Смерть Екатерины Михайловны Хомяковой, последовавшая после непродолжительной болезни 26 января 1852 года, угнетающе подействовала на Гоголя. На утро после первой панихиды он сказал Хомякову: Все для меня кончено! Тогда же, по свидетельству Степана Петровича Шевырева, друга и душеприказчика Гоголя, он произнес перед гробом покойной и другие слова: Ничего не может быть торжественнее смерти. Жизнь не была бы так прекрасна, если бы не было бы смерти.
Екатерина Михайловна была сестрой одного из ближайших друзей Гоголя, поэта Николая Языкова. Она скончалась тридцати пяти лет от роду, оставив семерых детей. Смерть эта так тяжело отозвалась в душе Гоголя, что он не нашел в себе сил пойти на похороны.
После кончины Екатерины Михайловны Гоголь постоянно молился. Между тем, как узнали мы после, — рассказывал Шевырев, — большую часть ночей проводил он в молитве, без сна. По словам первого биографа Гоголя Пантелеймона Кулиша, во все время говенья и прежде того — может быть, со дня смерти г-жи Хомяковой — он проводил большую часть ночей без сна, в молитве.
Гоголь был странным больным человеком.[21] После «Ревизора» он воображал, будто вокруг него ползает и перешептывается вся враждебная ему Россия, пытаясь его погубить, хваля и понося его пьесу.[22] Он – «самый необычный поэт и прозаик, каких когда-либо рождала Россия»[23] и эта необычность во многом объясняется физиологически: физическая слабость, фобии воспаленного воображения: всю жизнь он страдал болезненной брезгливостью от всего слизистого, ползучего, увертливого. Худая черная кошка, ящерица вызывали у него такой приступ отвращения, что он был способен задушить и закопать кошку или целый день элегантной тростью убивать ящериц, выползающих погреться на солнечные тропки (как тут снова не вспомнить эстетику зла, о которой говорилось ранее). Не из-за жестокости, нет. А все из-за той тошноты, которую вызывал у него вид извивающейся плоти, напоминающей ему черта. Этот образ был настолько едким, что мир, пропущенный через Гоголя, отраженный его болезненно-чувствительным восприятием, зачастую оказывался густо окрашенным слизистой чернотой извилистой плоти нечистого.
Творчество выдающегося русского писателя Н. В. Гоголя с большой серьезностью начинают изучать еще в средней школе, рассуждая о русской душе, гнилости российской глубинки, забывая, что художественный мир - это не реальный мир, а отражение собственного «я» писателя, которое он находит в реальной действительности, отбрасывая все, что не соответствует ему. Литература отражает, прежде всего, индивидуальности ее творцов и только затем все остальное. Она всегда является кривым зеркалом, так как по преимуществу нацелена на изображение конфликтов и уродств жизни.
Гоголь, Россия, корабль в какой-то миг сливаются воедино, становясь гоголь-россия-кораблем с единой судьбой. Отчего же Гоголю вменяется ответственность за судьбу России? Гоголь - великий мастер слова. А слово обладает огромной силой. Королев говорит, что язык — это обыкновенный фашист, что власть слова слишком велика и божество глагола жаждет крови, о том, что тенью круглой фразы становится отрубленная на гильотине революции голова врага народа. Война может быть не только войной пушек, но и фраз.[29] Фразы жаждут.[30] Жаждут приношений. «Мертвецы становятся восклицательными знаками во фразе. Смертоносное цветение фраз дает плоды.[31]
Каждый текст Королева — это череда диспутов, зал судебных заседаний, переходящий из произведения в произведение. Разбирательство идет все о том же — Добро, Зло, Красота, Бог. Королев решает сложнейшие нравственно-философские уравнения с помощью «плоскостно намалеванных образов»[35], грубых, но в тоже время искусных мазков кисти художника, из-под которой бильярдным шаром выкатывается голова Гоголя и, обнажая неприглядность мира, вызывая за собой настоящий град из других голов, несется сквозь пространство и время; то появляется сапог, оказывающийся лейтмотивом всего творчества Гоголя и имеющий глубокий подсознательный и философский смысл, или вырисовывается нос, бесспорно, являющийся важнейшим атрибутом Гоголя и его творчества.
Анатолий Васильевич Королев, писатель, эссеист, драматург, родился в 1959 году в Свердловске. Королев окончил филологический факультет Пермского университета в 1970 г. и высшие театральные курсы в Москве в 1981 г
.....................
известность автору принесли повести «Гений местности («Нева» 1990, №7), «Голова Гоголя» («Знамя» 1992 №7), роман «Эрон» («Знамя» 1994, №7-8). Его произведения «Эрон» и «Человек-язык» номинировались на премию Буккера. В 2001 г. Роман «Человек-язык» также номинировался на премию «Национальный бестселлер».
Культурный центр имени Гоголя откроется в Риме в марте этого года. Известно, что русский классик страстно любил Италию. В Вечном городе прожил в общей сложности 9 лет – с 1837 по 1946 годы, изредка и с тоской возвращаясь в сумрак Петербурга. О России, – признавался автор Мертвых душ, – я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде. Рассказывают Новости культуры.
История о том, как в руках у Натальи Солодилиной оказался ключ от этой квартиры, достойна пера Гоголя. На римской улице Систина в течение ста лет не продавали жилье, а тут – второй этаж, та самая квартира. Окна будто обнимают его портрет с подписью Здесь жил Gogol.
Все будет, как при нем. Гоголь на звонке, его почтовый ящик. Он много писал, ему писали в ответ.
– Он действительно хорошо говорил по-итальянски?
– Вы знаете, он даже издавал пособие по итальянскому языку для русских, прибывающих в Рим.
Парадная. Лифта, конечно, не было. Узнав, что Гоголь возвращается домой, влюбленный в писателя совет кондоминиума сделал исключение: на дверь прибьют большую медную табличку Гоголь, над звонком напишут Гостиная.
В квартире – три комнаты. В прихожей будет библиотека на всю стену, гоголевский плащ, тросточка на вешалке. Две гостиные для приемов. В XIX веке у Гоголя вечерами бывал весь свет. На проживание в Риме Гоголь из царской казны получил 5000 рублей, но денег не хватало. Оттого – теперь доподлинно известно – следы пребывания Гоголя хранит весь подъезд.
В углу гостиной встанет рояль. Музею Пушкина заказали портреты: портрет Гоголя работы Иванова, портрет самого Иванова, так как художник здесь бывал. Квартира находится в отличном состоянии, но нужно освежить стены (они будут покрашены в теплый желтый цвет), провести электрику. Самое главное – рабочий стол вернется на свое место, к окну.
– Здесь Гоголь писал Мертвые души и смотрел из окна на Мадонну.
Квартира откроется после ремонта 20 марта. Это будет и музей, и культурный центр. Лауреатов юбилейной, пятой премии Гоголя будут принимать уже у писателя дома.