Эта глава не будет очень большой.
В ее основе лежит форумная тема Теория эндшпиля для блица. Пешечный эндшпиль и Ферзь против пешки . Здесь же будут собраны основные идеи пешечного эндшпиля и ключевые позиции, которые нужно обязательно знать для успешной игры в блиц и вообще в шахматы
Множество пешечников, приводимых в талмудах, это этюды, и мы постараемся по возможности их избегать, оставляя себе только идеи и наиболее типичные позиции, которые надо знать, как Отче Наш.
Для пользы и строгости изложения придется захватить и совсем уж базовые позиции, известные любому одноглазому. Надеемся, что благожелательный читатель не будет на нас в обиде.
ПЕШЕЧНЫЙ ЭНДШПИЛЬ
Пешечный эндшпиль красив и геометричен. Именно строгая красота выделяет его из всех остальных и одновременно делает его фантастически сложным с точки зрения человека, если не иметь ввиду позиции теоретические. Здесь уже никак не обойтись аморфными формами мутных неясных планов. Исключения, конечно, есть, но они есть всегда.
Как следствие, пешечный эндшпиль подвергся особому, не имеющем аналогов, нашествию теоретиков, которые оттачивали на нем свои безумные философские системы.
Поэтому, прежде чем смотреть на позиции, нужно понять, как же эту геометрию донести до одноглазого читателя, ибо способов для этого придумано было немало. Если мы откроем Авербаха, то представление об историческом развитии взглядов на пешечный эндшпиль мы несомненно получим.
Учения об оппозиции, ключевых и критических полях, полях соответствия, системы восьмипольные, квадратные, в т.ч "с неднозначным тылом", трех- и шести- угольные способны разрушить мозг даже самому стойкому адепту шахмат.
Скажем сразу, все вышесказанное несомненно имело и имеет смысл, но к истинно правильной теории для одноглазых имеет отношение вторичное, такое же, как и классическая механика к теории поля.
Вот взять, например, оппозицию, положение королей через одну клетку по вертикали или диагонали. Это одно из ключевых положений для пешечного эндшпиля и есть одно из свойств суперсимметрии шахматной доски. Может быть, я не хочу этого утверждать, но может быть, ходы древних фигур шатранджа альфила и дабабы, ставших впоследствии слоном и ладьей, родились именно из этой суперсимметрии.
Так вот, оппозиция, будучи несомненно правильным методом борьбы в ряде позиций, с развитием теории наткнулась на позиции, где она неверна. Так появилась "косая оппозиция", где короли стоят в положении коня, и различать эти "оппозиции" стало не проще, чем восьмипольные системы полей соответствия.
Также и понятия критических и ключевых полей имеют свой смысл. Главное не делать из них культа.
Итак, начнем теперь постигать истину.
Первое, фундаментальнейшее свойство пешечных эндшпилей есть цугцванг- необходимость делать ход, чего бы это ни стоило.
Второе, это своеобразная геометрия ходов королей, при которой они ходят строго на одну клетку, а путь по диагонали равен пути по ортогонали.
Фактически, при игре в пешечный эндшпиль, доска удивительным образом преобразуется в тетраэдрическую решетку.

Тут мы сразу видим сущность оппозиции.
Поля, соответствующие вершинам параллельных ребер, образуют оппозицию. Таких групп ребер на доске четыре. В сочетании еще и с тем, что короли не могут находиться на одном и том же ребре решетки, это возводит понятие оппозиции в ранг почти мистический.
Если на чистой, свободной от пешек доске, стоит задача достигнуть королем чужого края, то владение оппозицией решает
8/8/3k4/8/3K4/8/8/8 b - - 0 1
1. ... Kc6 Цугцванг вынуждает уступить. Уход назад не меняет ситуацию вообще никак (1. .. Kd7 2. Kd5 то же самое но на линию ближе)
2. Ke5 Kd7 3. Kf6 Ke8 4. Kg7 и прорыв по краю завершается.
Если представить это на решетке тетраэдрической, то все становится кристально ясным. Подобный метод реализации владения оппозицией называется елочкой и неоднократно встретится нам в дальнейшем.
Нахождение пешек на доске портит идеальную кристаллическую решетку, и потому правило оппозиции может нарушаться
И наконец, третье, важное обстоятельство, это край доски, где решетка обрывается. Как мы видели в примере, именно край доски заставляет в конце концов отступить слабейшего короля из оппозиции вбок, что решает.
Вот из этих соображений мы и начнем трактовать пешечный эндшпиль. Нас будут интересовать прежде всего простейшие эмпирические закономерности, которые легко запоминаются и могут быть применены в блиц.
Одна пешка
У последней черты
Если пешка находится между королями, то понятие оппозиции смысл утрачивает, ибо пешка и отнимает поля у своего короля, и мешает чужому. У самого края доски последнее обстоятельство неотделимо от Главного Пата Шахмат, который встречается наверно многократно чаще, чем любой другой.
Решетка же ходов для королей настолько вырождается, что превращается в игру чет-нечет и фатальную зависимость от очереди хода
(9-1-1)
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
2k2k2/2P2P2/2K3K1/8/8/8/8/8 w - - 1 1
Типичная ситуация с пешкой на предпоследней горизонтали
( мы приводим сразу две позиции на диаграмме, чтобы наглядно проиллюстрировать очередь хода. Пока см. левых королей )
При ходе черных тут тот самый Пат. При ходе белых у белого короля с точностью до симметрии есть единственный ход, не теряющий пешку. И в этой позиции он выигрывает.
1. Kb6 Kd7 (вынужденно - цугцванг и край доски) 2. Kb7
устанавливая контроль за полем превращения. Последнее - вообще говоря, есть основная цель белого короля, если в позиции нет других пешек.
Если своя пешка не мешает, то этот контроль в перспективе устанавливается путем занятия оппозиции, как мы недавно видели.
Пусть в позиции после 1.Кb6 опять ход белых, хотя это и не по правилам.
Теперь ситуация меняется строго на противоположную (теперь см. правых королей )
Единственный ход белого короля 1.Kpf6 ведет к Пату. А что будет при ходе черных, мы уже также видели.
Вот эта ситуация и есть исходная точка пешечного эндшпиля. Ее нужно изучить еще в детстве, чтобы потом не было мучительно больно
(9-1-2)
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
2k2k2/8/1KP2KP1/8/8/8/8/8 w - - 4 1
Теперь посмотрим на позиции с пешкой на 6 горизонтали (см. левых)
Белая пешка уже не отнимает поля у черного короля, но отнимает у своего поле оппозиции.
У края доски это оказывается неважным
1.c6-c7!
И задача сводится к предыдущей. Если бы у черных был ход 1...Крс9!? то как мы увидим ниже, была бы ничья. Но край доски вносит свои коррективы.
Если же ход черных, то они делают ничью занятием оппозиции (см. правых)
Теперь ход пешки
1.g6-g7+ Крg8 приводит к Пату.
Для простоты отметим известнейшее
Эмпирическое правило для однопешечного эндшпиля - на предпоследнюю горизонталь пешку надо двигать без шаха
А что будет, если белый король отойдет вниз?
Так обычно и поступают в блице, желая срубить флаг, или перемотать черного короля, сбить у него четность.
Здесь необходима строгая тактика
Черный король должен стоять перед пешкой
Это не всегда необходимо, отклонения не всегда проигрывают, но так проще запоминается и меньше шансов запутаться.
Почему перед пешкой, да потому что она мешает оппозиционным маневрам белого короля.
Как только белый выйдет снова на 6ю, его надо встретить оппозицией на нужной стороне.
Знаками !! отмечены обязательные ходы
1. Kf5 Kg7 2. Kg5 Kg8!!
Только так. Пешка g6 не дает оппозицию.
3. Kh6 Kh8!!
Встречаем злобный заезд
4. Kh5 Kg8 5. Kg5 Kg7!!
И опять стоим перед пешкой насмерть.
6. Kf5 Kg8 =
Вышесказанное делает ничейными все подобные позиции с пешкой ниже при любой очереди хода.
(9-1-3)
8/6k1/8/5KP1/8/8/8/8 w - - 11 1
Все тоже самое, что и выше
Черными - Стоим по центру и встречаем оппозицией выходы по флангу. Рано или поздно мы добьемся Пата или троекратного повторения ходов.
9.2 Правило квадрата
По подсчетам Авербаха, однопешечных позиций около 80 тысяч. Вероятно так оно и есть. И при этом эндшпиль предельно конкретен.
Естественно, возникает вопрос, а насколько применимы наши правила, в том числе и те, что мы еще создадим, ко всем этим позициям.
И ответ нас не очень порадует. В пешечном эндшпиле исключений, вероятно, больше, чем в любом другом эндшпиле.
Поэтому, хотя обычно их принято рассматривать после правил, но в данном случае, в виде исключения, мы рассмотрим исключения прежде. ( Отличная фраза получилась, никакой Хайдеггер с Витгенштейном не смогли бы такое написать :) )
Наши предыдущие рассуждения касались случая, когда черный король мог помешать проходу пешки.
Если же он не может, то все хитроумные и изощренные трюки с оппозицией, цугцвангом и прочими атрибутами королевской борьбы уходят в небытие. Ибо нет в них никакого смысла, когда пешка просто идет в ферзи.
Для того чтобы быстро узнать, пройдет или не пройдет, и существует правило квадрата, идеально пригодное и для блица, ибо не требует никакого времени.
Если черный король своим ходом может войти в квадрат пешки ( рисуется в сторону черного короля) , то пешка без помощи своего папы не пройдет. Ну а если нет, то нет, и целый класс позиций исключается из нашего рассмотрения. Пешка идет сама, и надо только знать, как ставить мат ферзем и королем, что в блице очень важно, но об этом позже.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
(9-2-1)

Правило квадрата справедливо для всех пешечных эндшпилей, с любым количеством пешек. Против лома нет приема, если нет другого лома (с)
Если противная сторона не сможет создать свою проходную, то поражение почти неминуемо. Почти.
На это Почти есть свои исключения, но их мы уже рассмотрим в общем порядке.
Пока же, если не оговорено особо, мы считаем наши правила справедливыми только для тех случаев, когда черный король в квадрате пешки.
9.3 Правило Шестой
Здесь и дальше, мы будем вести двойную игру.
Объяснения правил мы будем вводить на строгом геометрическом понимании эндшпиля. Расширим наше видение решетки.

Теперь нам этого будет достаточно для объяснения всех остальных ключевых принципов пешечного эндшпиля.
А вот правила мы будем вводить, так, чтобы мы смогли ими воспользоваться в блиц.
Правило, которое мы введем сейчас, создано специально для нашего курса.
Конечно, оно не отменяет глубоких исследований теоретиков и многих страниц Авербаха с раскраской ключевых полей крестиками.
Еще раз повторим, мы никак не претендуем на опровержение классиков.
Наша задача лишь представить теорию в таком виде, чтобы они были максимально просты. При этом, само собой правила будут несколько дидактичны и иметь всякие исключения. Но в пешечном эндшпиле, как говорил Бендер, полную гарантию может дать только страховой полис.
Итак, мы уже выяснили, что 8я горизонталь имеет критическое значение для черного короля. Там решетка обрывается и невозможен ход назад. Таким образом, там черный король не может устоять в том случае, когда пешка идет на 7ю без шаха!
Линией параллельной 8й, оппозиционной является 6я.
Вот этот факт и ведет к нашему Правилу Шестой
Белые выигрывают, если король встанет на шестую горизонталь впереди своей пешки

С двумя исключениями
1. Пешке ничего не угрожает.
2. Пешка не ладейная.
(9-3-1)
2k5/8/8/3PK3/8/8/8/8 w - - 0 1
Итак, в позиции (9-3-1) мы не должны особо думать, куда ставить короля, и считать всякие поля соответствия и критические поля.
Можно пойти на d6, можно на e6. Все одно шестая, и неважно.
А вот 1.Крf6 уже плохо, ибо черные ответят 1...Kpd7 и пешка будет под угрозой. Придется вернуться белым королем назад 2.Крe5, и чистая 6я вдруг становится недостижимой мечтой после оппозиционного 2...Крe7
Второе исключение - ладейная пешка - легко объяснимо из того, что в позиции типа (9-1-1) Пат будет в любом случае.
Этот тип эндшпиля мы рассмотрим отдельно, ибо как и в ладейнике он совершенно другой. В геометрию тедраэдрической решетки вступает еще один край доски.
То есть правила наши не будут распространяться на позиции с ладейной пешкой, если не оговорено особо.
9.4 Елочка
Осталось узнать, что же делать, когда мы попали на 6ю, и как туда попасть
- КАК МНЕ ПОПАСТЬ В ДОМ? - повторила Алиса уже совсем громко.
- А кто сказал, что вы вообще должны попасть в дом, барышня? - сказал Швейцар.- Начинать надо с этого вопроса, не так ли?
(9-4-1)
4k3/8/4K3/3P4/8/8/8/8 b - - 0 1
На самом деле 6я нам особенно не нужна. Просто этого достаточно для победы.
Если мы на 6й, то есть два варианта
1. Если пешка попадает на 7ю без шаха ( например при ходе белых) , то пусть и идет. (9-1-1)
1. d6 Kd8 2. d7
2. В противном случае, надо встать для начала перед пешкой и делать в оппозиции елочку. Черный направо, белый налево.
1. ... Kd8 2. Kd6 Ke8 3. Kc7! 1-0
Елочка также и помогает добраться до 6й, если суметь занять оппозицию . Мы это уже видели.
(9-4-2)
8/3k4/8/8/3PK3/8/8/8 w - - 0 1
1. Kd5!! Kc7 2. Ke6 Kd8
(если 2. .. Kc6 то 3. d5+ Kc7 4. Ke7)
3. Kd6! Ke8 4. Kc7 Ke7
и пошла
5. d5 1-0
Если оппозиция не в пользу белого короля, то все зависит от того, есть ли у пешки в запасе ход
(9-4-3)
8/3k4/8/3K4/8/3P4/8/8 w - - 2 1
Здесь он есть 1.d4+- Если бы пешка уже была на d4, то была бы ничья.
Если в позиции (9-4-1) пешка была бы на d3, то белый король мог и забить на оппозицию 1.Кe5
Отметим факт запасных ходов пешками, как архиважный для пешечного эндшпиля вообще
Итак, мы рассмотрели все основные идеи при королях, вступивших в непосредственное взаимодействие.
Есть правда еще позиции с ладейной пешкой и один трюк при пешке коневой, для которых вмешивается фактор края доски, но об этом потом.
И вот теперь перед нами стоит титаническая задача в двух словах описать принцип игры и в тех позициях, где короли еще далеко друг от друга. Ясно, что сближения им обычно не избежать, но вот как это будет происходить...
Как следует из тетраэдрической геометрии в пешечном эндшпиле шахматная доска инвариантна относительно сдвига на две вертикали или горизонтали.
Отсюда и следует существование мистической константы в две линии.
Эта же константа определяет и цели игры в позициях, когда белый король еще не добрался до выигрывающей Шестой.
Для выигрыша вне зависимости от оппозиции нужно быть на ДВЕ линии впереди пешки ( через клетку), как ясно видно на (9-4-3)
Если двух клеток нет, то выигрыш зависит от захвата оппозиции, которая также есть следствие Инварианта Двух Линий.
Поскольку надо всегда принимать во внимание безопасность пешки, то практически это означает, что король должен обитать либо на вертикали пешки, либо на соседних, чтобы ее защитить. Отсюда и рождается понятие трех ключевых полей, которые у Авербаха в большом количестве рассыпаны по диаграммам в виде крестиков.
Мы же теперь видим главное - Первооснову - Инвариант Двух Линий, как Амбер, порождающий свои отражения - оппозиция, критические поля... И многое другое, что мы еще увидим.
Отсюда следует удивительный вывод (последний раз предупреждаем об исключениях, которые всегда можно найти)
Если между дальними королями нет пешек, то оценка позиции не меняется, если просто вырезать между ними Две горизонтали
(9-5-1)
3k4/8/8/8/3PK3/8/8/8 w - - 0 1
Сравним эту позицию с (9-1-3). Черные должны защищаться точно также, как и раньше.
Если же белый король попрется вперед, в виртуальную зону, которую мы условно вырезали, то он встречается там оппозицией.
Пример
1. Ke5 Ke7 2. Kd5 Kd7 3. Kc5 Kc7 4. Kc4 Kd6 =
При ходе черных единственный ход -
1. ... Ke8!! =
(9-5-2)
4k3/8/8/8/3PK3/8/8/8 w - - 1 2
Демонстрирующий еще одно следствие из Инварианта - дальнюю оппозицию, которая может часто заменить обычную.
Самый внимательный читатель может нас хитро спросить, а можно вырезать не Две, а Четыре горизонтали? ( понятно, что для позиции, когда расстояние между королями еще больше)
И мы ответим, в данном случае, в однопешечном эндшпиле - нет. Потому что, тут у пешки будут запасные темпы, которые сломают всю красивую геометрию. Но если их вдруг, в какой нибудь другой позиции не окажется, то можно будет и Четыре :)

Итак, мы выяснили, куда должен стремиться белый король, чтобы победить.
Для удобства читателей, знакомых с трудами Авербаха и Дворецкого, приведем специальную диаграмму для иллюстрации связи нашей теории инвариантов и классических терминов.

Ну вот мы и смогли понять, как же действовать, если осталась одна неладейная пешка. Нам осталось привести пару примеров и перейти к следующей части.
(9-5-3)
5k2/8/8/8/1P6/8/8/3K4 w - - 1 1
Эта позиция во многом искусственная, учебная, но она довольно поучительна и приведена как у Авербаха, так и Дворецкого.
Как мы знаем, белый король должен проникнуть на 6ю горизонталь. И потому, что пешка на 4й и потому, что на 6ю надо вообще.
То есть, вариантов в смысле куда бежать нет. Единственный вопрос, как бежать.
И вот тут мы вспоминаем важную способность королей отгонять супостата плечом. Мы сталкивались с ней еще в Ладейном Эндшпиле - Алехин-Боголюбов
В пешечном эндшпиле эта способность ( помните, короли не могут находиться на одном ребре решетки) приобретает характер тотальный.
Если мы тупо попремся вперед, то черный король успеет встретить и плечо подставить.
1. Kd2?? Ke7 2. Kd3 Kd6 3. Kc4 Kc6 =
Белые должны максимально избегать вражину, и лучше всего здесь работает проход по флангу.
1. Kc2! Ke7 2. Kb3 Kd6 3. Ka4 Kc6 4. Ka5
Все, теперь черный король должен уйти.
(9-5-4)
8/8/2k5/K7/1P6/8/8/8 b - - 8 1
1...Kb7 2. Kb5 +- с оппозицией и захватом 6й путем елочки
Проход по флангу неожиданно важен и в другой ситуации, на первый взгляд симметричной.
Это упомянутая нами ранее позиция с коневой пешкой. Это уже бой не бесконтактный, но мы приводим эту позицию для иллюстрации нового принципа.
(9-5-5)
1k6/8/1K6/1P6/8/8/8/8 w - - 8 1
Эта позиция вроде бы ничем не отличается от (9-4-1) и надо просто отойти королем, и двигать пешку.
Не отличается ничем, кроме одного, близок левый край доски. Он создает возможности для патовых угроз, чем черные могут пользоваться.
Если отойти вправо, то это не выпускает выигрыша, то тратит ценное время.
1. Kc6 Ka7!!
и приходится вернуться на место.
2. Kc7 Ka8 3. Kb6 Kb8
Ибо как раньше, при центральной пешке 2. b6+?? Ka8!! 3. Kc7 = приводит к пату. Вот он эффект края доски.
Поэтому и тут надо прорываться по флангу . Тогда сюрпризов не будет.
1. Ka6!! Ka8 2. b6 Kb8 3. b7 1-0
Пересечение вертикалей рядом с пешкой, где белый король ее защитит, с линией через две клетки от пешки, и есть те самые ключевые поля, о которых говорили классики. Так что никакого противоречия с классической теорией у нас нет.
9.6 Ладейная пешка
В пешечном эндшпиле ладейная пешка несомненно является ничейной смертью.
Практически все что говорилось о принципах пешечного эндшпиля в предыдущих главах сейчас можно забыть.
И главной причиной является то, что нахождение черного короля перед пешкой, на ладейной вертикали, или на соседней вертикали обеспечивает ничью.
Это следует из (9-1-1) - Пат будет всегда. Поэтому все тонкости оппозиции идут лесом.
Практически нужно всего лишь забиться в угол, чтобы гарантировать себе ничью. Все, что смогут сделать белые - это поставить пат.
(9-6-1)
k7/8/8/8/1K6/8/P7/8 w - - 0 1
Забегая вперед, отметим, что ничейная смерть настолько тут сильна, что черные делают ничью, даже если у соперника есть слон неуглового цвета
Другой типичной ничейной стойкой является
(9-6-2)
8/K1k5/8/8/8/8/P7/8 w - - 0 1
Ничью можно сделать и так, заперев белого короля. Либо белые пропустят черного в угол, либо самозапатуются, или отдадут свою пешку.
Забегая опять же вперед, отметим, что если белый король совсем заперт в углу своей пешкой, то возможны позиции такого типа, где не помогает и лишний конь.
Вот и все. Вариантов сегодня не будет.
9.7 Однопешечный эндшпиль (Заключение)
В виде исключения мы покажем еще этюд, позицию практически малореальную, но полезную с точки зрения иллюстрации вышерассмотренных принципов.
Мандлер, 1969
8/8/k5p1/8/8/8/K7/8 w - - 0 1
Понятно, что следующим ходом надо вступить в квадрат пешки, т.е пойти на вертикаль b. Какое поле выбрать....
Вспоминаем...
Если между дальними королями нет пешек, то оценка позиции не меняется, если просто вырезать между ними Две горизонтали
Вот тут есть определенная засада, исключение, ибо такое удаление приведет к тому, что пешка становится далеко не в квадрате. Придется вырезать и две вертикали для симметрии. Теперь все становится гораздо яснее.
Пускать черного ближе белые не вправе. Вперед же, в виртуальную вырезанную зону, где нет пешки, соваться без обладания оппозицией категорически запрещено
То есть, остается один вариант - бежать по горизонтали к полю g2, чтобы получить позицию (9-5-1). Вот так, методом исключения мы решаем позицию.
1. Kb2 Kb6 2. Kc2 Kc6 3. Kd2 Kd6 4. Ke2 Ke6 5. Kf2 Kf6 6. Kg2 =
И у черного короля нет поля g6
8/8/5kp1/8/8/8/6K1/8 b - - 11 6
Если черный король все-таки сунется в виртуальную зону, то как и прежде - встречаем оппозицией
1. Kb2 Kb6 2. Kc2 Kc5 3. Kc3!! =
И бежим уже вправо, оппозицию сохраняя. Вот и все наши принципы для этого эндшпиля.
9.8 Две пешки. Связанные.
Такие случаи, чтобы две пешки не выиграли, практически нет, хотя искусственно создать такую позицию всегда можно.
Для этого надо, чтобы черный король спокойно сожрал одну пешку, и оказался в квадрате другой. Но это слишком много хотеть от позиции. Связанные пешки практически исключают возможность невыигрыша вообще.
8/8/8/4P3/3P4/8/8/8 w - - 0 1
Заднюю пешку жрать нельзя, поскольку король окажется не в квадрате. Белый папа приходит с любого места, и начинает двигать обе в ферзи.
Вообще это малоинтересно, но для блица нас интересует как это сделать как можно быстрее.
Правила ниже касаются исключительно скорости, но никак не самого факта выигрыша.
(9-8-1)
8/8/8/3kP3/3P4/8/8/4K3 w - - 0 1
Итак, правило - место короля сбоку хвоста свиньи.
1. Kd2 Ke6 2. Kc3 Kd5 3. Kb4!!
8/8/8/3kP3/1K1P4/8/8/8 b - - 5 3
Вот это важно. В конце мы приведем сравнительный вариант
3...Ke6 4. Kc5 Ke7 5. d5 Kd7 6. e6+ Ke7
(Если 6. .. Kc7 7. d6+ Kc8 8. Kc6 Kd8 9. e7+ Ke8 10. Kc7 и будет то же самое)
7. Kc6
Методичное, квазипериодическое движение, крайне характерное для пешечных эндшпилей.
8/4k3/2K1P3/3P4/8/8/8/8 b - - 2 7
7...Ke8 8. d6 Kd8 9. e7+ Ke8 10. Kc7 1-0
А теперь, как это обычно делают одноглазые. Ставят короля позади пешек, дожидаются ухода черного короля из щели между пешками, и потихоньку эти пешки продвигают. Это еще более методично, но несколько медленнее.
План №2
1. Kd2 Ke6 2. Kd3 Kd5 3. Ke3 Ke6 4. Ke4 Kd7 5. d5 Ke7 6. e6 Kd6 7. Kd4 Ke7 8. Ke5 Kd8 9. d6 Ke8 10. e7 Kd7 11. Kd5 Ke8 12. Kc6 Kf7 13. Kd7 1-0
Вроде бы и разница небольшая, подумаешь три хода, но потом набежит разница еще в три хода на недостатках в технике матования ферзем или ферзями, и, опаньки, в выигранной позиции упал флаг. Пичалька.
Главной проблемой тут является опять же пешка ладейная
(9-8-2)
8/Pk6/1P6/1K6/8/8/8/8 w - - 6 1
При проведении обоих планов выше белые неминуемо поставят пат. Выход из этой ситуации необходимо знать.
Ладейную надо сбросить!
1. a8=Q+!! Kxa8 2. Kc6 Kb8 3. b7 1-0
Пешка прошла на 7ю без шаха, и значит победа.

Если пешки не связанные, то ситуация меняется незначительно. Как правило, двух лишних костей для выигрыша достаточно, даже в самом неблагоприятном случае пешек сдвоенных.
Мы видели, что и при одной пешке черные держатся единственными ходами. Лишняя пешка же дает обычно запасные темпы, которые убивают всякую оппозицию.
Если пешки изолированные, то принцип игры тот же.
Одну пешку белые ведут, вторую используют для запасных темпов, или отвлечения
Трудности возникают лишь в этюдах.
Э.Погосянц, 1961
8/3P4/1k6/1P3K2/8/8/8/8 b - - 0 1
Ход черных
Ближайшие ходы единственные.
1. ... Kc7 2. Ke6 Kd8
Но вот что делать теперь? Ход на d6 ведет к пату, так же, как и ход пешкой на b6. Редкое сочетание.
Придется пешку сбрасывать.
3. Kd5!! Kxd7 4. b6!!
Эта позиция дополнит нашу базу знаний однопешечного эндшпиля.
(9-8-1)
8/3k4/1P6/3K4/8/8/8/8 b - - 0 4
Теперь черный король вынужден отойти назад, после чего белые получают оппозицию в (9-1-2) с выигрышем.
4...Kc8 5. Kc6 1-0
9.8 Две пешки. Блуждающий квадрат.
Казалось бы, что нужно еще знать о преимуществе в две пешки...
Может показаться, что и предыдущие экскурсы в теорию пешечного эндшпиля были излишни, ибо общеизвестны.
На самом деле, рассмотренные идеи не столько решения конкретных позиций, столько базовые элементы понимания пешечного эндшпиля, которые будут исключительно важны потом, при рассмотрении эндшпилей многопешечных.
Вот и следующий вопрос, который имеет для двухпешечного эндшпиля характер сугубо схоластический, оказывается очень важным в плане глобальном. И вопрос этот таков: могут ли пешки пройти в дамки без помощи короля?
Ответом на него и является блуждающий квадрат

Строится он не на базе расстояния пешки до 8й, как это было в случае Истинного Квадрата (9-2-1), а на базе расстояния между пешками.
Если блуждающий квадрат достигает края, 8й горизонтали, то пешки способны пройти в ферзи без помощи папы.
Я думаю, что не имеет смысл приводить сейчас множества конкретных вариантов для различного положения пешек.
Достаточно понять, что при краевом квадрате пешка может свободно двигаться вперед, если, конечно, не будет немедленно сожрана.
Попытки черного короля что-нибудь съесть, навлекут выход из Квадрата Истинного, ибо он есть предел для возможностей короля задержать пешку.
Данное правило гораздо менее абсолютно, чем Правило Квадрата. Так, последнее действует на доске любого размера, что может быть интересным любителям шахмат сказочных.
С правилом Квадрата Блуждающего дела несколько хуже. Правило это эмпирическое и висит на различных нюансах.
Во-первых, расстояние между пешками в 4 вертикали обеспечивает победу вне зависимости от положения Квадрата.
(9-8-2)
8/2k5/8/8/8/P4P2/8/K7 w - - 0 1
Этот факт практически не отмечен в теории. Но, данная позиция формально удовлетворяет критерию касания доски, и выиграна. Поэтому никто и не заморачивается по этому поводу.
Заодно отметим, что положение пешек на второй горизонтали подчиняется правилам 3й ввиду возможности двойного хода.
На самом деле этот факт довольно случаен. На доске 10х10 пешки, разделенные 4мя вертикалями, пройдут вне зависимости от Квадрата.
Ключевой тут является возможность черного короля напасть на пешку в один ход, если она сделает движение вперед, и остаться в квадрате второй пешки.
При 4х и более вертикалях это невозможно, и пешки пойдут, не обращая на короля внимания.
Во-вторых, очень важен вопрос, сможет ли король отожрать пешки при некраевом Блуждающем Квадрате.
Ответ может быть странен -
Да, если между пешками ровно ДВЕ вертикали
(9-8-3)
8/8/2k5/8/1P2P3/8/8/7K b - - 0 1
Черный король тут может напасть на пешку и съесть обе
1...Kb5! 2.e5 Kc6!! 3.Kg2 Kd5! 4.b5 Kxe5 =
Если между пешками одна или три вертикали, то данный маневр не проходит. Черных король должен лишь смиренно ожидать, сможет ли подойти король белый или нет. Он может лишь удержать пешки, но не уничтожить.
При расстоянии в одну вертикаль пешки образуют ежа.
(9-8-4)
8/2k5/8/1P1P4/8/8/8/7K b - - 0 1
1...Kb6 2.d6! Kb7 3.Kg2 Kb6
Еще хуже 3...Kc8, ибо после 4.b6 пешки уже могут не ждать своего короля.
4.Kf3 1-0
При расстоянии в три вертикали пешек трогать уже нельзя. Черный король вынужден тусоваться посередине между пешками в слабой надежде, вдруг кто дернется на баррикады.
8/8/8/2k5/8/P3P3/8/7K b - - 0 1
При 4х вертикалях, как мы уже говорили, белые выигрывают всегда.
Вот на этом мы и закончим наш базовый теоретический курс. Следдующая часть будет посвящена позициям Пешка против Пешки.
Лирическое отступление. Чужой против Хищника
Вышерассмотренных принципов уже вполне достаточно, чтобы начать ориентироваться в острых пешечных эндшпилях, где у обеих сторон есть проходные пешки. Игра сводится к тому, у кого круче лом.
Поэтому важно еще раз подчеркнуть
Связанные пешки практически не могут быть сожраны, но без своего короля легко задерживаются.
Изолированные пешки могут быть отожраны, но, попав в блуждающий квадрат, могут идти без своего короля.
Классическая партия, иллюстрирующая борьбу разных сил
Taimanov,M - Botvinnik,M [D45]
Ch URS (match), 1952
4r2k/7p/4r3/p2pp3/1qpP3P/5P2/PQ2R3/K3R3 w - - 0 45
У Тайманова хуже, но в нашу задачу не входит полный анализ этой позиции, проделанный уже давно многими классиками.
Главное - посмотреть, как очень сильный гроссмейстер поддается гипнозу связанных пешек, по народному поверью гарантирующих от поражения.
45.Qxb4 axb4 46.Rxe5 Rxe5 47.Rxe5?? Rxe5 48.dxe5 d4
7k/7p/8/4P3/1ppp3P/5P2/P7/K7 w - - 0 49
Тайманов все разменял. На первый взгляд, все должно закончиться рыбой. Короли сторожат чужие пешки на паритетной основе и договоре о ненападении. Но...
49.e6 Kg7 50.f4 d3 51.Kb2 h5 0-1
8/6k1/4P3/7p/1pp2P1P/3p4/PK6/8 w - h6 0 52
Вот здесь до Тайманова наконец дошло, что происходит. Черный король имеет бесконечное количество ходов, и белый из-за цугцванга должен покинуть поле b2.
На что последует ...b3 и черные получают при взятии на b3 b3+d3 - победный блуждающий квадрат, который выиграет на цугцванге
А при ходе пешкой а вперед - три связанные b3, c3, d3, которым и никакой цугцванг не нужен.
Конец Первой Части