TOPIC: Качество и методика школьного образования №3
Качество и методика школьного образования №3
10 Окт 2016 16:12 #61
))
Когда-то я учился в обычной советской школе на окраине Москвы. Теперь ее нет в том смысле, что она - объединительное поветрие такое - входит как "Корпус 2" в состав более крупного образования, гимназии № 1748 "Вертикаль", где одних только учителей почти 140 человек!
Экзамен по российской словесности длился пять часов: за это время нужно было написать полноценное сочинение (сейчас бы сказали «эссе»), посвящённое заданной теме. Кстати, темы варьировались в зависимости от региона страны: так, в Казанской губернии могли спрашивать о значении Волги в истории России, а в Петербурге — об отличительных чертах творчества Жуковского и Пушкина. Формулировки тем могли содержать русские поговорки или ставить вопросы исторического или этического характера.
Экзамен по математике тоже длился пять часов, в нём было четыре задачи: уровень их сложности варьировался от подготовки учеников в конкретном регионе. Вот пример задачи по алгебре, которую должны были решить гимназисты-выпускники в Петербургском образовательном округе:
«Разность двух дробей равна сумме 10 членов арифметической прогрессии, в которой 1-й член равен ⅟200, 10-й член равен 0,015, а знаменатели этих дробей равны корням уравнения x2 — 7x + 10 = 0. Найти эти дроби».
На экзаменах по древним языкам нужно было переводить тексты, знать грамматику и синтаксис, понимать «философские сочинения Цицерона, сочинений „Метаморфоз“ Овидия, „Энеиды“ Вергилия, од, сатир или посланий Горация».
Требования к экзаменам по Закону Божьему и истории были довольно размытыми. Большой упор в проверке знаний по истории уделялся понимаю истории Древней Греции, Древнего Рима и Российской истории.
По математике как-то чересчур просто для выпуксного
Ну извините, 4 таких задачи на 5 часов - это не то, что надо.
Над чем тут думать целый час? Либо человек в принципе не может такую задачу решить, тогда он ее и за 2 часа не решит, либо он ее за несколько минут напишет, писанины тут всего ничего.
А вообще задача не на ум, а на усердие, тут даже минимальной работы мысли или находчивости не надо проявить, только скрупулезно выполнить алгоритм. Плохая задача.
Граждане, ведь это не олимпиадная задачка, а задача, расчитанная на самого обычного выпускника, возможно даже женского рода, причем XIX века! И потом, ниоткуда не следует, что это была ЕДИНСТВЕННАЯ задача на 5 часов. Первые одна-две задачи должны быть достаточно легкими, просто на знание пройденного материала. А в этой задаче нужно знать дроби, формулу суммы арифметической прогрессии (или сообразить, как ее вывести), уметь вычислить корни квадратного уравнения, составить уравнение с несколькими неизвестными и, наконец, решить его в целых числах.
А вообще задача не на ум, а на усердие, тут даже минимальной работы мысли или находчивости не надо проявить, только скрупулезно выполнить алгоритм. Плохая задача.
Ну да, на усердие... Но почему ж плохая...
Усердие, это как раз то, что требуется от выпускника школы
Вот поступит в университет, тогда уж другие задачки будет решать...
А будущему коллежскому регистратору или приказчику в лавке нужно именно усердие
Дроби - это вообще гроб с музыкой. Помню, как мы решили застеклить балкон. Пришел обмерщик, все обмерил и посчитал общую сумму. Потом вычислил отдельно 5-% скидку. Вычел из первого второе и назвал окончательную сумму. Я сказал, что проще было бы умножить общую сумму на 0.95. Это стало для него новостью. Но он не постеснялся спросить, почему это так, молодец.
Это дичь. Невозможно принести в школу цифру, не зная, как она будет влиять на ребенка определенного возраста, это дичь. Это нельзя делать, потому что делать нельзя никогда.
Качество и методика школьного образования №3
16 Фев 2018 20:55 #75
инфолиократ
Vladimirovich wrote:
onedrey wrote:
А вообще задача не на ум, а на усердие, тут даже минимальной работы мысли или находчивости не надо проявить, только скрупулезно выполнить алгоритм. Плохая задача.
Ну да, на усердие... Но почему ж плохая...
Усердие, это как раз то, что требуется от выпускника школы
Вот поступит в университет, тогда уж другие задачки будет решать...
А будущему коллежскому регистратору или приказчику в лавке нужно именно усердие
Ув. Самоед возможно согласится: когда-то действительно (в докалькуляторную эпоху, а со счетами в школу тоже не ходили) были арифметические задачи на внимательность.
«Разность двух дробей равна сумме 10 членов арифметической прогрессии, в которой 1-й член равен ⅟200, 10-й член равен 0,015, а знаменатели этих дробей равны корням уравнения x2 — 7x + 10 = 0. Найти эти дроби».
А квадратное уравнение еще раз напомнило, что на 2-м курсе на ФОРТРАНЕ пришлось составлять программку для решения квадр. ур., чтобы зачет по ЭВМ получить. (а в 90-е годы уже школьники программки такие писали... )
По сабж: нужны или не нужны т.н. лицеи, гимназии и прочие спецшколы сейчас? Ведь никому не секрет, что тот кто может и хочет учиться, тот все равно будет учиться... Х павагай да неабыякавых
— Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?
— Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.
— То есть?
— Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.
— У вас и правда был такой слабый набор?
— В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку — 83. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: “Вы получили “супертовар”. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!” Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!
— В чем ее причина?
— В какой-то степени в “олбанском” интернет-языке. Однако главная беда — ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.
— С этим можно что-то сделать?
— По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета. Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.
— Многих можете потерять?
— Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню.Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.
Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок.
и сам доцент вещдоками не отстаёт от своих будущих студентов
Но вы ведь наверняка в России ни разу не были, Хайдук, с россиянами не общались, да и европейцев западных, скорее всего, знаете только понаслышке. Вы, к примеру, не знаете, что немецких школьников после окончания начальной школы делят на три группы: те, кто учился хорошо, идут в гимназию. Те кто учился средне, идут в реальную школу(реальшуле). А те, кто учился плохо, идут в так называемую "главную школу"(хауптшуле). Программа в гимназии примерно такая же, как в обычной российской школе, но с бОльшим упором на иностранные языки. Программа в реальных школах упрощенная, для троечников, но кое-чему их там все-таки учат. А вот в хауптшуле программа такая, что выпускники не могут устроиться на работу даже официантами в кафе, поскольку не умеют толком считать. Разумеется, и читать они тоже толком не умеют, да и не хотят. Были у меня знакомые, дворовые хулиганы из Казахстана, которые в родном Казахстане оценки выше "тройки" никогда не получали. Приехали они в Германию, определили их в хауптшуле, и стали они там круглыми отличниками. Я, помню, удивился таким их достижениям, а они засмеялись и объяснили, что изучают в выпускном классе этой хауптшуле то же самое, что изучали когда-то в пятом классе казахстанской школы. Так что ваши рассуждения о "качестве", Хайдук, едва ли основаны на внимательном изучении вопроса.
качество оно комплексное, Пиррон, это не только учёба, но и дисциплина, трудовые навыки, чувство личной ответственности, самостоятельность, уважение чужого периметра, степень "стадности" с самодурством и пр.
Что касается, например, дисциплины, то после всех нововведений "либеральной педагогики" такое понятие для немецких учителей вообще перестало существовать. Есть среди них люди, у которых просто характер такой, что они не терпят бардака у себя на уроках. Но это их личная инициатива, а не обязательное требование. У большинства учителей ученики о дисциплине вспоминают нечасто - в особенности если им и учиться-то особенно нечему, как в этой хауптшуле. Люди валяют годами дурака и учителя их ничем не напрягают - ибо ученика нельзя "травмировать", он должен получать постоянно "шпас"(удовольствие). В итоге формируется то, что немцы называют "шпас-гезельшафт"(шпас-общество). Человек, не приученный с детства ни трудиться, ни учиться, зато приученный к мысли, что жизнь его должна быть непрерывным "шпасом" - вот таков самый распространенный продукт либеральной педагогики даже в стране, которая еще шестьдесят лет назад могла считаться по праву одной из лучших по части образования. Безусловно, те люди, которые в таких условиях, за счет своих усилий и усилий родителей, все-таки получают нормальное образование и воспитание - это очень толковые ребята. Но их, как вы сами понимаете, немного.
И Пиррон совершенно прав
Не были Вы в России, ув.Хайдук
в Москве я бывал дважды и в Минске однажды, когда меня обокрали в отеле (бутылку коньяка Плиска не тронули, однако ), но деньги были со мною, thank God.
и Пиррон не прав, конечно - средний уровень быдла это каверзная штука, а вас русских я знаю...
Я не могу быть не прав, Хайдук, поскольку оба моих поста, особенно первый - это только рассказ о хорошо известных мне фактах, "информация к размышлению".
Ну, у меня были идеальные условия для вытягивания себя из "русской трясины", поскольку двадцать лет я провел в трясине нерусской. По моему субъективному убеждению, если и существует где-то трясина массового тупизма, из которой трудно вырваться, так это именно у вас, в Штатах. Все-таки Германия, да и Россия, еще не настолько "демократичны", и их культура далеко не сразу свелась к промыванию мозгов и масскульту, основа у нее все-таки иная, и она еще не полностью уничтожена. А у вас все заточено на оглупление и одурачивание масс, при этом вы варитесь в собственном соку - что делает пропаганду и масскульт особенно действенными. Вы лично еще проявляете какую-то удивительную для американца самостоятельность суждений - мы тут встречали и людей, которым неслабый природный интеллект и отличное образование не мешали относиться к самым бредовым перлам американской пропаганды, как к гласу Божьему.
И тут важно отметить, что если что и было хорошего в СССР, так это образование.
Теперь же усилиями придурков, либералов и прочих далпаепов, начиная с Ельцина, российское образование стремительно деградирует и очень повезло тому, у кого есть бабушки и дедушки с верхним образованием того времени.
Причем все делается по пиндосским калькам, в т.ч. и ЕГЭ
В итоге формируется то, что немцы называют "шпас-гезельшафт"(шпас-общество). Человек, не приученный с детства ни трудиться, ни учиться, зато приученный к мысли, что жизнь его должна быть непрерывным "шпасом" - вот таков самый распространенный продукт либеральной педагогики даже в стране, которая еще шестьдесят лет назад могла считаться по праву одной из лучших по части образования.
А почему ВВП тогда один из самых высоких в мире?
Сдается мне, что шпас не ломает человеку психику.
А когда с самого детства ты чувствуешь себя как козел Тимур в клетке с тигром Амуром - не знаешь, когда советская власть вцепится в твой бок зубами - тут только можно спиться или сойти с ума, но не начать работать.