Страница 2 из 2
12.2 Ферзь против пешки
Ферзь выигрывает, если успевает занять поле перед пешкой. Обычно это тривиально, но бывают и уникальные позиции, где такое занятие требует довольно тонкой игры.
Если пешка не дошла до 2й (7й) горизонтали, то обычно такое занятие трудностей не вызывает. Далее прибегает король, отъедается пешка, и черному монарху наступает кирдык. Для блица надо учесть, что это все требует немалого числа ходов, и значит надо рассчитывать свои силы. Если флаг падает (мы всегда говорим о контролях без добавления), то иногда приходится смиренно бить пешку, соглашаясь с ничьей.
Надо отметить, что такой алгоритм формально не оптимален, можно найти более хитрую комбинацию совместных движений короля и ферзя, но выгода от этого обычно невелика, порядка 3-4 лишних ходов. Зато, если правильно поставить ферзя, то играет только рука, что дает большой плюс на инет-площадках с премувом.
Если же пешка уже на предпоследней, то ферзю приходится вертеться ужом, чтобы обеспечить монаршее участие в битве.
Позицию мы возьмем типичную, а не рекордную, как это делается в учебниках.
(12-2-1)
8/8/8/2K4Q/8/8/2kp4/8 w - - 0 1
Первый ход должен быть шах или связывание
1. Qe2 Kc1 2. Qc4+ Kb1 3. Qd3+ Kc1
Вот позиция, которую ферзь должен получить с любого места.
4. Qc3+
(12-2-2)
8/8/8/2K5/8/2Q5/3p4/2k5 b - - 7 4
4...Kd1
Теперь можно сходить королем и маневр повторяется. Белый мог бы так идти хоть с поля h8
5. Kd4 Ke1 6. Qe3+ Kd1 7.Kc3 Kc1 8. Qxd2+ Kb1 9. Qb2# 1-0
Исключения и отклонения от схемы слишком редки, чтобы был смысл их рассматривать.
Но одну позицию в эстетических целях мы приведем, ибо не дидактикой единой...
Троицкий, 1935 (окончание этюда)
8/4P3/8/4K3/8/4k3/8/4q3 w - - 7 1
1.Кре6! и белые спасаются. У черного ферзя нет шахов, а один вскрытый шах королем ничего не меняет. Белые прячут своего в тень.
12.2 Ферзь против пешки. Ладейная.
При ладейной пешке механизм приближения белого короля дает фатальный сбой.
Если сдвинуть (12-2-2) до упора вправо, то после победного шаха черный король прячется в пат.
(12-2-3)
8/8/8/6K1/8/6Q1/7p/7k w - - 0 1
И его надо выпускать. Поэтому, чтобы выиграть, надо дать черной пешке шанс, чтобы получить позицию Ферзь против Ферзя (12-1-1)
(12-2-4)
8/8/3Q4/6K1/8/8/6kp/8 w - - 0 1
1. Qd2+ Kg3 2. Qd1 Kg2 3. Qe2+ Kg1 (если 3...Kg3, то 4.Qf1, вставая перед пешкой) 4. Kg4 h1=Q 5. Kg3 1-0
Путь по Налимову не самый оптимальный, но самый практичный.
Выиграна и позиция (12-2-3)
1. Qe1+ Kg2 2. Qe2+ и т.д.
Очень важно, что для выигрыша белый король перед превращением пешки должен успеть вступить в угловой сегмент 4x4
За вычетом полей недоступных, или подверженных шаху рождающегося ферзя, остается не так много.

Белый ферзь должен выбирать линию атаки, чтобы не мешать монарху. Если белый король не может этого сделать, то ничья.
12.2 Ферзь против пешки. Слоновая
При слоновой пешке белых ждет другая засада. Если позицию (12-2-2) сдвинуть на одну вертикаль влево, то черному королю совсем необязательно вставать перед пешкой
(12-2-5)
8/8/8/1K6/8/1Q6/2p5/1k6 b - - 7 1
1..Ka1!! = и пешку брать нельзя из-за пата.
Чтобы выиграть, белый король должен быть готов перед превращением пешки встать на 3ю горизонталь (а не на 4ю, как в предыдущем случае)
(12-2-6)
8/8/8/8/1K6/1Q6/2p5/1k6 b - - 7 1
1. ...Ka1 2. Qc3+ Kb1 3. Kb3! c1=Q 4. Qd3+ Ka1 5. Qa6+ Kb1 6. Qa2# 1-0
8/8/8/8/8/1K6/Q7/1kq5 b - - 5 6
Заключительная позиция и есть цель белых при слоновой пешке.
Если черный король находится с другой стороны пешки, например на d1, то чтобы попасть на спасительное поле a1, придется пройти через с1 и потерять темп. Поэтому тут уже белый король имеет одну горизонталь в запасе
(12-2-7)
8/8/8/1K6/8/1Q6/2p5/3k4 b - - 7 1
1. ... Kd2 2. Qb2 Kd1 3. Qd4+ Kc1 4. Kb4 Kb1 5. Kb3 c1=Q 6. Qd3+ 1-0
Белый король может и находиться справа сбоку от пешки
(12-2-8)
8/8/8/8/8/1Q6/2p3K1/3k4 b - - 7 1
1. ... Kd2 2. Qb2 Kd1 3. Kf2 c1=Q 4. Qe2# 1-0
Уже знакомая матовая конструкция.
Вот и все идейное содержание. Теория тут обширна и имеет много зон для различных позиций, которые мы смотреть не будем. У нас есть плодотворная идея и этого достаточно.
Но к красивому маневру Григорьева мы должны все-таки вернуться
(12-2-9)
8/8/8/3QK3/8/4k3/2p5/8 w - - 2 2
Как указано выше, тут выигрывает
1. Qg2!!
с виртуальным ударом Qg5!
А вот указанное у Авербаха
1. Qb3+? Kd2 2. Qa2
не выигрывает из-за непредусмотренного
2...Kc3!!= с идеей толкания плечом
8/8/8/4K3/8/2k5/Q1p5/8 w - - 6 4