Вернемся в будущее...
К царю Иудеи Езекии... Начало VII века BC
Оказывается, он был очень тупой еврей, на удивление...
Разве нормальные евреи так поступают?
Висенте Лопес Портанья Vicente López Portaña
Hezekiah showing off his wealth to envoys of the Babylonian king (1789)
Музей изящных искусств Валенсии, Испания
То есть почтенный Владимирович действительно считает, что на картине изображен действительно иудейский царь?
(Тут на самом деле четыре вопроса, потому что "действительно" можно убрать или первое, или второе, или оба)
Итак, главным опять временно стал отстроенный Вавилон...
Основателем Нового Вавилона стал Набопаласар
И продолжил его дело царь Навуходоносор II в самом конце VII BC
У мусульман от также Бухт Нассар, а у евреев
Его иногда путают с царем Вавилонии Навуходоносором I, который жил в конце XII до н.э. но это разные люди.
Но еще больше путают его жену, Семирамиду с первой Семирамидой Шаммурамат
Вот именно вторая Семирамида и стала основательницей Висячих Садов Семирамиды
А Навуходоносор II , якобы пытался отстроить Вавилонскую башню...
Исторические же факты говорят о том, что Вавилон тогда жестоко отмызгал евреев, финикийцев (Тир) и египтян.
Египтяне же (фараон Нехо II) замочили царя иудейского Иосию в битве при Мегиддо, картину которого мы поэтому и привели ранее для исторической полноты.
Рене-Антуан Уасс
Навуходоносор и Семирамида закладывают висячие сады в Вавилоне (1676)
Версальский дворец
Эдгар Дега
Семирамида строит Вавилон (1861)
Музей Орсе
Седекия был двадцатый и последний царь Иудеи перед Вавилонским пленом. Это уже самое начало VI века до н.э.
Навуходоносор его посадил на трон, а Седекия взбрыкнул...
И тогда злобный Навуходоносор всех зарэзал...
Франсуа-Ксавье Фабр François-Xavier Fabre
Nabuchodonosor Has Zedekiah's Children Killed before his Eyes (1787)
"Кто людям помогает, тот тратит время зря..."
Вот так вполне достойный царь Рима миротворец Анк Марций, внук Нумы Помпилия, как то остался без картины...
Ему наследовал Луций Тарквиний Приск, известный также как Тарквиний Древний. Это уже конец VII-начало VI BC.
Этому пришлось немного повоевать, но это тоже был неплохой мужик в качестве правителя...
Но взошел он на престол, оттеснив малолетних детей Анка Марция, отчего потом случилось все плохо... Но об этом позже.
Jacopo del Sellaio
Tarquinius Priscus Entering Rome(1470)
Cleveland Museum of Art
Аттий Навий это такой авгур был...
Риччи Себастьяно
Тарквиний Древний вопрошает Аттия Навия (около 1690)
Музей Гетти
Может показаться странным, что пока совершенно не было картин про древних греков, не считая полумифической Троянской войны, которая была не очень понятно когда и вообще там половина богов участвовала... И художники очень любили рисовать сюжеты из мифологии древнегреческой, коими забиты все музеи мира. А вот более-менее реальных персонажей нема...
Не исключено, что это потому, что у греков очень странная история. Общей страны у них по сути не было. Но поскольку в Греции все есть, туда постоянно приваливали всякие чучмеки, которые хотели все это кушать. При этом они все ломали, те, кто в Греции был, знает, что там от каждого дворца по три колонны осталось...
И наступили там Темные Века.
И несмотря на большую древность, греческая цивилизация стала входить в реальную, немифическую, историю даже позже Рима, причем входить в основном учеными мужами...
А вот вместо страны у греков образовались полисы, которые продолжали между собой биться всякими палками и мечами, сохраняя большую древнегреческую традицию со времен Трои - пойти толпой и кого-нибудь замесить. А иногда и наоборот, изображали хитроумного Одиссея и на войну с вражинами иттить ни за какие пряники не хотели.
А еще греки изобрели тиранию и олигархов, не считая богопротивной демократии.
Собственно, следующий известный деятель культуры в Древней Греции это Гесиод (VIII—VII века до н.э.)
Родился он в Эолиде (по карте выше это теперь Турция)
(Мы ранее еще Ликурга приводили, но он был как бы юрист)
Надо сказать, что Моро прям таки специализировался на Гесиоде и навалял не одну картину в разные годы...
И судя по картинам, большой шалунишка был энтот Гесиод...
Гюстав Моро
Гесиод и муза (1891)
Музей Орсэ, Париж
Гюстав Моро
Гесиод и музы (1860)
Musée National Gustave Moreau, Paris, France
Увы, не все тогдашние правители и их деяния удостоились быть изображенными на картинах.
Поэтому вкратце о тамошней жизни...
В начале VII BC в Греции доминировали Спарта и Македония. Афины поднимутся чуть позже. А также Коринф, Фивы (не путать с египетскими) и т.д.
В этом время Спарта уже захватила Мессению (это рядом, см. карту выше), отчего мессенцы были очень недовольны.
Поэтому и началась Вторая Мессенская Война.
Царем Спарты был тогда Анаксандр, а главным мессенским партизаном Аристомен
Вот последнего удалось найти...
Тут его спасают от плена... Девушка напоила вражин....
Franc Kavčič (Франк Кавчич / Каучиг)
Девушка спасает Аристомена из плена Aristomene salvato da una fanciulla (1801)
National Gallery of Slovenia
По легенде он потом защищал от гадких спартанцев крепость Эйру 11 лет, давая им периодически тумаков.
Спасшиеся мессенцы уплыли в Сицилию и основали город Мессину.
А сам Аристомен удалился на Родос к зятю, где и умер.
Вообще такие картины не входили в наши планы, но исключительно для истории приведем и мифологию...
В реальности это пока якобы VII BC, но....
Греки еще основали колонию в Ливии - Кирена.
Мифически сладострастную девицу Кирену похотливо соблазнил коварный Аполлон.
А потом подарил ей собственный город.
Вот на картине она лежит и обозревает свои владения....
(1) Рассказав об этом достаточно, обратимся теперь к истории Аристея. Итак, Аристей был сыном Аполлона и Кирены, дочери Гипсея, который был сыном Пенея. О рождении его некоторые рассказывают следующее. Аполлон полюбил девушку необычайной красоты по имени Кирена, которая росла у Пелиона, и унес ее в Ливию, в местность, где впоследствии основал город, названный по ее имени Киреной.
(2) В этой местности Кирена и родила Аполлону сына Аристея и еще младенцем передала его на воспитание нимфам, которые дали ребенку три имени — Номий, Аристей и Агрей. Научившись у нимф заквашивать молоко и изготовлять ульи, а также выращивать маслину, он первым передал эти знания людям.
(3) В благодарность за эти столь полезные открытия облагодетельствованные Аристеем люди стали оказывать ему почести наравне с богами, как и Дионису. Прибыв после этого в Беотию, Аристей женился на Автоное, одной из дочерей Кадма, и та родила Актеона, которого, согласно мифу, разорвали его собственные собаки.
(4) Причиной этого несчастья одни считают то, что будто посвящая в святилище Артемиды лучшую часть охотничьей добычи, он замыслил вступить в брак с богиней, а другие — будто он заявил, что превосходит Артемиду в искусстве охоты.
(5) Вовсе не удивительно, что богиня разгневалась и за то и за другое: пытался ли Актеон удовлетворить свое желание, преподнося добычу богине, чуждой брачным узам, дерзнул ли он заявить, что превосходит в охоте ту, которой сами боги уступили первенство в этом подвизании, в любом случае гнев богини был обоснован и справедлив. Вполне вероятно, что, приняв облик одного из зверей, на которых он охотился, превращенный Актеон был растерзан собаками, обученными нападать на зверей.
А так там первым царем был Батт I, основатель династии Баттиадов и владетель новой греческой колонии Киренаики.
Edward Calvert
Cyrene and Cattle (1830 or perhaps 1840)
В Македонии ничего особенного не происходило и цари того времени оказались не запечатлены в живописи...
Вообще Македония была на отшибе и жила от основных греков отдельно...
А тем временем в Афинах появился известный юрист Солон... (вторая половина VII BC), которого относят к "семи мудрецам" Древней Греции
Ну вот тут сразу видно, что юрист...
Merry Joseph Blondel
Portrait of the poet and legislator Solon of Athens (1828)
Musee de Picardie
Кстати, еще раз Ликург от оного художника
Тоже видно, что явный юрист...
Merry Joseph Blondel
Lycurgus of Sparta (1828)
Musee de Picardie
Почему то жизнь Солона особо никто не изображал... Попало в анналы лишь его путешествие после архонтства, фактические уже пенсионное...
И в этом вояже всех привлекло его общение с царем Крезом, праправнуком царя Лидии Гигеса, о котором речь будет отдельно...
На самом деле это явный анахронизм
Gerard van Honthorst
Solon en Croesus (1624)
Kunsthalle Hamburg
Nicolaes Knüpfer
Solon before Croesus (1650-1652)
J. Paul Getty Museum
Есть еще ряд картин на эту тему, кторые мы не будем приводить ввиду однообразия.
Ноэль Куапель Noël Coypel
Солон, объясняющий афинянам свои законы (1672)
Лувр (или Версальский дворец)
Всякие другие деяния Солона, например война за Саламин с Мегарами или с Фокидами за Дельфы (см.карту), остались неувековеченными.
Фалес Милетский "отец философии" и первый из "семи мудрецов" Греции.
Очень умный был. Доказал великую Теорему Фалеса...
Предположительно он жил во второй половине VII-начало VI BC
Милет был городом на турецком берегу, рядом с Лидией, которая очевидно, греков доставала...
Что за эпизод на картине ниже и что Фалес колдует, мне неизвестно... Но другой пока нет.
Salvator Rosa Сальватор Роза
Фалес, заставляющий реку течь по обе стороны от лидийской армии (1663)
Thales Causing the River to Flow on Both Sides of the Lydian Army
Art Gallery of South Australia
Еще есть портрет Луки Джордано, где Фалес явно с бодуна и мы без нее обойдемся... Портреты мы тут по минимуму будем приводить.
А вот Периандр был тираном в Коринфе в то же время примерно.
Что не мешает его тоже заносить в список "семи мудрецов", но не всегда. Он вообще очень резиновый этот список на самом деле.
Тираном он был наследственным, первым был его отец Кипсел.
А Кипсел, воцарившись в Коринфе, был жестоким правителем: многих коринфян он изгнал, а других лишил имущества, а больше казнил. После 35-летнего царствования он благополучно окончил свои дни. Наследовал его царство сын Периандр. Вначале Периандр был милостивее отца, а потом, вступив в общение через послов с Фрасибулом, тираном Милета, стал даже еще кровожаднее.
Так, Периандр послал глашатая к Фрасибулу спросить совета, как ему, установив самый надежный государственный строй, лучше всего управлять городом. Фрасибул же отправился с прибывшим от Периандра глашатаем за город и привел его на ниву. Проходя вместе с ним по полю, Фрасибул снова и снова переспрашивал о причине прибытия его из Коринфа. При этом тиран, видя возвышающиеся над другими колосья, все время обрывал их. Обрывая же колосья, он выбрасывал их, пока не уничтожил таким образом самую красивую и густую часть нивы. Так вот, проведя глашатая через поле и не дав никакого ответа, тиран отпустил его. По возвращении же глашатая в Коринф Периандр полюбопытствовал узнать ответ Фрасибула. А глашатай объявил, что не привез никакого ответа и удивляется, как это Периандр мог послать его за советом к такому безумному человеку, который опустошает собственную землю. Затем он рассказал, что видел у Фрасибула. Периандр же понял поступок Фрасибула, сообразив, что тот ему советует умертвить выдающихся граждан. Тогда-то тиран начал проявлять величайшую жестокость к своим гражданам. Всех уцелевших от казней и изгнаний Кипсела теперь прикончил Периандр....
Затем он велел из-за своей супруги Мелиссы в один день раздеть всех женщин в Коринфе догола. ...
«Нет, — сказал Фалес, — слова эти — Питтаковы, и обращены они были в шутку к Мирсилу.[11] А я говорил, что мне удивительно было видеть не тиранна, а корабельного кормчего в старости. Но и о перетолковании таком я могу сказать, как тот мальчишка, который бросил [c] камнем в собаку, а попал в мачеху и промолвил: „И то неплохо“. Потому я и Солона почитаю премудрым, что ему предлагали тиранническую власть, а он отказался.[12] И сам Питтак не иначе, как в ответ на предложение единовластия, сказал свои слова: „Трудно быть хорошим“.[13]
А Периандру его тиранния досталась как наследственная болезнь, но до сих пор он неплохо с нею справлялся, пользуясь целебными беседами и общаясь с людьми здравомыслящими; и когда земляк мой Фрасибул советовал ему „срезать верхушки“,[14] он не послушался. Тиранн, предпочитающий властвовать над рабами, а не над свободными людьми, — разве это не то же, что мужик, пожелавший вместе с ячменем и пшеницею свезти в амбар и саранчу, и [d] жадных птиц? Власть многим нехороша, а хороша одним только — честью н славою: да и то лишь, если это власть лучшего над хорошими и величайшего над великими. А кто думает не о достоинстве, а только о своей безопасности, тот пускай пасет овец, лошадей и коров, а не людей.
Следующий персонаж считается мифическим, но есть все основания полагать, что это был реальный поэт на острове Лесбосе.
Время примерно то же - конец VII — начало VI в. до н. э. Арион
Главная легенда о нем это его спасение дельфинами. Злые бяки сбросили его в море, когда он плыл в Коринф, к Периандру на свой концерт.
Периандр, который сообщил Фрасибулу упомянутое изречение оракула, был сыном Кипсела. Периандр был тираном Коринфа. С ним-то, как говорят коринфяне (и этот рассказ подтверждают также лесбосцы), приключилось в жизни величайшее диво. Арион из Мефимны был вынесен на дельфине из моря у Тенара. Это был несравненный кифаред своего времени и, насколько я знаю, первым стал сочинять дифирамб, дал ему имя и обучил хор для постановки в Коринфе.....
....Арион вышел на берег и в своем наряде певца отправился в Коринф. По прибытии туда он рассказал все, что с ним случилось. Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе. Корабельщики отвечали, что Арион живет и здравствует где-то в Италии и они-де оставили его в Таранте в полном благополучии. Тогда внезапно появился Арион в том самом одеянии, в каком он бросился в море. Пораженные корабельщики не могли уже отрицать своей вины, так как были уличены. Так рассказывают коринфяне и лесбосцы. А на Тенаре есть небольшая медная статуя — жертвенный дар Ариона, изображающая человека на дельфине.
Картин на эту тему тонна... Приведем лишь одну, хотя это альтернативная версия, в море смыло всех...
Наше фсё Александр Сергеич даже стих соизволил написать именно так...
Франсуа Буше François Boucher
Арион на дельфине Arion on the Dolphin (1748)
Princeton University Art Museum
нихрена вы, владимирович. замахнулись на тему... уважуха. интересно...
кстати, этот периандр, видимо, был одним из первых известных зачинателей рытья коринфского канала. но... что-то не срослось. не то боялся дельфийских оракулов, не то мнимой разности уровня двух морей.
я когда собирался посетить это место лет 10-12 назад, читал чуток о геологии - думал, возможно, раньше там был перешеек морской, ибо во многих местах в греции нынешние территории ранее были под водой. например, фермопилы были в спартанское время узким проходом между горами и морем, а ныне там до моря километра 3, стоят деревни, живут люди... море еле видно. да и те же дельфы. когда стоишь на склоне в районе храмов, то море видно лишь на горизонте, в километрах 15, а все пространство в низине занято оливковыми полями. а ведь тогла это все был морской залив, вода была у подножия дельфийского склона, практически курортом прибрежным.
но оказалось, не было пролива, хотя в этом месте перешейка суша тоже поднимается по узкому горсту. а вот сам коринфский залив - наебарот, погружается и увеличивается - ибо там рифтовая зона молодая и ныне живущая, раздвиг до 1-1,5 см в год идет. с землетрясами ессно и разломами-обвалами. а сам перешеек растет.
прорыть его со времен периандра норовили многие, а нерон даже уже махал лопатой конкретно, но не шмогли. токо в конце 19-го века забабахали. кстати, по линии нерона как раз. masterok.livejournal.com/1195368.html
мы проехали это место быстро, минут 15 дали поглазеть с моста, но я успел исполнить мечту злостную-повисел на руках на мосту над каналом. даже фотка где-то была...
а вот дорогу -"диолк", по которому корячили на бревнах суденышки через перешеек, как всегда, не показали. все гиды - скунсы, им бы поменьше проблем и быстрее домой. а там все рядом...
ныне это 6,5 км расстояние. тогда, возможно чуть меньше -в районе 6 км. удобно. с лесбоса подплыл к перешейку. за час сгонял на концерт и обратно час - и ты снова на корабле готов к отплытию. и не надо корячиться вокруг или волоком 6 км корабль таранить. www.grekomania.ru/greek-articles/ancient-greece/360-diolk
но логистика геродотовских записей остается мне непонятой. если арион с коринфскими корабелами плыл в коринф с концертом, и по пути те его грабанули, а он спрыгнул в море, то какого хрена он оказался на мысе тенара? это вообще самый юг пелопонеса, как он там оказался, если путь в коринф на две сотни км севернее-через патры и юга греции не подразумевает никак? вариант с диким дельфином, понесшим его не к ближайшему берегу, а вокруг греции отбрасываем. хотя судя по приведенной картине, там арион не на дельфине, а на каком-то обкуренном чудовище, да еще и с бабами и трубачами. в таком состоянии и до африки недалеко... мутная история))
второй момент - арион с этого мыса рванул в коринф по суше, а корабелы плыли по морю, по любой логистике-через патры и коринфский залив. иначе просто нельзя. но им там сутки-двое ходу, а ариону шпенделять через вес пелопонес по суше. тем не менее, по геродоту он пришел первым задолго до, а периандр еще и успел указать следить за корабелами. по джипиэс.
Периандр же не поверил рассказу и велел заключить Ариона под стражу и никуда не выпускать, а за корабельщиками внимательно следить. Когда же те прибыли в Коринф, Периандр призвал их к себе и спросил, что им известно об Арионе.