Однажды я участвовал в турнире в Германии, когда ко мне подошел мужчина. Решив, что ему нужен всего лишь автограф, я потянулся за ручкой, но тут мужчина сделал поразительное заявление… «Я решил шахматы!» Я стал благоразумно отступать, на случай, если мужчина был столь же опасен, сколь и безумен, но он продолжил: «Спорим на 50 марок, что если вы пойдете со мной в мой гостиничный номер, я смогу это доказать». Что же, 50 марок есть 50 марок, так что я решил быть снисходительным, и проводил мужчину к его номеру.
Оказавшись в номере, он уселся за шахматную доску. «Я все понял, белые ставят мат на 12 ходу независимо ни от чего». Я играл черными возможно чересчур осторожно, но обнаружил, к своему ужасу, что белые фигуры координируются как–то странно, и что я получу мат на 12 ход.
Я попробовал снова, разыграв на этот раз совершенно иной дебют, из которого в принципе невозможно было попасть в такое положение, но после серии очень странно выглядящих ходов, я снова обнаружил своего короля окруженным, и мат должен был прийтись на 12 ход. Я попросил мужчину подождать, а сам сбегал вниз и позвал Эммануэля Ласкера, который был чемпионом мира до меня.
Он был настроен крайне скептично, но согласился хотя бы придти и сыграть. По пути мы наткнулись на Алехина, который был текущим чемпионом мира, и вот все трое мы вернулись в тот номер.
Ласкер не рисковал, но играл настолько осторожно, насколько это вообще возможно, и тем не менее, после причудливой, бессмысленно выглядящей серии маневров, обнаружил себя зажатым в матовой сети, из которой не было выхода. Алехин тоже попробовал, но опять же не преуспел.
Это был какой–то кошмар! Вот они мы, лучшие игроки в мире, люди, посвятившие все свои жизни игре, и вот теперь все кончено! Турниры, состязания, все — шахматы решены, белые побеждают...
Тут один из друзей Капабланки вмешивается, со словами: «Погодите минутку, я никогда ни о чем таком не слышал! И что случилось дальше?»
Вчерашний день был триумфом молодого шахматиста с острова Кубы г. Капабланки.
Он играл одновременно с 21 сильнейшим шахматистом Москвы. Бой длился 4½ часа.
В результате г. Капабланка, выиграл 13 партий, проиграл 5 и окончил в ничью 3.
ничью Принимая во внимание, что вчера против г. Капабланки выступали только игроки первой категории, следует признать достигнутый им результат исключительным.
Более блестящего результата вряд ли добился бы и сам «чемпион мира» г. Ласкер.
На обдумывание своих ходов г. Капабланка тратил вчера так же мало времени, как и во время сеанса одновременной игры с второстепенными игроками.
Но самую игру вел, конечно, значительно осторожнее и с гораздо большим напряжением.
Во время предыдущих сеансов не раз можно было наблюдать следующую картину:
Г. Капабланка подходит к очередному противнику.
Тот делает ход.
Г. Капабланка с улыбкой рекомендует сделать другой ход:
— Это будет лучше...
Вчера таких советов г. Капабланка, конечно, уже не давал, и вообще никакой консультации, и даже разговоров в зале не допускалось.
Публики было очень много.
Тем не менее, во все время игры в зале царила мертвая тишина.
Выиграли вчера у г. Капабланки: гг. Алехин, Эстрин, Рубцов, Перельцвейг и Выгодчиков.
Первым кончил партию г. Выгодчиков. Он выиграл у г. Капабланки через 1 ½ часа после начала партии.
В ничью сыграли гг. Герцык, Зубарев и Исаев.
Остальные проиграли.
Яков Герасимович Рохлин опекал Капабланку во время московских турниров тридцатых годов, проводя с ним немало времени. Он рассказывал, как однажды в ресторан гостиницы «Метрополь» вошел чернокожий молодой человек – большая диковинка по тем временам в России – и был посажен за соседний с ними столик. Капа, по словам Рохлина, помрачнел, прекратил есть, потом скомкал салфетку, бросил на стол и вышел зала.
В другой раз, тоже в 1936 году, в выходной на турнире день Рохлин предложил кубинцу отправиться в кино, где с огромным успехом шел только что вышедший на экраны новый советский фильм.
«Язык не играет особой роли», - уговаривал Капабланку Рохлин, - много музыки, песен, да и главную роль играет искрометная блондинка…»
На подходе к кинотеатру они увидели щит с огромным рекламным постером, на котором была изображена главная героиня вместе с сыном – очаровательным негритенком. «Что это?» - спросил изумленный Капабланка.
По сюжету фильма американская актриса, которую играла Любовь Орлова, бежит из страны, где подвергается преследованиям из-за чернокожего сына. Она попадает в советский цирк и решает навсегда остаться в стране, где «нет ни черных, ни цветных», и где, согласно словам песни, исполнявшейся в фильме, «так вольно дышит человек». Один из узловых эпизодов – зрители цирка передают из рук в руки чернокожего малыша, спасая его от разъяренного антрепренера-расиста. Но до всего этого дело не дошло. Увидев афишу, Капабланка поморщился, поход в кино отменил, и сколько его Рохлин ни уговаривал, на фильм так и не пошел.
И что? Аннулировать из-за этого победу Капабланки в том московском турнире? Запретить переигрывать его партии, а книги подвергнуть публичному сожжению? А может, задуматься над собственными словами кубинца: «Мой стиль игры ни в коей мере не отражает мое южное происхождение»? Х-мм…Что хотел сказать этим третий чемпион мира?....
А про Хемингуэя кто-то рассказывал, как он, пребывая на Кубе, указал в баре на негров, спокойно выпивавших неподалеку от белых, и сказал:" Вот это мне здесь нравится". Видно, негры не мешали ему жить. Но он тогда еще не знал... Впрочем, расизм на форуме, конечно, недопустим, как верно подметил почтенный Хайдук.
Шахматный автомат — такое прозвище Капабланка получил за то, что в расцвете карьеры практически не допускал ошибок, а также очень быстро делал ответный ход, не давая соперникам перевести дух. При этом сумасшедший спортивный талант Капабланки не затмевал остальные яркие стороны его личности.
...но по-настоящему звездный час Хосе Рауля наступил спустя пару лет, когда он с разгромным счетом выиграл матч до восьми побед у действующего чемпиона США Фрэнка Маршалла, раскусив его фирменный дебют.
Не очень понял
В те годы было два дебюта основных у всех, испанская и ферзевый гамбит....
Что же Капа раскусил?