Цены какие-то неправильные. Фруктовое (мое любимое), потом плодово-ягодное, а также молочное - 10 коп, сливочное - 13, пломбир - 20. А других у нас не было
Пломбир был в стаканчике, никаких рожков. Эскимо - только в Москве
И еще о "славном советском православии". Библию невозможно было ни купить, ни взять в библиотеке. На гуманитарных факультетах (филологи, историки, философы, юристы) мы пользовались общей библиотекой, там была одна Библия - в спецхране (для сравнения - классики марксизма-ланинизма занимали целый зал, в открытом доступе). Чтобы получить разрешение почитать Библию в зале (домой не давали никому), нужно было ходатайство с кафедры с мотивировкой, к примеру "пишет курсовую о Древней Руси, нуждается в первоисточниках по православной религии". Многие и брали себе специально такие темы.
Это, друзья, 1985 год и дальше, уже при Горбачеве.
У меня карманный Новый Завет отобрал старшина при обыске в армии. Передал замполиту. Замполит вернул и меня не наказал - шел 1988 год, славный юбилей, уже было можно. Старшина был крайне удивлен, в его глазах Библия была чем-то вроде антисоветской литературы... он еще не знал о смене курса.
Разбирая документы в нашем архиве, нашли фото крестного хода на Пасху 1970-х гг., на котором зафиксирована интересная практика. Известно, что на Пасху храмы окружали тройным кардоном - сначала милиция, потом комсомольцы, а в гуще молящихся всегда дежурили искусствоведы в штатском. Главной задачей этого трио было не допустить мужчин, интеллигенцию и молодежь на богослужение. Поэтому те, кто хотел, несмотря на эти заслоны попасть на праздник, вынуждены были прибегать к хитрости - мужчины и юноши надевали на голову платочки и, низко склонив главу, в толпе бабушек проскальзывали в храм. Историй этих я слышала немало, на обнаруженном фото это явление зафиксировано прямо в центре фотографии.
Я думаю, что эта "пасхальная" традиция(устанавливать кордоны)в семидесятые либо сохранялась просто по инерции( когда-то ввели, а отменить никто так и не решился), либо имела какой-то другой смысл - например, следить за порядком, или удерживать хотя бы активистов и комсомольцев от посещения богослужения( заставляя их торчать в кордоне), или еще что-нибудь в этом роде. Какой смысл не пускать людей в храм именно на Пасху, если в течение всего остального времени туда можно было попасть совершенно свободно( в Москве, во всяком случае), и никому не было до этого дела?
Интересный, имхо, диалог с моим древнеримским ЖЖ-шным френдом. Человек где-то 70-ого года рождения, но представление о СССР у него совершенно мифическoе
Как о близком аналоге Северной Корее сегодня.
Честно говоря, я этого праздника, Пасхи, до отъезда в Германию как-то вообще не замечал. Ни в каких шествиях я не только не участвовал, но даже ни разу их не видел, и даже яиц у нас в семье никто не красил. Так что в России я только слышал это название - "Пасха", но у меня с ним не было связано никаких ассоциаций. Другое дело - в Германии. Тут я стал отмечать этот праздник регулярно, но так, как его отмечает большинство немцев. То есть примерно так же, как в России отмечают Новый год: дарят друг другу подарки( только приносит их не Дед Мороз, а некий Пасхальный Заяц), устраивают застолье, выпивают по такому случаю. Мой сын примерно до восьми лет был убежден в существовании Пасхального Зайца. А когда одноклассники ему говорили:"Да ты чего, дурак?! Это родители подарки приносят и прячут!"- отвечал им с хладнокровием истинного философа:" Спокойно! У меня есть его письма!" И против этого факта возразить было нечего - письма действительно были, и он мог их скептикам в любой момент предъявить. Увы - эта его непоколебимая, имеющая научный фундамент вера в чудесное потом как-то сама собой быстро улетучилась.
23 мая вышло постановление №686 Совета Министров СССР «О распространении законодательства о труде на лиц, работающих в качестве рабочих и служащих в религиозных организациях».
Отныне советское законодательство о труде распространялось на всех церковных сотрудников. Одним из условий нового закона было обязательное вступление церковных служащих в профсоюз и заключение с профсоюзными органами трудового договора. При оформлении на работу в церковную организацию и увольнении из неё рабочие и служащие получали перерасчет, который производили органы социального обеспечения.
Новое законодательство оказалось весьма выгодным прежде всего для пенсионеров, желающих работать в религиозных организациях. Обычно зарплата церковного служащего-пенсионера бухгалтера, казначея, старосты была значительно выше, чем на госпредприятии, поэтому после окончательного ухода на пенсию в результате перерасчета размер выплат автоматически возрастал. Так, бухгалтер Свято-Троицкого кафедрального собора Перми С.Селезнев, ранее работая бухгалтером молочного комбината, вышел на пенсию с 495 руб. в месяц. Будучи пенсионером, поступил бухгалтером в управление Пермской епархии и получал зарплату 2500 руб. Уволившись с церковной работы, по перерасчёту райсобеса Селезнев стал получать государственную пенсию 1200 рублей (тогда примерно в 2-2,5 раза, чем средняя пенсия по стране).
После выхода этого постановления начался значительный приток пенсионеров в церковные организации, где им предлагали зарплату от 500 до 4000 руб. в месяц. Например, в 1957 году в Пермском епархиальном управлении рабочий свечной мастерской получал 4000 руб., бухгалтер — 2000, кассир — 1500, машинистка — 1000, шофёр епископа — 3000, повар — 1000, кладовщик — 950, сторож — 800, уборщица — 800. Для сравнения: средняя зарплата по РСФСР в 1957 году было около 800 рублей (а ставка той же уборщицы – 400-500 руб.).
Вскоре последовала реакция. Идеологическим отделом ЦК КПСС перед Советом по делам РПЦ была поставлена задача: «Насколько возможно, в кратчайшие сроки, снизить численность церковных служащих. Прекратить государственное социальное обслуживание гражданского персонала церкви, снять с профсоюзного обслуживания церковных активистов, распустить и ликвидировать профорганизации в религиозных объединениях, занимающиеся под руководством попов соревнованием за лучшее обслуживание прихожан».
В 1961 году вышли в свет два постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О ликвидации извращений в исчислении пенсий рабочим и служащим религиозных организаций» и «Об увеличении налога на служителей религиозных культов, певчих церковных хоров, регентов, органистов и преподавателей духовных учебных заведений».
Изгнание церковных служащих из профсоюзов и ликвидация церковных профсоюзных организаций, увеличение налогового бремени привели к уменьшению числа желающих работать в храмах. Так, пожилые люди предпочитали жить на одну пенсию, но при этом продолжать работать в церкви (иногда – получая зарплату в конфертах).
О половинчатых результатах проведенных гражданской властью мероприятий по ухудшению социально-экономического положения церковных служащих и сокращению их количества говорит статистика по уральским епархиям.
Так, в 1963 году в храмах Челябинской области насчитывалось 454 человека обслуживающего персонала, в том числе 248 хористов. Из них только 9 человек состояли на учете в профсоюзных организациях. В Пермской области штат обслуживающего персонала насчитывал 683 человека, из них на профсоюзном учете состояли 34 человека. В Свердловской области обслуживающий персонал составлял 309 человек, 85 из которых являлись членами профсоюза.
Так, в 1963 году в храмах Челябинской области насчитывалось 454 человека обслуживающего персонала, в том числе 248 хористов. Из них только 9 человек состояли на учете в профсоюзных организациях. В Пермской области штат обслуживающего персонала насчитывал 683 человека, из них на профсоюзном учете состояли 34 человека. В Свердловской области обслуживающий персонал составлял 309 человек, 85 из которых являлись членами профсоюза.
Напоминает Золотого Теленка
Задача-арифмоид
На трех станциях Воробьево, Грачево и Дроздово было по равному количеству служащих. На станции Дроздово было комсомольцев в шесть раз меньше, чем на двух других вместе взятых, а на станции Воробьево партийцев было на 12 человек больше, чем на станции Грачево. Но на этой последней беспартийных было на 6 человек больше, чем на первых двух.
Сколько служащих было на каждой станции и какова была там партийная и комсомольская прослойка?
Когда корабли седьмого американского флота пришвартовались к станции Петушки, партийных девиц там не было, но если комсомолок называть партийными, то каждая третья из них была блондинкой. По отбытии кораблей седьмого американского флота обнаружилось следующее: каждая третья комсомолка была изнасилована, каждая четвертая изнасилованная оказалась комсомолкой, каждая пятая изнасилованная комсомолка оказалась блондинкой; каждая девятая изнасилованная блондинка оказалась комсомолкой. Если всех девиц в Петушках 428 — определи, сколько среди них осталось нетронутых беспартийных брюнеток?
Интересный, имхо, диалог с моим древнеримским ЖЖ-шным френдом. Человек где-то 70-ого года рождения, но представление о СССР у него совершенно мифическoе
Как о близком аналоге Северной Корее сегодня.
А главное, у него идеалистическое представление о современном рынке труда, где получать больше жалких 1000-2000$ крайне сложно.
Не знаю, как в шестидесятые годы, но один мой знакомый(точнее, знакомый моего деда - сын его старого приятеля)в семидесятые годы неожиданно подался в священники, и буквально через несколько лет после принятия сана построил себе в Москве пятикомнатную кооперативную квартиру. Так что служители культа, я думаю, в Союзе и в семидесятые годы не бедствовали.
Вы лучше скажите, как возможно для человека 68 года рождения такие представления об СССР? Ну, а отвечая на Ваш вопрос - человек меня прибавил во френды. Я всегда отвечаю взаимностью - кроме совершенно исключительных случаев
Если бы вы сейчас были молодым кинематографистом, вы бы добились успеха?
Сомневаюсь. Таких возможностей, какие были в СССР, у нас сейчас нет. Мы были сверхдержава. Наши фильмы выходили одновременно в Москве, Варшаве, Берлине. Аудитория — больше миллиарда человек, это подспудно в нас сидело. Сейчас молодой режиссер делает картину за скромные средства, попадет на фестиваль — уже хорошо. Это совсем другое внутреннее ощущение. Поэтому молодых режиссеров никто и не знает. В СССР режиссер был звезда. Я не уверен, что пошел бы в кино в наше время. Да, я люблю свою работу, но никогда не считал, что кино — единственное, чем можно заниматься. Кино хорошо, если есть возможность реализоваться в нем, но если нет такой возможности, оно ужасно.
Журнал "Современная архитектура", (№1, 1927) призывает проектировать и строить новые дома с учетом реалий нового быта.
"Возьмите наш "Красный перекоп". Строится дом, хороший дом, на 36 квартир. 160 человек в этом доме будут жить. Есть ли тут что для нового быта? Ничего нет. Каждая квартирка имеет отдельную кухню..." Это говорила старая работница "Перекопа" Постнова. "Шесть месяцев тому назад заявляли, что у нас уже есть 10 семейств, которые согласны жить коммуной и питаться из общего котла.."
В самом деле, строится дом на 36 квартир. Каждая квартира имеет "свою" кухню. Эта кухня ставит стену между каждой рабочей семьей. В Ярославле есть жилищно-строительный кооператив "Красный химик". Составлены планы на постройку домов, закуплены материалы, скоро начнется постройка. Кооператив этот строит дома не только с кухней для каждой квартиры, но и с отдельным ходом для каждой квартиры. Получается такое впечатление, что каждая семья будет жить своим райком. Это плохо.
Как бы это изжить? Ведь в самом деле, дома ставятся не на год и не на два, а на десятки лет. Мы кричим о новом быте и в то же время замыкаем рабочего "в свою квартирку с отдельной кухонкой и отдельным входом". Если в Англии строятся отдельные домики для рабочих, то с определенной целью: сделать все возможное, чтобы лишить рабочего общения друг с другом. По пути ли нам с ними?!"
— В советские времена нас страшно ругали, если количество непривитых детей превышало 6%, — рассказывает неонатолог Наталья Муравьева. — А сейчас в некоторых регионах прививается 15% из 100%. Отмечу, что осложнения после прививок были всегда. Но болезнь гораздо страшнее. Из-за происходящего Украина скатывается в Средневековье. У нас дети умирают от коклюша!