inosmi.ru/20250111/schelkunchik-271445907.html
Spiked Великобритания
В этом году наш ритуал испортил тот факт, что "Щелкунчик" пал очередной жертвой воукизма. Английский национальный балет от большого ума взял великое произведение Чайковского, очистил от ряда "проблемных" элементов и подогнал под современные леволиберальные вкусы. Поступив таким образом, художественный руководитель сделал его несоизмеримо хуже.
Из Германии середины 19-го века место действия перенесли в Лондон эдвардианской эпохи. Это позволило режиссеру задействовать суфражисток, которые появляются через произвольные промежутки времени, размахивая плакатами и заряжая главную героиню Клару женской силой. На что она реагирует соответственно: размахивает мечом и убивает злодеев. В этой постановке нет пассивных женщин — нужно, чтобы Клара убила всех врагов как можно раньше, чтобы остальная часть истории стала бессмысленной.
Чем дальше, тем хуже. Ближе к началу второго акта есть фрагмент, в котором представлены разные танцы со всего мира: из Испании, из арабского мира, из Китая и из России. Теперь все их "вычистили" и придали приторно-сладкий оттенок, чтобы не раздражать людей. Арабский танец лишен всякого регионального колорита, а танцоры похожи на палочки корицы. В китайской части танцевали два парня в нарядах засахаренных красных ягод, а в русской на сцену и вовсе вышли украинские пирожные.