Знаете ли вы, что наши клетки обладают памятью? Они помнят не только то, что вы обычно едите на завтрак, но и чем питались во время беременности ваша мама и бабушка. Ваши клетки хорошо помнят, занимаетесь ли вы спортом и как часто употребляете алкоголь. Память клеток хранит в себе ваши встречи с вирусами и то, насколько сильно вас любили в детстве. Клеточная память решает, будете ли вы склонны к ожирению и депрессиям. Во многом благодаря клеточной памяти мы не похожи на шимпанзе, хотя имеем с ним примерно одинаковый состав генома. И эту удивительную особенность наших клеток помогла понять наука эпигенетика....
Переворот в генетическом мировоззрении произошел в самом конце прошлого века. Сразу в нескольких лабораториях был получен ряд экспериментальных данных, заставивших генетиков сильно призадуматься. Так, в 1998 году швейцарские исследователи под руководством Ренато Паро из Университета Базеля проводили эксперименты с мухами дрозофилами, у которых вследствие мутаций был желтый цвет глаз. Обнаружилось, что под воздействием повышения температуры у мутантных дрозофил рождалось потомство не с желтыми, а с красными (как в норме) глазами. У них активировался один хромосомный элемент, который и менял цвет глаз.
К удивлению исследователей, красный цвет глаз сохранялся у потомков этих мух еще в течение четырех поколений, хотя они уже не подвергались тепловому воздействию. То есть произошло наследование приобретенных признаков. Ученые были вынуждены сделать сенсационный вывод: вызванные стрессом эпигенетические изменения, не затронувшие сам геном, могут закрепляться и передаваться следующим поколениям.
Но, может, такое бывает только у дрозофил? Не только. Позже выяснилось, что у людей влияние эпигенетических механизмов тоже играет очень большую роль....
Обычное понимание наследственности заключается в том, что все передается через гены. Мы получаем от родителей очень многое: рост, вес, цвет волос, черты лица, но немало приобретаем и в ходе жизни. так могут ли изменения, привнесенные окружающей средой и опытом, передаться нашим детям?
Эпигенетика — это исследование изменений экспрессии генов, возникающими под влиянием механизмов, не связанных с изменениями в последовательности ДНК. То есть, грубо говоря, эпигенетические изменения - это изменения в наследственности, которые не затрагивают сам геном и происходят под воздействием внешней среды. Например, ученые проводили опыт, когда мышей учили бояться запаха фруктов, и эта фобия передалась не только прямым потомкам этих мышей, но даже их внукам, хотя до этого в изучаемой популяции такого страха не наблюдалось в принципе. Как же работает этот механизм, и может ли ваш опыт повлиять на будущее физическое развитие ваших детей? Ролик переведен и озвучен студией Vert Dider.
Эпигенетическое наследование — наследование приобретенных признаков, то есть фенотипических изменений, которые обусловлены не мутациями генов, а изменением их активности, — предмет горячих дебатов среди биологов. К настоящему времени имеется внушительное число описанных случаев такого типа наследования у самых разных организмов — как животных, так и растительных. На этот раз ученые из США, проделав изящный эксперимент с нематодами Caenorhabditis elegans, отследили не только явление, но и сам механизм до мельчайших молекулярных деталей, доказав, что активность генов может наследоваться благодаря связанным с ДНК молекулам модифицированных гистонов. Теперь нужно убедиться, что сделанные выводы справедливы и для других организмов (скажем, для человека)....
ну, не передёргивай с твоим логическим: как-будто говорил, что эпигенетика это в конце концов якобы всё те же мутации в регуляторных генах, чьи белки включают/выключают другие функциональные гены; но ведь мутации эти регуляторные должны произойти в половых клетках и с какого перепугу должны воспроизводить приобретённый жызненный опыт родителей?
Да что тут спорить? Это можно предположить, смоделировать и доказать чисто логически...
что угодно. Как в книге ФИЗИКИ о физиках (цитирую по памяти): один великий физик сказал другому, что получил такой-то и такой то результат, но вот только математически не может обосновать. Г-м, хмыкнут тот. И тут же доказал, обосновал полученный результат математически и логически.
Первый сказал, извини, я ошибся, результат экспериментально получился ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ! Так это же еще проще, воскликнул коллега и тут же, ВДВОЕ короче,
точно, математически и логически все доказал, обосновал, проверил.
З павагай да неабыякавых