четыре дня после удачного ночного вылета По-2 северокорейские МиГ-15 сбили три F-86. Кстати, во время Второй мировой войны советские войска использовали По-2 аналогично, задействуя их во время ночных атак.
Немецким истребителям тех времен было опасно связываться с советскими По-2, что раздражало фашистов. И эти советские бипланы вновь проявили себя в 1950-е годы во время Корейской войны, когда небо бороздили реактивные истребители.
Фактически для КНДР По-2 был единственным самолетом, который можно было использовать для налетов на войска ООН, поэтому до конца Корейской войны этот биплан представлял такую же угрозу, как и МиГ-15.
По-2, который был устаревшим уже во время Второй мировой войны, оказал влияние на вражескую стратегию в ходе Корейской войны, и можно сказать, что этот факт является самым ироничным событием в истории воздушных боев.